Право владельцам земельного участка передавать
Его другим лицам в аренду или безвозмездное сроч-
ное пользование;
П. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомо-
Чия владельцев по распоряжению земельным участ-
Ком, а точнее, запрещает каким-либо образом
Распорядиться им, за исключением перехода прав
На земельный участок по наследству.
При этом положения Гражданского кодекса РФ не
Отменены. В данном случае следует признать приори-
Тетными нормы Земельного кодекса РФ.
БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ СРОЧНОЕ
ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ
По договору безвозмездного срочного пользо-
ванияземельным участком одна сторона обязуется
передать или передает земельный участок (его часть)
в безвозмездное пользование на определенный срок
другой стороне, а последняя обязуется использовать
земельный участок (его часть) в соответствии с целе-
вым назначением и разрешенным использованием,
соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, гра-
достроительное и иное законодательство и вернуть
земельный участок (его часть) в состоянии, пригод-
ном для дальнейшего его целевого использования.
Право передачиземельного участка в безвозмезд-
ное срочное пользование принадлежит исполни-
тельным органам государственной власти и органам
местного самоуправления, уполномоченным распо-
ряжаться земельными участками.
Получателямирассматриваемого права могут
быть только следующие категории субъектов:
1) государственные и муниципальные учреждения;
2) федеральные казенные предприятия;
3) органы государственной власти и местного само-
управления;
4) граждане и юридические лица. Однако в соответ-
ствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на пра-
ве постоянного (бессрочного) пользования не пре-
доставляются.
Основанием возникновения права безвозмездного
срочного пользования земельным участком являет-
ся предоставление земельных участков из земель,
находящихся в государственной или муниципальной
собственности. В данном случае право безвозмезд-
ного срочного пользования может возникнуть только
у государственных и муниципальных учреждений,
федеральных казенных предприятий, органов госу-
ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ).
ВИДЫ СЕРВИТУТА
Сервитут- право пользования чужой вещью в из-
вестном ограниченном отношении. Сервитуты отнесе-
ны ст. 216 ГК РФ к числуограниченных вещных прав.
По своей сути земельный сервитут- это:
1) вещное право на земельный участок, он будет су-
ществовать до тех пор, пока существует земель-
ный участок, в отношении которого он установлен;
2)он является правом на чужую вещь (землю), а не
на свою;
3) обладатель сервитута приобретает право ограничен-
ного пользования земельным участком, а обреме-
нение участка сервитутом не лишает его владельца
владения, пользования и распоряжения. При этом
осуществление сервитута должно быть наименее об-
ременительным для земельного участка, в отноше-
нии которого он установлен;
4) сервитут сохраняется в случае перехода прав на
земельный участок, обремененный этим сервиту-
том, к другому лицу.
В земельном законодательстве закреплено два вида
сервитутов:
1) частный сервитут;
2) публичный сервитут.
Частный сервитут устанавливается в соответ-
ствии с гражданским законодательством. Согласно
п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглаше-
нию между лицом, требующим установления сервиту-
та, и собственником соседнего участка. Сервитут
может быть установлен по требованию не только лица,
которому земельный участок принадлежит на праве
собственности, но и землепользователя, а также зем-
левладельца.
Публичный сервитут устанавливается законом или
иным нормативным правовым актом РФ, нормативным
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Институт возникновения прав на землюрегу-
лируется преимущественно нормами ЗК РФ, но в тес-
ном взаимодействии с ГК и соответствующими феде-
ральными законами.
Пункт 1 ст. 25 ЗК РФ определяет круг оснований
возникновения только тех прав на земельные участ-
ки, которые предусмотрены главами 3 и 4 ЗК РФ:
1)право собственности (глава 3);
2) право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20);
3) право пожизненного наследуемого владения (ст. 21);
4)право аренды (ст. 22);
5) право ограниченного пользования чужим земель-
ным участком - сервитут (ст. 23);
6) право безвозмездного срочного пользования (ст. 24).
При определении основания возникновения выше-
перечисленных прав на земельные участки ЗК РФ
делает ссылку к основаниям, установленным граж-
данским законодательством и иными федеральными
законами.
