Отношений в зарубежных странах

Среди природных ресурсов приоритет принадлежит

земле как территориальному базису всего производ-

ства и проживания людей и как невосполнимому и не-

заменимому элементу сельскохозяйственного произ-

водства.

В Республике Болгарии:

1) земля признается основным национальным богат-

ством, которое пользуется особой защитой государ-

ства и общества;

2) обрабатываемая земля используется только для

сельскохозяйственных целей; изменение ее пред-

назначения допускается в порядке исключения,

если доказана необходимость этого, и при услови-

ях и в порядке, определенных законом.

В Италии:

1) закон в целях достижения рациональной эксплуа-

тации земли и установления справедливых социаль-

ных отношений налагает обязательства на частную

земельную собственность;

2)устанавливает предельные размеры земельной

собственности;

3)содействует улучшению земель, преобразованию

крупных землевладений;

4) поддерживает мелкую и среднюю собственность.

В целях общественной пользы землю в Италии мож-

но первоначально закрепить законом или же посред-

ством возмездного отчуждения передать государству,

объединениям трудящихся или потребителей

(ст. 43, 44 Конституции Италии 1947 г.).

Особое внимание уделяется использованию и охра-

не земель сельскохозяйственного назначения, обо-

роту которых в России посвящен специальный закон,

а в других государствах действуют специальные кон-

В Грециив соответствии с определенной особым

законом процедурой допускается перераспределение

сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эф-

фективного использования земли, а также принятие

мер для избежания чрезмерной чересполосицы и об-

легчения реорганизации существующей мелкой зе-

мельной собственности.

В Турции:

1) государство принимает необходимые меры, чтобы

поддерживать и развивать эффективное культиви-

рование земли, предупреждать ущерб вследствие

эрозии и обеспечивать землей малоземельных

и безземельных фермеров;

2) законом определяется размер наделов земельной

собственности в соответствии с различиями сель-

скохозяйственных регионов и типами сельскохозяй-

ственных угодий. Обеспечение землей малоземель-

ных или безземельных фермеров не должно вести

к сокращению производства или к истощению лес-

ных заповедников и другой земли и подземных ре-

сурсов.

Государство способствует фермерам и животноводам

в повышении уровня урожая и увеличении поголовья

домашнего скота, в приобретении сельскохозяйствен-

ного и иного оборудования с целью предупреждения

неправомерного использования и уничтожения сель-

скохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также уве-

личения урожая и производства домашнего скота в со-

ответствии с принципами сельскохозяйственного

планирования (ст. 45 Конституции Турции).

Порядок выплат компенсаций за землю, конфиско-

ванную с целью проведения земельной реформы,

осуществления крупных энергетических и ирригаци-

онных проектов, выращивания новых лесов, охраны

побережья и развития туризма определяется законом

(ст. 46 Конституции Турции).

оборота, поэтомувозможность применения к зе-

мельным отношениям норм гражданского права

значительно расширяется. Но при эгом необходи-

мо учитывать особенности земельных отношений

и требования земельного и иного специального за-

конодательства;

4) правила купли-продажи земли также допускают при-

менение норм гражданского законодательства при

совершении этих сделок между собственником зе-

мельного участка и его новым приобретателем, при

проведении конкурсов и аукционов по продаже зем-

ли. Однако земельное законодательство устанавли-

вает и ряд запретов, например на продажу и передачу

в частную собственность земельных участков, имеющих

важное природоохранное назначение, на приобре-

тение иностранными физическими и юридическими

лицами участков земель сельскохозяйственного

назначения и т. д.

2. Разграничение земельного и административного

законодательства. Нормы административного права

применяются к тем земельным отношениям, участни-

ки которых находятся в положении власти и подчине-

ния (например, самовольное занятие земли).

Связь земельного права, регулирующего отноше-

ния по поводу использования земли, с водным, лес-

ным, горным правом обусловлена тем, что земля -

важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех

других связанных с ней природных объектов: лесов,

вод, животного и растительного мира, полезных ис-

копаемых и иных ценностей. Без использования зем-

ли практически невозможно использование других

природных ресурсов.

6) приоритет сохранения особо ценных земель и зе-

мель особо охраняемых территорий, согласно кото-

рому изъятие ценных земель сельскохозяйственно-

го назначения, земель лесного фонда, занятых

лесами первой группы, земель особо охраняемых

природных территорий и объектов, земель, занятых

объектами культурного наследия, других особо цен-

ных земель и земель особо охраняемых территорий

для иных целей ограничивается или запрещается

в порядке, установленном федеральными законами;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на кате-

гории, согласно которому правовой режим земель

определяется исходя из их принадлежности к той

или иной категории и разрешенного использова-

ния в соответствии с зонированием территорий

и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на

землю на собственность РФ, собственность субъек-

тов РФ и собственность муниципальных образований;

К) дифференцированный подход к установлению пра-

вового режима земель, в соответствии с которым

при определении их правового режима должны учи-

тываться природные, социальные, экономические

и иные факторы;

11)сочетание интересов общества и законных интере-

сов граждан, согласно которым регулирование

использования и охраны земель осуществляется

в интересах всего общества при обеспечении га-

рантий каждого гражданина на свободное владе-

ние, пользование и распоряжение принадлежащим

ему земельным участком.

Приведенный перечень принципов земельного

права не является исчерпывающим и может быть до-

полнен.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Осуществление земельной реформыв РФ началось

в 1990 г.

Земельная реформа - это коренное изменение того

земельного строя, который существовал до 1990 г.

з бывшем Союзе ССР и России и основывался на исклю-

чительной собственности государства на землю, воз-

никшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в сле-

дующих основных направлениях:

1) переход от национализации земли к ее денациона-

лизации (разгосударствлению);

2) приватизация земель;

3) децентрализация права собственности на землю;

4} обеспечение рационального использования земли.

Достичь поставленных целей предполагалось пу-

тем перераспределения земельных участков, введе-

ния множества форм их использования и форм хозяй-

ствования.

Основным нормативным актом, регулирующим про-

ведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О зе-

мельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г.

В ст. 16 вышеназванного Закона определялись этапы

проведения земельной реформы.

На I этапе осуществлялась инвентаризация земель-

ных участков, при проведении которой уточнялись

границы используемых земель и выявлялись неис-

пользуемые земли.

На II этапе предполагалось произвести переоформ-

ление прав на землю. Для выполнения этих меро-

приятий был. установлен ерск 2 года. Устанавлива-

лась гакже ответственность за нарушение сроков,

а именно: пицз, не переоформившие право на землю

в течение 2 лет, утрачивали его.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Земельные правоотношения- это общественные

отношения, которые складываются между органами

власти, организациями и частными лицами по поводу

распределения, использования и охраны земель и ко-

торые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

1) особое содержание и предмет;

2) особый субъектный состав;

3) значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципаль-

ные образования могут выступать в земельных пра-

воотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений приме-

нительно к земельным участкам, находящимся под их

юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты

имеют властный характер, иллюстрацией чего могут

служить обязательные предписания при ведении го-

сударственного земельного кадастра, зонирование

земель, санитарные и ветеринарные правила, требо-

вания по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков.

В этом случае они выступают на равных началах с иными

участниками отношений: гражданами и юридическими

лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще

наличие следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствовать-

ся при решении тех или иных земельно-правовых

вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права - индивидуально-определенный зе-

мельный участок, по поводу которого возникают

земельные отношения:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ,

Наши рекомендации