Понятие и признаки принципов земельного права
Образование земельных участков
Согласно ЗК образование земельных участков происходит при:
разделе,
объединении,
перераспределении земельных участков,
выделе из земельных участков,
а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Действующим законодательством под формированием (образованием) земельных участков понимается, по сути, постановка таких участков на государственный кадастровый учет.
Именно кадастровый учет подтверждает существование определенного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить такой участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, образование земельных участков возможно:
• во-первых, путем образования новых земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
• во-вторых, путем преобразования (раздела, объединения, перераспределения или выдела) уже существующих (сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участков.
Исходя из обозначенных способов образования земельных участков, следует привести следующие примеры наиболее частых случаев необходимости образования (формирования) земельных участков.
Образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следует обратить внимание, что в данном случае образование земельного участка происходит из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не из конкретного земельного участка, т.е. образование (формирование) участка происходит впервые.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного Кодекса РФ, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Земельного Кодекса РФ;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Образование земельного участка из существующего участка или участков.
Как было отмечено выше, образование земельных участков из уже существующих участков, осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения или выдела. Образование земельных участков указанными способами возможно как из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (разграниченной или неразграниченной), так и из земельных участков, находящихся в частной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
O Выдел земельного участка.
Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности процедуры выдела земельного участка в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Образование участка путем выдела освобождает его собственника от обязанностей, предусмотренных действующим законодательством в отношении владения, пользования и распоряжения долей в праве общей собственности на земельный участок. В частности, собственник земельного участка, образованного путем выдела, вправе самостоятельно распоряжаться им. В то время как для распоряжения участком, находящимся в долевой собственности, требуется согласие всех сособственников, а для распоряжения (путем отчуждения) долей в праве на земельный участок обязательно соблюдение преимущественного права остальных сособственников на такое отчуждение.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Закон РФ "О государственном кадастре недвижимости"
Статья 38. Межевой план
10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Земельный Кодекс РФ
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 44 вышеуказанного Федерального закона, с 01 марта 2008 года кадастровую деятельность осуществляют кадастровые инженеры.
При этом в случае нарушения требований, установленных Федеральным законом № 221-ФЗ к выполнению кадастровых работ или оформлению документов, подготовленных в результате таких работ, возможно наступление ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, сообщаем о следующих требованиях к образуемым земельным участкам, установленных нормативно-правовыми актами, которые необходимо соблюдать при проведении кадастровых работ:
1. Вновь образованные земельные участки должны относиться к одной категории земель. Данное требование вытекает из положений ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», а также закреплено в п. 6 ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ.
2. Земельные участки должны относиться к одной территориальной зоне.
Данное требование вытекает из ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ.
3. Земельные участки должны соответствовать предельным (минимальным и максимальным) размерам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. В ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ указано, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в том числе, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Также в ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ определено, что размеры земельных участков, образованных при их разделении и объединении, не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше, предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. В ст. 38 Градостроительного кодекса РФ установлено, какие показатели могут в себя включать предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Также в ч. 2 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ определено, что предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В свою очередь, в ст. 33 Земельного кодекса РФ определено, что максимальные и минимальные размеры земельных участков для различных видов деятельности устанавливаются законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. К закону субъекта РФ относится Закон Кемеровской области от 18.07.2002 № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области». В случае если данным законом не определены предельные размеры земельных участков, то должны приниматься во внимание акты органов местного самоуправления. Следует отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки могут иметь размеры меньшие, чем минимально допустимые, если они выделяются для определенных видов деятельности и технологий производства сельскохозяйственной продукции требует использования земельного участка меньшего, чем минимально допустимый размер.
Требование о соответствии земельных участков предельным размерам закреплено также п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ.
4. Границы земельных участков не должны пересекать границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта. Данное требование установлено ч. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а также закреплено в п. 5 ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ.
5. К земельным участкам должен быть обеспечен доступ. Указанное требование закреплено в ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ: обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Данное требование предусмотрено также в п. 3 ч. 3 и п. 4 ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ.
6. Образование земельного участка не должно приводить к невозможности использования объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке. Данное требование закреплено п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
7. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Данное требование закреплено в п. 5 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
8. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объекта недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Данное требование закреплено ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ,
9. Земельные участки не могут быть образованы из исходного земельного участка со временным статусом кадастровых сведений, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Данное положение закреплено в п. 4 ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ.
