Международный арбитражный (третейский) суд

Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате образован в Республике Беларусь весной 1994 г. 12 апреля того же года введен в действие Регламент этого суда, урегулировавший организацию, компетенцию и правила рассмотрения хозяйственных споров международным арбитражным судом при БелТПП.

В Республике Беларусь принципиальное значение для развития подобного рода судов имело принятие Кабинетом Министров 12 февраля 1996 г. постановления «О Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате».

Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате получил статус постоянно действующего негосударственного независимого органа, осуществляющего правосудие на началах самоокупаемости.

В постановлении определялось подведомственность суда, указывалось на необходимость разработки и принятия закона о нем и образование в качестве структурного подразделения Международного арбитражного суда Морской арбитражной комиссии для рассмотрения споров, связанных с морскими перевозками.

9 июля 1999 г. издается Закон Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде», на уровне мировых стандартов регламентирующий правовой статус суда, создавший правовую базу для его функционирования.

В Законе предусмотрены виды третейских судов:

1. Международный арбитражный (третейский) суд как постоянно действующая арбитражная (третейская) организация;

2. Третейский орган, специально образуемый по соглашению сторон спора вне постоянно действующей арбитражной (третейской) организации для рассмотрения отдельного спора, т.е. международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора (ad noc – лат. слово – для данного случая).

Основная задача международного арбитражного суда – правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к его компетенции.

На его рассмотрение могут передаваться по соглашению сторон гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

Являясь негосударственной, некоммерческой организацией, действующей на возмездной и постоянной основе, международный арбитражный (третейский) суд признается юридическим лицом. Вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, в частности, обжалования арбитражных решений.

Органами постоянно действующего международного арбитражного суда являются его председатель и президиум.

Президиум состоит из председателя данного суда, его заместителей и иных членов президиума, назначаемых из числа арбитров.

Председатель – назначается учредителем данного суда, а заместители председателя и члены президиума – учредителем по представлению председателя постоянно действующего международного арбитражного суда. Все они назначаются сроком на пять лет.

Производство в третейском арбитражном суде осуществляется при наличии соглашения сторон о передаче спора этому суду, заключенного сторонами в письменной форме в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения.

Количественный состав международного арбитражного суда определяется соглашениями сторон, а при отсутствии такого соглашения включает трех арбитров.

Причем при составе этого суда из трех арбитров истец называет одного арбитра в исковом заявлении, ответчик сообщает о втором арбитре в ответе на иск, а два назначенных таким образом арбитра избирают третьего (арбитра-председателя).

Принципы деятельности международного арбитражного суда:

· равенство прав сторон;

· свобода выбора сторонами состава суда, применимого права, процедуры и языка судопроизводства;

· договорной подсудности всех рассматриваемых дел;

· приоритет общепризнанных принципов международного права;

· независимость международного арбитражного суда и арбитров;

· конфиденциальность рассмотрения дел;

· содействие окончанию спора посредствам заключения сторонами мирового соглашения;

· и обязательность выносимых решений.

Обжалование решения МАС может быть произведено в трехмесячный срок путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд о его отмене по основаниям, предусмотренным законом.

Экономический суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован 6 июля 1995 года того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.

Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть».

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его, не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство суда, выполняет определенные административные и иные функции.

Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному расследованию. Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности. При суде действует Научно-консультативный совет.


Наши рекомендации