Отношений в зарубежных странах
Среди природных ресурсов приоритет принадлежит
земле как территориальному базису всего производ-
ства и проживания людей и как невосполнимому и не-
заменимому элементу сельскохозяйственного произ-
водства.
В Республике Болгарии:
1) земля признается основным национальным богат-
ством, которое пользуется особой защитой государ-
ства и общества;
2) обрабатываемая земля используется только для
сельскохозяйственных целей; изменение ее пред-
назначения допускается в порядке исключения,
если доказана необходимость этого, и при услови-
ях и в порядке, определенных законом.
В Италии:
1) закон в целях достижения рациональной эксплуа-
тации земли и установления справедливых социаль-
ных отношений налагает обязательства на частную
земельную собственность;
2)устанавливает предельные размеры земельной
собственности;
3)содействует улучшению земель, преобразованию
крупных землевладений;
4) поддерживает мелкую и среднюю собственность.
В целях общественной пользы землю в Италии мож-
но первоначально закрепить законом или же посред-
ством возмездного отчуждения передать государству,
объединениям трудящихся или потребителей
(ст. 43, 44 Конституции Италии 1947 г.).
Особое внимание уделяется использованию и охра-
не земель сельскохозяйственного назначения, обо-
роту которых в России посвящен специальный закон,
а в других государствах действуют специальные кон-
В Грециив соответствии с определенной особым
законом процедурой допускается перераспределение
сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эф-
фективного использования земли, а также принятие
мер для избежания чрезмерной чересполосицы и об-
легчения реорганизации существующей мелкой зе-
мельной собственности.
В Турции:
1) государство принимает необходимые меры, чтобы
поддерживать и развивать эффективное культиви-
рование земли, предупреждать ущерб вследствие
эрозии и обеспечивать землей малоземельных
и безземельных фермеров;
2) законом определяется размер наделов земельной
собственности в соответствии с различиями сель-
скохозяйственных регионов и типами сельскохозяй-
ственных угодий. Обеспечение землей малоземель-
ных или безземельных фермеров не должно вести
к сокращению производства или к истощению лес-
ных заповедников и другой земли и подземных ре-
сурсов.
Государство способствует фермерам и животноводам
в повышении уровня урожая и увеличении поголовья
домашнего скота, в приобретении сельскохозяйствен-
ного и иного оборудования с целью предупреждения
неправомерного использования и уничтожения сель-
скохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также уве-
личения урожая и производства домашнего скота в со-
ответствии с принципами сельскохозяйственного
планирования (ст. 45 Конституции Турции).
Порядок выплат компенсаций за землю, конфиско-
ванную с целью проведения земельной реформы,
осуществления крупных энергетических и ирригаци-
онных проектов, выращивания новых лесов, охраны
побережья и развития туризма определяется законом
(ст. 46 Конституции Турции).
оборота, поэтомувозможность применения к зе-
мельным отношениям норм гражданского права
значительно расширяется. Но при эгом необходи-
мо учитывать особенности земельных отношений
и требования земельного и иного специального за-
конодательства;
4) правила купли-продажи земли также допускают при-
менение норм гражданского законодательства при
совершении этих сделок между собственником зе-
мельного участка и его новым приобретателем, при
проведении конкурсов и аукционов по продаже зем-
ли. Однако земельное законодательство устанавли-
вает и ряд запретов, например на продажу и передачу
в частную собственность земельных участков, имеющих
важное природоохранное назначение, на приобре-
тение иностранными физическими и юридическими
лицами участков земель сельскохозяйственного
назначения и т. д.
2. Разграничение земельного и административного
законодательства. Нормы административного права
применяются к тем земельным отношениям, участни-
ки которых находятся в положении власти и подчине-
ния (например, самовольное занятие земли).
Связь земельного права, регулирующего отноше-
ния по поводу использования земли, с водным, лес-
ным, горным правом обусловлена тем, что земля -
важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех
других связанных с ней природных объектов: лесов,
вод, животного и растительного мира, полезных ис-
копаемых и иных ценностей. Без использования зем-
ли практически невозможно использование других
природных ресурсов.