10. При образовании земельных участков необходимо наличие согласия на образование земельного участка землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, залогодержателей. Требования к оформлению согласия законодательно не установлены. В связи с этим, согласие может быть оформлено в простой письменной форме, содержать сведения о правах на земельный участок и четко выражать волю лица, подписавшего согласие. Согласие от имени юридического лица должно содержать подпись его руководителя и печать организации.
Согласие не требуется в случаях предоставления земельных участков государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда.
11. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и т.д. Данное требование закреплено в ч. 10 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ.
7. Общая характеристика собственности на землю: понятие, содержание, формы, виды
Ограничения прав на землю
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.
Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю:
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничением является установление особых условий использования участков в зонах, где запрещаются определенные виды деятельности.
Права на земельный участок иногда могут предоставляться с определенными условиями. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть выделен на определенном праве (собственность, аренда и др.) с условием совершения определенных действий. Например, освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.
Аренда (см. выше № 26)
Обмен земельного участка (мена)
Право обмена земельного участка было впервые установлено п.2 Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»: «Граждане и юридические лица имеют право … обменивать … земельный участок». Пункт 5 этого же указа предоставляет право обмена собственнику доли (пая) земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Порядок обмена регулируется положениями II части ГК РФ обмен имущества, принадлежавшего гражданам и юридическим лицам на праве собственности, производится по договору мены, к которому применяются статьи ГК РФ, регулирующие сделки купли-продажи. При этом обе стороны выступают в качестве продавцов своего имущества и покупателей того имущества, которое они получают по договору мены.
Форма договора мены была разработана Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
Содержание: реквизиты сторон, предмет договора, наличие и отсутствие споров по предмету договора, обременение земельного участка (сервитуты и иные права третьих лиц по предмету договора), ограничения в использовании предмета договора, обязательства сторон.
Договор обмена земельного участка должен быть заверен нотариально и зарегистрирован в государственном органе регистрации сделок с земельными участками.
Дарение земельного участка
Право дарения имеют право собственники земли (граждане и юридические лица) на основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 2). Также общие положения регулируются гражданским законодательством.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) земельный участок в собственность.
Все остальное как в мене.
Форма договора дарения земельного участка была разработана Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
Договор наследования земельного участка должен быть заверен нотариально и зарегистрирован в государственном органе регистрации сделок с земельными участками.
Ипотека (залог) земельных участков.
Правовой режим ипотеки земельных участков устанавливается ГК РФ, ЗК, ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Земельный участок является предметом залога в качестве обеспечения выполнения обязательства собственника земли. Самым распространенным случаем является залог земельного участка для получения денежного кредита.
Залог возникает между залогодателем и залогодержателем. В договоре должны быть указаны: предмет залога, его оценка, существо, размер. Договор о залоге должен быть подвержен государственной регистрации. Договор об ипотеке земельного участка должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение этого правила влечет недействительность договора. Предметы договоры ипотеки:
- Земельный участок, прошедший кадастровый учет и пр. Обязательное приложение к договору ипотеки земельного участка – кадастровый план заложенного земельного участка. Должны быть указаны кадастровый номер, целевое назначение, разрешенное использование передаваемого в ипотеку земельного участка.
- Право аренды земельного участка
ФЗ «Об ипотеке» земельные участки разделены по признаку целевого использования, на те что могут быть предметом ипотеки, Ст. 62 – это участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания, и на те что не могут передаваться земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте, а также иные земельные участки из состава государственных (муниципальных) земель. Цена земельного участка при передаче его в ипотеку определяется соглашением сторон, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Залогодатель вправе осуществлять застройку переданного в ипотеку земельного участка, но в таком случае право требования залогодержателя распространяется и на возводимые здания, строения, сооружения.
Договор ипотеки земельного участка подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», считается заключенным с момента государственной регистрации.
В случае обращения взыскания на заложенный земельный участок должны быть сохранены его целевое назначение и разрешенное использование. При ипотеке земельного участка сельскохозяйственного назначения обращение взыскания на заложенное имущество происходит только после сбора урожая.
Понятие и признаки принципов земельного права
Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.
Принципы земельного права содержатся:
»в Конституции РФ(человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);
»в декларациях нормативно-правовых актов(провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле);
»в конкретных нормах земельного права.(ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.);
»в текстуальном смысле действующего законодательства(нормы ЗК РФ,определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).
Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:
• они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права;
• система принципов земельного права является схемой земельного права;
• иерархичность - одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель);
• система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.
В ст. 1 нового ЗК РФ и других нормах земельного законодательства сформулированы основные принципы.
2. Виды и содержание принципов земельного права
Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли, отражают систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.
К общеправовым принципамотносятся:
признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);
юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле);
принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений;
принцип гуманизма;
принцип законности в земельных отношениях;
принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны;
принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.
Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые в свою очередь определены спецификой регулируемого объекта земельного фонда Российской Федерации, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: относящиеся к Общей части земельного права и относящиеся к Особенной части.
Принципы, присущие Общей части земельного права:
1.Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.
2.Приоритет интересов народов, населяющих данную территорию, изащиты прав человека.Этот принцип выражается в том, что:
»земля - основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
»каждый житель России является «собственником» этого природного дара (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ);
»приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;
»в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ);
»не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства (п. 4 ст. 28 ЗК РФ);
»участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, означающее, что граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.
3.Целевое использования земель.Целевое назначение земель – установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель.
Целевое назначение и правовой режим основных категорий земель определяются федеральными законами, законами субъектов РФ и отражаются в градостроительной и землеустроительной документации.
Принцип целевого использования земель выражается в том, что:
= земли России подразделяются на семь категорий по их целевому назначению;
= внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям, (земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на пахотные, пастбищные, сенокосные и др.; земли поселений — на земли застройки, общего пользования, сельскохозяйственного использования и т.п., земли природоохранного назначения включают в себя земли заказников, земли лесов, выполняющих защитные функции, и т.п.;
= земельная территория, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
= устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей. Законом устанавливаются разные сервитута, а также водоохранные зоны рек и водоемов, границы которых закрепляются на местности. Земельные участки в пределах зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. Пользование этими земельными участками осуществляется с соблюдением установленного на них режима.
Категория земель указывается:
›в постановлениях органов исполнительной власти и решениях органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения;
›свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;
›документах государственного земельного кадастра;
›документах государственной регистрации.
Реализация этого принципа обеспечивается ст. 27, 30—32, 79, 94, 101 ЗК РФ и специальным федеральным законом.
4.Устойчивость прав на землю.Право на землю всех пользователей землей является конституционным правом, защищается и гарантируется ст. 2 Конституции РФ.
Гарантии стабильности прав на землю выражаются в следующем:
◊гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этих участков;
◊в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора;
◊свобода хозяйственной деятельности гарантируется определенным перечнем прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без законных оснований, под страхом возмещения убытков, причиненных таким вмешательством.
5.Равенство всех форм земельной собственности и хозяйственной эксплуатации угодий выражается:
а) в отсутствии господства каких-либо форм собственности или хозяйствования над другими.
В Конституции РФ и федеральном законодательстве установлено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.
б) в выравнивании способов хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья, установлении дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.
6.Платное использование земель,являющийся обязательным условием их эффективной эксплуатации.
Формами платы являются: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. Нормативная цена земли устанавливается для обеспечения экономического регулирования отношений при передаче земли в собственность гражданам, определении общей долевой собственности на землю, передаче ее по наследству, дарении, путем получения банковского кредита под залог земельного участка и в других случаях.
Рыночнаястоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровойстоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 65 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от нее (ст. 66 ЗК РФ «Оценка земли»).
Оценка земельных ресурсов— определение кадастровой стоимости земельных участков на рентной основе с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков в соответствии с зонированием и районированием земель.
Введение единого налога на недвижимость власти обосновывают тем, что это будет способствовать развитию рынка недвижимости и особенно земельного рынка, более эффективному использованию как зданий и помещений, так и земельных участков. Поэтому во всем мире этот налог считается наиболее собираемым и одним из самых стабильных.
Особенностью принципа платности использования земель является то, что платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране и повышению плодородия земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, территориального планирования и государственного контроля за использованием и охраной земель.
Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» установлена нормативная цена земли. Она не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Нормативная стоимость— это расчетная стоимость земельного участка определенного качества и местоположения, определяется исходя из потенциального дохода от использования земельного участка за расчетный срок окупаемости.
Кадастровая стоимость— стоимость земельного участка, установленная на основании госуда