Салическая правда – памятник раннефеодального права; формы земельной собственности, преступления и наказания, судебный процесс.
Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев явл-ся Салическая правда(СП). Наиболее общая хар-ристика СП позволяет вы-делить, что она: представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков; отражает пережитки первобытнообщинного строя;раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собств-ти и появление частной собств-ти;защищает интересы имущих и их частную собств-ти;отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.
Важнейшим источником права являлись акты королей:эдикты, дек-реты,предписания (praeceptu),позднее капитулы и капитулярии.
Основное содержание СП-нормы,посвященные судебному процес-су и определяющие штрафы за различные правонарушения.Нормы гражд-го права,занимающие второстепенное положение,дают пре-дставление о процессе,развития права собств-ти на землю.
Земля.Часть земли составляла личные владения короля, существо-вало также крупное индивидуальное владение могущественных го-спод,приближенных короля.Основная часть земли принадлежала сельской общине. все пахотные на-делы после снятия урожая превращались в общее пастбище.Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежа-ло только общине. земля наследо-валась по мужской линии:"Земельное же наследство ни в коем слу-чае не должно доставаться женщине.В случае отсутствия сыновей у умер-шего земля переходила в распоряжение общины.Во 2-ой половине VI в.во франкском общ-ве произошли значительные изменения было установлено,что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь,брат или се-стра умершего,но "не соседи". С этого времени земля становится объектом завещания,дарения,купли-продажи.
Преступления и наказания.Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям. Все известные СП преступ-я можно свести к 4-ем видам: 1) преступ-я пр личности(убийство,членовредительство,клевета); 2)преступления пр собств-ти(кража,поджог,грабеж); 3) преступ-я пр порядка отправления правосудия(неявка в суд, лжесвидетельст-во); 4) нарушение предписаний.В СП упоминаются отягчающие обстоятельства(групповое убийство, убийство в походе,попытка скрыть следы преступления),говорится о подстрекательстве к кра-же или убийству.Субъектами преступления могли быть не только свободные франки,но также рабы.Целью наказания явл-ся возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за на-рушение королевского мира.Эпоха создания СП хар-ризуется от-миранием кровной мести.Взамен кровной мести устанавливается выкуп:вергельд-за убийство и пеня- за менее тяж преступ-я,размер выкупа зависел от национальности,сословной принадлежности .Выкуп делился на три час-ти:семье убитого,родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салич-й правде носил состязательный хар-р.Уголов- и гражд-е судопроизводство осуществлялось в оди-наковых формах.Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права,и процесс протекал в виде состяза-ния.Процесс был устным,гласным,отличался строгим формализ-мом.Салич правда называет три вида доказат-в.Среди них важное место занимает соприсяжни-чество.Соприсяжники- это родственники,друзья или соседи обви-няемого, к-рые явл-ся "свидетелями доброй славы" обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распростра-ненным видом доказ-ва яв-лись ордалии.К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.Вме-сте с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".Судебные споры разби-рались на собраниях свободных людей сотни под председательст-вом выборного судьи-тунгина.Приговор выносили выборные засе-датели-рахинбурги.Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Выс-шей судебной инстанцией являлся суд короля.
Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 г.
По Верденскому договору 843 г.из состава Франкской империи в самостоятельное гос-во была выделена Германия. Германское общ-во разделялось на два основных сос-ловия:военное-рыцарство и податное- крестьянство. Военное сословие было неоднородно.Помимо крупных землевладельцев,светских и духовных,в его состав входило дово-льно многочисленное среднее и мелкое рыцарство.Податное сос-ловие распадалось на свободное и несвободное.Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственни-ками.Несвободные являлись крепостными или холопами (двор-ней)землевладельцев.Горожане были или земельными собствен-никами,или торговцами и ремесленниками,они не могли рассма-триваться как податное сословие, поскольку обложение налогами падало на город,а не на отдельных граждан. В XII в. в Герм-и оформились феодальные сословия. Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собств-ти.Самым крупным собственником был король. Короли раздавали земли церковным и светским феодалам,но в тоже время присоединяли к домену захваченные чужие тер-рии и конфиск-е у феодалов. Взаимоотношения м/у феодалами строились на ленных связях и были многоступенчатыми,однако в некоторых случаях сохранялось прямое подчинение феодаль-ных собственников королю,что типично для раннефеодального гос-ва. В X-XIвв. рост феодального землевладения и этническое спло-чение населения страны привели к разложению системы ранне-феодальной организации.Герцогства превращались в территориа-льные княжества,представлявшие собой замкнутые полит образо-вания.Они располагали почти полным суверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин.Превращение фе-одала в князя осуществлялось путем установления права собстве-нности на все земли в черте его тер-рии и приобретения иммуни-тетных привилегий.В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии.Избрание короля князьями представля-ло собой юрид акт. Тот. кто не участвовал в выборах,считал себя свободным от королевской власти.Феодальная раздробленность Герм-и была закреплена Золотой буллой 1356 г.,изданной при императоре Карле IV. Основная часть документа состоит из 31 главы 6- посвящены вопросам,связанным с избранием римского короля, к-рый должен стать императором,4-попыткам установить феодаль-ный порядок,а 21-князья-избирателям,их привилегиям.