Понятие о правоохранительной деятельности

Февраля 1960 г. – упразднено Министерство юстиции БССР.

Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного суда БССР.

Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы.

в 1970 г были ВОССТАНОВЛЕНЫ Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г..


Действующая судебная система РБ

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации .Судоустройство определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается».

Судебную систему Республики Беларусь составляет:

· Конституционный Суд Республики Беларусь

· общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

· хозяйственные суды, предназначенные для правосудия посредством хозяйственного и административного судопроизводства

Конституционный Суд создан в Республике Беларусь в апреле 1994г. впервые в истории белорусской государственности.

Система общих судов включает: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусские военные суды; Верховный Суд.

Систему хозяйственных судов образуют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд.

В системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды соответственно: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. (в системе общих судов) и хозяйственные суды по банкротству, земельные, налоговые и др.

Состав и порядок формирования КС

Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия.

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный Суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики, а именно: шесть судей назначаются главой государства и шесть – избираются Советом Республики.

Срок полномочий членов судьи – 11 лет, и они могут быть назначены (избраны) на новый срок. Предельный возраст – 70 лет.

Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет.

Компетенция КС

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

– о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь

– о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов

– о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного

Суда, Генерального прокурора

– о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции

(Конституции РБ и международ договорам, ратифицированными РБ)

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного Закона страны.

Заключение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда.

внесение рекомендательных предложений Главе государства, Парламенту, Совету Министров, высшим судам.

ежегодные послания Конституционного Суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей по требованию Президента Республики Беларусь или по поручению Правительства (ч. 5 ст. 100 Конституции) – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.(с 2008 года по закону О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь)

По предложению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом

По поручению Президента Республики Беларусь Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан

По предложению Президента Республики Беларусь, Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания, Совета Министров Конституционный Суд излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь

Районный (городской) суд

Районные (городские) суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции.

Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств. В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 154 районных (городских) суда, что составляет 96 процентов всех судов общей юрисдикции.

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, города Борисова, Минской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.

Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (слуцк).

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает только как суд первой инстанции

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Дела о преступлениях, за которые мера наказания не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей. Судьей районного (городского) суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен (ч. 1 ст. 62 «Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков (ч. 3 ст. 62 «Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания.

К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды

Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде( в основном по жалобам).

Дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим(суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов)

В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон.(например взыскание налога)

Верховный суд РБ

Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

l осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

l является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

l дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

l вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь» и признал правоту его позиции.

l рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

l имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

l обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:

l судебной коллегии по гражданским делам;

l судебной коллегии по уголовным делам;

l Военной коллегии;

l судебной коллегии по интеллектуальной собственности;

l Президиума;

l Пленума (ст. 46 Закона).

Пленум ВХС

В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда входят Председатель Высшего Хозяйственного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда, судьи Высшего Хозяйственного Суда, председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов.

В заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:

· Президент Республики Беларусь и его представители;

· Председатели палат Национального собрания и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания;

· Премьер-министр и его заместители;

· Председатель Конституционного Суда и его заместитель;

· Председатель Верховного Суда и его заместители;

· Генеральный прокурор и его заместители;

· Председатель Комитета государственного контроля и его заместители;

· Министр юстиции и его заместители;

· Министр по налогам и сборам и его заместители;

· Министр экономики и его заместители.

В соответствии со ст. 74 Кодекса Пленум Верховного Суда решает наиболее важные вопросы деятельности хозяйственных судов, а именно:

- рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- принимает решения о приведении постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда, признанных Конституционным Судом неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

- рассматривает представления Председателя Высшего Хозяйственного Суда о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

- рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

Пленум Высшего Хозяйственного Суда правомочен решать при наличии большинства членов Пленума, а в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом, - при наличии не менее трех четвертей от числа Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Секретарь Пленума Высшего Хозяйственного Суда осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом.

43.

Экономический суд СНГ

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, обеспечивающий единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован 6 июля 1995 года того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование.

Председатель и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть».

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его, не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство суда, выполняет определенные административные и иные функции.

Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному расследованию. Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности. При суде действует Научно-консультативный совет.

Понятие о правоохранительной деятельности

Одна из основных функций государства – обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан – важнейшая конституционная обязанность государства.

Правоохранительная деятельность:

1. связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

2. достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

3. правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика)

4. занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Органы, выполняющие правоохранительную деятельность: суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат, правовая служба, адвокатура.

4..Суд ,правоохранительные органы и юстиция

Суд—это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие. От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы. В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, деятельность суда способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция суда – всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства. До 90-х годов прошлого столетия суд относился к правоохранительным органам Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции.

Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

органы прокуратуры – прокурорский надзор,

органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений,

органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют ЮСТИЦИЮ государства.

Правоведы и практики часто используют понятие Уголовная юстиция (вся система государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона). Назначение органов уголовной юстиции – обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

5.

6.Правовые источники дисциплины. Понятие, виды, общая характеристика

Правовые источники учебной дисциплины «Судоустройство» – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, компетенцию и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности.

Источники:Конституция Республики Беларусь, Кодекс о судоустр и статусе судей(принятый ПП 31.05.2006 и одобренный СР 16.06.2006),

Основной Закон не допускает административно-командных методов управления обществом, объявляет человеческую личность высшей ценностью общества и государства.

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

КОДЕКС. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой. К действующим законам, регулирующим организацию правоохранительных органов и адвокатуры, относятся:

Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 22/-3;

- Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.;

Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г.;

- Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г. и другие.

К правовым источникам судоустройства относятся Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, а также ведомственные акты, регулирующие вопросы делопроизводства, статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, Положения и пр.

Источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства,

Возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим

Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Они являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц,

применяющих закон, по которому дано разъяснение. . Нормативность указанных актов высших органов судебной власти

оформляемых в виде постановлений пленумов этих судов,

Следует отметить возрастающую роль заключений Конституционного Суда Республики Беларусь в правовой жизни страны. Нормативные акты, признанные этим судом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта, если им нарушаются права и свободы человека, либо с момента, определяемого Конституционным Судом.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, иначе говоря, они обязательны для исполнения.

7. Международные стандарты организации деятельности суда и правоохранительных органов

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.);

Европейская хартия о статусе судей (1998 г.);

Основные положения о роли адвокатов (1990 г.);

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);

Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.

К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения:

право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки;

обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами;

презумпция невиновности;

равенство всех перед законом и судом;

беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел;

открытое судебное разбирательство;

право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией;

особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности, несовершеннолетних;

особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства и некоторые другие положения.

Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и

судоустройственном законодательстве, а также в процессуальных кодексах

8. Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.

Важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства является проведение наряду с экономической, политической и судебно-правовой реформы.(необходимость: новая Конст, колоссальные изменения в эконом и полит сфере общества, независимость РБ)

По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом.

Главные цели судебно-правовой реформы:

· создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

· утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

· воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, десятый – этапам реализации Концепции.

Этапы: подготовительный, переходный и завершающий.

За прошедшие годы большая часть предусмотренных Концепцией мер реализована. Обновлена правовая база юстиции, приняты кодексы и законы, регламентирующие ее организацию и деятельность. В республике утверждена независимая и самостоятельная судебная власть.

9.Съезды судей

Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г. В своей резолюции съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь. Большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано.

Разработана программа по кодификаци

Наши рекомендации