ЗК РФ содержит требование государственной реги-
страции сделок с земельными участками, которая
обязательна в случаях, указанных в федеральных за-
конах.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ госу-
дарственной регистрацииподлежат:
1)договор продажи жилого дома, квартиры, части
жилого дома или квартиры. С момента регистрации
данного договора последний считается заключен-
ным (п. 2 ст. 558ГКРФ);
2) договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
3)договор мены жилыми помещениями (ст. 567 со
ссылкой на п. 2 ст. 558 ГК);
4) дарение недвижимого имущества (п. 3 ст. 574 ГК РФ);
5) договор ренты, предусматривающий отчуждение
недвижимого имущества под выплату ренты
V (ст. 584 ГК РФ);
Г
6) договор аренды имущества (жилого помещения), преду-
сматривающий переход в последующем права собствен-
ности на это имущество арендатору (п. 3 ст. 609 ГК РФ);
7) договор аренды здания или сооружения, заключен-
ный на срок не менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
8) договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ);
9)договор доверительного управления недвижи-
мым имуществом, которое относится к жилым по-
мещениям;
Юу договор доверительного управления предприятием
(п. 2ст. 1017ГКОО ссылкой на п. 2ст. 558ип. Зет. 560ГКРФ).
Пункт 2 ст. 25 ЗК РФ устанавливает закрытый пере-
чень сделок, подлежащих государственной регистра-
ции. Однако ни ГК (ст. 131), ни Закон о регистрации
прав на недвижимость, ни акты земельного законо-
дательства не устанавливают исчерпывающего переч-
ня сделок, подлежащих государственной регистрации,
а лишь определяют критерии их отнесения к сделкам,
подлежащим государственной регистрации:
1)сделки, направленные на установление, изменение
и прекращение вещных прав;
2) сделки, направленные на установление обременении
вещных прав. Учитывая тот факт, что в соответствии
с подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права (в том
числе и права на земельные участки) могут возник-
нуть из «...договоров и иных сделок, хотя и не преду-
смотренных законом, но не противоречащих ему», сле-
дует заключить, что сделка, прямо не предусмотренная
законом, но приводящая к установлению ограниче-
ний (обременении) вещных прав на земельные участ-
ки, в соответствие со ст. 164 и 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4
Закона о регистрации прав на недвижимость должна
подлежать государственной регистрации.
правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым
актом органа местного самоуправления в случаях, если
это необходимо для обеспечения интересов государ-
ства, местного самоуправления или местного населе-
ния, без изъятия земельных участков. Установление пуб-
личного сервитута осуществляется с учетом результатов
общественных слушаний.
Так, могут устанавливаться публичные сервитута для:
1) прохода или проезда через земельный участок;
2) проведения дренажных работ на земельном участке;
3) забора воды и водопоя;
4) прогона скота через земельный участок и др.
Основным признаком сервитута является связь
двух земельных участков, дающая право собственнику
одного из них - господствующего земельного участка -
требовать от собственника другого - подчиненного
земельного участка - предоставления себе права ограни-
ченного пользования подчиненным участком в связи с на-
личием при использовании своего земельного участка
нужд, которые не могут быть обеспечены без установле-
ния сервитута.
Собственник земельного участка, обремененного
сервитутом, вправе требовать прекращения сер-
витута:
1) ввиду отпадения оснований, по которым он установ-
лен (например, для проезда к зданию проложена дру-
гая дорога). Это означает, что, если лицо, в пользу
которого установлен сервитут, объективно может удов-
летворить свои потребности другим образом, в этих
условиях собственник участка имеет право возбудить
вопрос о прекращении сервитута;
2) если земельный участок, обремененный сервиту-
том, не может вследствие этого обременения ис-
пользоваться его собственником в соответствии
с назначением участка.
дарственной власти и органов местного самоуправ-
ления путем предоставления им земельных участков
по решению исполнительных органов государствен-
ной власти или органов местного самоуправления,
обладающих правом предоставления соответствую-
щих земельных участков в пределах их компетенции
в соответствии со ст. 9-11 ЗК РФ.
Максимальный срок, на который земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной
собственности, может быть предоставлен в безвозмезд-
ное пользование, не должен превышать один год.
При предоставлении земельных участков на этом
праве из земель, находящихся в собственности граж-
дан или юридических лиц, срок определяется догово-
ром: например при предоставлении служебного на-
дела - сроком трудового договора.
ЗК РФ предусмотрел три случая предоставления
земельных участков на этом этапе:
1 )из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, исполнительными
органами государственной власти или органами
местного самоуправления, указанными ст. 29, юри-
дическим лицам, которые в соответствии с Кодек-
сом сохранили право получать землю в пользова-
ние на праве постоянного бессрочного пользования,
т. е. государственным и муниципальным учреж-
дениям, казенным предприятиям, но на срок не
более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан
или юридических лиц, иными гражданами и юриди-
ческими лицами на основании договора;
3) из земель организаций, указанных в п. 2 ст. 24, граж-
данам в виде служебного надела.
СМ