Равления в области земельных отношений от-
носятся (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участ-
ков для муниципальных нужд;
2) установление с учетом требований законодатель-
ства РФ правил землепользования и застройки тер-
риторий городских и сельских поселений, террито-
рий других муниципальных образований;
3} разработку и реализацию местных программ исполь-
зования и охраны земель;
4) управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниципальной собственности;
5) иные полномочия на решение вопросов местно-
го значения в области использования и охраны
земель.
отабильность целевого назначения земель, сохра-
нение преждевсего сельскохозяйственных земель,
недопущение их необоснованного перевода в менее
эффективные формы использования - основной прин-
цип российского земельного права.
Вторая категория земель - земли населенных пунк-
тов, поселений. Они используются как простран-
ственный базис для проживания, строительства зда-
ний, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых
нужд населения.
Самая большая категория земельного фонда по
площади - земли лесного фонда, режим которых под-
чиняется правилам использования, охраны и воспро-
изводства лесов, на них произрастающих.
К землям водного фонда относятся земли, занятые
водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные
полосы и др. Близки к ним по режиму использования
земли особо охраняемых территорий - природоохран-
ного, заповедного, рекреационного, историко-культур-
ного назначения. Резервом являются земли запаса.
Государственное управление землями подразделя-
ется на:
1)общее управление;
2)отраслевое управление.
Общее управление земельными ресурсами
осуществляется органами общей и специальной ком-
петенции и распространяется на все территории не-
зависимо от категорий земель и форм владения ими.
Общее управление землями возложено на Федераль-
ное собрание, Президента, Правительство РФ.
Отраслевое управлениеосуществляется мини-
стерствами, государственными комитетами, Феде-
ральными службами по принципу подведомственно-
сти им предприятий, учреждений, организаций, которым
предоставлены земли. Осуществление ими управле-
ния, как правило, не зависит от территориального
размещения земель.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
Основными функциями государственного
управленияиспользованием и охраной земель яв-
ляются:
1) организация землеустройства.
Землеустройство - мероприятия по изучению со-
стояния земель, планированию и организации ра-
ционального использования земель и их охраны,
образованию новых и упорядочению существующих
объектов землеустройства и установлению их гра-
ниц на местности (территориальное землеустрой-
ство), организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных
участков для осуществления сельскохозяйственно-
ОЗ го производства, а также по организации террито-
rj~l рий, используемых общинами коренных малочис-
ленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока РФ (ст. 68 Земельного кодекса РФ). Про-
ведение землеустройства регулируется ЗК РФ и За-
коном РФ от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве»;
2) проведение государственного кадастрового учета
с целью регистрации прав и создания соответствую-
щей налогооблагаемой базы.
Государственный кадастровый учет земельных участ-
ков - описание и индивидуализация в Едином го-
сударственном реестре земель земельных участ-
ков, в результате чего каждый земельный участок
получает такие характеристики, которые позволяют
однозначно выделить его из других земельных участ-
ков и осуществить его качественную и экономи-
ческую оценки. Государственный кадастровый учет
земельных участков сопровождается присвоением
каждому земельному участку кадастрового номера;
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.
ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Землеустройство- мероприятия по изучению со-
стояния земель, планированию и организации рациональ-
ного использования земель и их охраны, образованию
новых и упорядочению существующих объектов земле-
устройства и установлению их границ на местности, орга-
низации рационального использования гражданами
и юридическими лицами земельных участков для осу-
ществления сельскохозяйственного производства, а так-
же по организации территорий, используемых общинами
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль-
него Востока РФ. Законом РФ от 18 июля 2001 г. «О зем-
леустройстве» понятие землеустройства и его зада-
чи определяются как мероприятия по изучению состояния
земель и их охраны, образованию новых и упорядочению
существующих объектов землеустройства и установлению
их границ на местности.
Задачи землеустройства (ст. 3 Закона РФ «О земле-
устройстве»):
1) изменение границ объектов землеустройства;
2) предоставление и изъятие земельных участков;
3) определение границ ограниченных в использова-
нии частей объектов землеустройства;
4) перераспределение используемых гражданами и юри-
дическими лицамиземельных участков для осуществ-
ления сельскохозяйственного производства;
5) выявление нарушенных земель, а также земель,
подверженных водной и ветровой эрозии, селям,
подтоплению, заболачиванию, вторичному засоле-
нию, иссушению, уплотнению, загрязнению отхода-
ми производства и потребления, радиоактивными
и химическими веществами, заражению и другим
негативным воздействиям;
6) проведение мероприятий по восстановлению и кон-
сервации земель, рекультивации нарушенных зе-
ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Землеустроительный процесс- общий поря-
док выполнения отдельных землеустроительных дей-
ствий.
Основания проведения землеустройства-
решения федеральных органов государственной вла-
сти, органов государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления, а также дого-
воры о проведении землеустройства и судебные ре-
шения (п. 1 ст. 69 3КРФ).
ЗК РД содержит конкретные случаи использования
земель, при которых необходимо проведение земле-
устроительных работ - это предоставление земельных
участков для строительства из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственно-
сти. Документы государственного земельного кадастра
и документы землеустройства необходимо представить
в орган местного самоуправления, осуществляющий
выбор земельного участка для названных целей.
Проведение землеустроительных работ и изготов-
ление землеустроительной документации необходи-
мы в случае предоставления гражданам земельных
участков, находящихся в государственной или муни-
ципальной собственности, для целей, не связанных
со строительством (ст. 34 ЗК РФ), а также в случае
приобретения прав на земельные участки, которые
находятся в государственной или муниципальной
собственности, гражданами и юридическими лицами,
имеющими в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении здания, строения, со-
оружения, расположенные на данных земельных
участках.
Подготовительные работыкак стадия земле-
устроительного процесса - это изучение условий и под-
V готовка соответствующей информации и материалов
для составления проекта. Они включают следующие
операции:
1)сбор информации об объектах землеустройства,
содержащейся в государственном земельном ка-
дастре, государственном градостроительном када-
стре, государственном фонде данных, полученных
в результате проведения землеустройства, геоде-
зической, картографической и иной связанной с ис-
пользованием, охраной и перераспределением зе-
мель документации;
2)определение местоположения границ объектов
землеустройства;
3) определение площади объектов землеустройства;
4) составление карты (плана) объектов землеустрой-
ства, отображающей в графической форме место-
положение, размер, границы объекта землеустрой-
ства, а также размещение объектов недвижимости,
прочно связанных с землей.
Составление землеустроительного проектапо
своему содержанию и значению - основная стадия
землеустроительного процесса.
Проект землеустройства, состоящий из графиче-
ской части (проектный план) и текстовой части, - глав-
ный юридический документ этой стадии. В проекте
разрабатываются и экономически обосновываются
основные направления наиболее рационального
и эффективного использования земель с учетом осо-
бенностей землеустроительного объекта.
Стадия утверждения проектазавершается при-
нятием государственными органами решения (поста-
новления) об утверждении проекта, которое является
правовым основанием для выполнения последующих
стадий землеустроительного процесса и, в частности,
перенесения проекта на местность.
Утвержденный проект землеустройствапере-
носится в натуру с закреплением на местности меже-
выми знаками установленного образца.
мель, защите земель от эрозии, селей, подтопле-
ния, заболачивания, вторичного засоления, иссуше-
ния, уплотнения, загрязнения отходами производ-
ства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражения и других негативных воздей-
ствий.
Виды землеустройства.
По содержанию землеустройство подразделяется на:
1) межхозяйственное,которое позволяет опреде-
лить целевое назначение земель, осуществлять
межотраслевое и внутриотраслевое распределение
(перераспределение) земельных ресурсов. С по-
мощью межхозяйственногоземлеустройства обра-
зуются новые и изменяются существующие земле-
владения и землепользования, разрабатываются
мероприятия, обеспечивающие оптимальные меж-
хозяйственные экономические связи.
Предоставление земель в собственность, аренду
и пожизненное наследуемое владение - все эти ме-
роприятия требуют проведения межхозяйственно-
го землеустройства;
2) внутрихозяйственное,которое проводится в це-
лях организации рационального использования
земель сельскохозяйственного назначения и их
охраны, а также земель, используемых общинами
коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися
к таким народам, для обеспечения их традицион-
ного образа жизни.
В соответствии со ст. 69 Земельного кодекса зем-
леустройство проводится по инициативе уполномо-
ченных исполнительных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, собствен-
ников земельных участков, землепользователей, зем-
левладельцев или по решению суда.
3) кадастровая оценка земли. Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости ответственно за
проведение и организацию кадастровой оценки
земли, который необходим для того, чтобы обеспе-
чить соответствующую фискальную составляющую
у государства;
4) контроль за использованием и охраной земли.
Основная задача государственного контроля за ис-
пользованием и охраной земель - обеспечение
исполнения земельного законодательства, соблю-
дения установленных требований (норм, правил,
нормативов), выполнения мероприятий по охране
земель органами государственной власти, местного
самоуправления, юридическими лицами, их долж-
ностными лицами, а также гражданами.
Цель государственного земельного контроля - со-
хранение земли как природного ресурса, основы
жизни и деятельности граждан России;
5) мониторинг земель.
Мониторинг земель- это система наблюдений
(съемки, обследования и изыскания) за состоянием
земель. Объектами мониторинга земель являются все
земли РФ. Составная часть государственного монито-
ринга земель - мониторинг плодородия земель сель-
скохозяйственного назначения, как предусматривает
ст. 16 Федерального закона «О государственном регу-
лировании обеспечения плодородия земель сельскохо-
зяйственного назначения». Пользователи земель обязаны
регулярно отчитываться о наличии и качественном со-
стоянии своих земель в соответствии с правилами ве-
дения мониторинга, установленными федеральными
нормативными правовыми актами и нормативными ак-
тами соответствующих субъектов РФ.
CD
СО
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ
Государственный кадастровый учет- это опи-
сание и индивидуализация в Едином государственном
реестре земель земельных участков, в результате чего
каждый из них приобретает такие характеристики, ко-
торые позволяют однозначно выделить его из других
земельных участков и осуществить его качественную
и экономическую оценку. Ведение государственного ка-
дастрового учета регулируется Федеральным законом
от 2 января 2000 г. «О государственном земельном
кадастре».
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-
продажи могут быть только земельные участки, про-
шедшие государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет земельных участ-
ков сопровождается присвоением каждому земель-
ному участку кадастрового номера. Кадастровый
СО номер земельного участка состоит из:
^J1) номера кадастрового округа;
2) номера кадастрового района;
3) номера кадастрового квартала;
4) номера земельного участка в кадастровом квартале.
Государственному кадастровому учету подлежат все
земельные участки, расположенные на территории РФ,
независимо от форм собственности на землю, целе-
вого назначения и разрешенного использования зе-
мельных участков.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г.
№ 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объек-
тов недвижимости» установлено, что органом, в функции
которого входит ведение государственного земельного
кадастра, в настоящее время является Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости. Помимо
ведения государственного земельного кадастра, указан-
ное Агентство также проводит государственный учет рас-
положенных на земельных участках и прочно связанных