В ЗБ юри-дически закреплялась практика выборности королей в Германии. Впервые в официальном документе был сформулирован состав тех, кто его избирает – семь курфюрстов. Выборы производились во Франкфурте названной коллегией в лице самих правителей или их послов после принесения присяги.Срок изби-рательной процедуры был строго ограничен 30 днями.Выборы производились без пауз.Если через 30 дней курфюрсты не выб-рали императора,то «они должны были перейти на питание лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города,пока не будет избран новый правитель христианского народа».Был зак-реплен принцип выборности-большинство курфюрстов,т.е. груп-па из 4-х чел-к.Были отмечены возможные обстоятельс-тва,к-рые могут помешать,и предусмотрено,чтобы выборам ничего не помешало.Карл стремился, очевидно,предусмотреть любые мелочи,к-рые могли бы затруднить процедуру избрания. Например,голос неявившегося или опоздавшего не учитывался. Были даны обязательства всем князьям поддерживать курфюрс-тов,направляющихся на выборы.Даже если это был их личный враг,они были обязаны дать курфюрстам сопровождение и охра-ну для участия в выборах.Четко устанавливается,кто из князей является курфюрстами.Карл IV смог не только добиться недопу-щения своих сильнейших врагов в состав коллегии,он и обеспе-чил привилегированное место для чешского короля.В ЗБ сказано со всей определенностью,что после голосов трех архиепископов следует очередь чешского короля,«к-рый среди светских курфю-рстов обладает первенством благодаря величию королевского сана,праву и заслугам».Благодаря усилиям Карла коллегия кур-фюрстов оформилась в составе,к-рый не менялся в течение ряда столетий.Только что избранный император должен был подтвер-дить всем князьям-избирателям «всех их прав,привилегий и гра-мот,вольностей,пожалований,старинных обычаев,а также почет-ных санов и всего,что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов».Более того,«ЗБ» предполагала превраще-ние коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган гос управления и намечала ежегодный съезд князей-избирателей (гл.12).Таким образом Императора избирали всего семь человек в гос-ве. Власть не передавалась династическим путем.Закреплялся сам принцип выборности.
15особенности сословно представительной монархии в германии
Ко времени принятия «Золотой буллы» в Германии завершается процесс формирования сословий - духовенства, рыцарей и горожан, что создало предпосылки для перехода в условиях усилившейся феодальной раздробленности к сословно-представительной монархии.
На съезд феодалов - рейхстаг, состоявшийся из непосредственных вассалов императора, с XIII в. стали приглашаться представители имперских городов. Его работа приобретает более или менее постоянный характер, в нем образуются три коллегии: коллегия курфюрстов, коллегия графов, князей, свободных господ и коллегия горожан. Крестьяне в рейхстаге представлены не были. Рейхстаг утверждал указы императора, обложение налогами было возможно только с согласия рейхстага. Коллегии заседали и принимали решения отдельно, а собирались вместе лишь для торжественных церемоний. Участие городов в рейхстаге было неполным, так как на их обсуждение передавались обычно не общегосударственные вопросы, а лишь те, которые касались положения самих городов.
В Германии соеловно-представителъная монархия не получила полного развития - решающая роль в работе рейхстага принадлежала курфюрстам, а роль других коллегий была незначительной.
В Германии сословно-представительная монархия в большей мере представлена созданными в княжествах органами сословного представительства - ландтагами. В большинстве княжеств в ландтагах заседали представители сословий, действовавшие по наказам сословий. Считалось, что ландтаги и сословия участвуют в управлении княжествами. На практике их роль в управлении имела совещательный характер и выражалась в праве обращаться к князю-с ходатайствами и петициями. Ландтаги, однако, участвовали в определении налогов с населения, их согласие являлось необходимым при решении вопросов о долгах княжеств.
Разобщенность германских городов не позволила горожанам стать значительной силой в органах сословного представительства, что во многом и обусловило их ограниченную роль в политической жизни страны.
Органы сословного представительства не могли привести Германию к объединению. Не привело к нему и создание в конце XV в. общеимперского суда, решавшего дела прежде всего на основе римского права и сыгравшего определенную роль в унификации права Германии.
Несмотря на наличие в Германской империи ряда центральных государственных органов (император, рейхстаг, имперский суд), единство страны в то время было во многом иллюзорным. Каждый феодал, как и император, заботился лишь об интересах своих владений. Оборона отдельных земель рассматривалась не как общегосударственная задача, а как местная. Общие решения, касавшиеся судеб всей Германии, принимались редко. Но и тогда не было достаточно эффективных средств, обеспечивающих их исполнение. Рейхстаг выражал волю курфюрстов и не мог способствовать объединению страны. Центральные органы не обладали ни соответствующим общеимперским чиновничьим аппаратом, ни постоянным войском, ни самостоятельной финансовой базой. Исполнение их решений всецело зависело от усмотрения князей. Таким образом, вторая особенность развития феодального государства в Германии заключается в том, что переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны, закрепил полновластие крупных феодалов. Сословно-представительная монархия не получила полного развития, а Рейхстаг не стал действительным органом сословного представительства. «К концу XV века Германия становится все более раздробленной; центр ее - все более слабым, в то время как Франция и Англия уже более или менее централизованы»1.