6) приоритет сохранения особо ценных земель и зе-
мель особо охраняемых территорий, согласно кото-
рому изъятие ценных земель сельскохозяйственно-
го назначения, земель лесного фонда, занятых
лесами первой группы, земель особо охраняемых
природных территорий и объектов, земель, занятых
объектами культурного наследия, других особо цен-
ных земель и земель особо охраняемых территорий
для иных целей ограничивается или запрещается
в порядке, установленном федеральными законами;
7) платность использования земли;
8) деление земель по целевому назначению на кате-
гории, согласно которому правовой режим земель
определяется исходя из их принадлежности к той
или иной категории и разрешенного использова-
ния в соответствии с зонированием территорий
и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на
землю на собственность РФ, собственность субъек-
тов РФ и собственность муниципальных образований;
К) дифференцированный подход к установлению пра-
вового режима земель, в соответствии с которым
при определении их правового режима должны учи-
тываться природные, социальные, экономические
и иные факторы;
11)сочетание интересов общества и законных интере-
сов граждан, согласно которым регулирование
использования и охраны земель осуществляется
в интересах всего общества при обеспечении га-
рантий каждого гражданина на свободное владе-
ние, пользование и распоряжение принадлежащим
ему земельным участком.
Приведенный перечень принципов земельного
права не является исчерпывающим и может быть до-
полнен.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА
И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Осуществление земельной реформыв РФ началось
в 1990 г.
Земельная реформа - это коренное изменение того
земельного строя, который существовал до 1990 г.
з бывшем Союзе ССР и России и основывался на исклю-
чительной собственности государства на землю, воз-
никшей в результате национализации земли в 1917 г.
Цель и суть земельной реформы заключались в сле-
дующих основных направлениях:
1) переход от национализации земли к ее денациона-
лизации (разгосударствлению);
2) приватизация земель;
3) децентрализация права собственности на землю;
4} обеспечение рационального использования земли.
Достичь поставленных целей предполагалось пу-
тем перераспределения земельных участков, введе-
ния множества форм их использования и форм хозяй-
ствования.
Основным нормативным актом, регулирующим про-
ведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О зе-
мельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г.
В ст. 16 вышеназванного Закона определялись этапы
проведения земельной реформы.
На I этапе осуществлялась инвентаризация земель-
ных участков, при проведении которой уточнялись
границы используемых земель и выявлялись неис-
пользуемые земли.
На II этапе предполагалось произвести переоформ-
ление прав на землю. Для выполнения этих меро-
приятий был. установлен ерск 2 года. Устанавлива-
лась гакже ответственность за нарушение сроков,
а именно: пицз, не переоформившие право на землю
в течение 2 лет, утрачивали его.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Земельные правоотношения- это общественные
отношения, которые складываются между органами
власти, организациями и частными лицами по поводу
распределения, использования и охраны земель и ко-
торые регулируются нормами земельного права.
Особенности земельных правоотношений:
1) особое содержание и предмет;
2) особый субъектный состав;
3) значительное число видов.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципаль-
ные образования могут выступать в земельных пра-
воотношениях в двух качествах.
Во-первых, как регуляторы этих отношений приме-
нительно к земельным участкам, находящимся под их
юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты
имеют властный характер, иллюстрацией чего могут
служить обязательные предписания при ведении го-
сударственного земельного кадастра, зонирование
земель, санитарные и ветеринарные правила, требо-
вания по охране природы, сервитуты и др.
Во-вторых, как собственники земельных участков.
В этом случае они выступают на равных началах с иными
участниками отношений: гражданами и юридическими
лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).
Как и иным правоотношениям, земельным присуще
наличие следующих элементов:
1) норма права, которой необходимо руководствовать-
ся при решении тех или иных земельно-правовых
вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
3) объект права - индивидуально-определенный зе-
мельный участок, по поводу которого возникают
земельные отношения:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ,