Земельное право как отрасль науки
И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Система земельного права- совокупность право-
вых институтов, каждый из которых состоит из группы
юридических норм, регулирующих однородные земель-
ные отношения, обладающие известным единством.
Земельное право как отрасль, имеющая свою си-
стему, включает:
1) общую часть, содержащую отправные, общие по-
ложения, принципы, действие которых распростра-
няется на все либо большинство регулируемых зе-
мельным правом отношений, правовые;
2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирую-
щие отдельные виды земельных отношений.
Правовыми институтами, составляющими общую
часть земельного права, являются:
1) институт права собственности на землю;
2) институт иных видов прав на землю;
3) институт управления в области землепользования;
4) институт землеустройства;
5) институт государственного земельного кадастра;
6) институт контроля за использованием земли;
7) институт правовой охраны земель;
8) институт юридической ответственности за наруше-
ние земельного законодательства.
Правовыми институтами особенной части являют-
ся: группы правовых норм, устанавливающих нали-
чие в государственном земельном фонде отдельных
категорий земель и их правовой режим.
Помимо земельного права как отрасли права, выде-
ляется земельное право как наука.
Как отрасль науки земельное право изучает общест-
венные процессы и проблемы,возникающие в связи
с регулированием земельных отношений.
Как научная отрасль земельное право призвано:
1) обеспечить повышение эффективности земельно-
правовых норм;
ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Государство во все времена стремилось закрепить
в правовых нормах определенные правила пользова-
ния землей, предусматривающие также санкции за их
нарушение. Начиная с того момента, когда появилась
собственность на землю и само государство как про-
дукт разложения родового общества в результате ее
появления, возникла потребность в регулировании
отношений между собственниками земли, землевла-
дельцами, государством и защите их прав вплоть до
применения к нарушителю мер ответственности как
разновидности государственного принуждения.
Основные земельные преобразования России на-
чались с реформы 1861 г., в результате проведения
которой произошли следующие изменения в земель-
но-правовом строе:
1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;
2) крестьяне получали за определенные повинности
в постоянное пользование усадебные земли и зем-
ли, необходимые для их быта (при сохранении за
помещиком права собственности на землю;
3) крестьяне признавались субъектами права соб-
ственности на землю.
Следующая земельная реформа проводилась П. А. Сто-
лыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы - отмена
выкупных платежей за надельные земли и провозглаше-
ние для крестьян - членов общины права свободного
выхода из нее с закреплением в собственность участка
из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юри-
дическими последствиями - правом продавать эту зем-
лю, сдавать ее в аренду и т. д.
Итоги проведения земельной реформы:
1) расслоение крестьянства;
2)дифференциация помещичьего и крестьянского
V землевладения.
Все это послужило причиной революционных пре-
образований земельных отношений,, последовавших
после Октябрьской революции и кардинальным обра-
зом изменивших земельно-правовой строй России.
В 1917 г. в России изменился способ хозяйствова-
ния или образования валового национального про-
дукта. Основные земельные преобразования после-
революционного периода сводились:
1 )к отмене частной собственности на землю;
2) к объявлению земли всенародным достоянием, кото-
рое впоследствии стало отождествляться с исключи-
тельной собственностью на землю государства;
3)к изъятию земли из гражданского оборота и вклю-
чению ее в чисто административный оборот.
Изменилась роль природы в историческом процес-
се. Охрана природы, и земли в частности, в первые
годы существования советской власти не рассмат-
ривалась как необходимая деятельность, и связано
это было прежде всего с достаточно низким культур-
ным уровнем как населения в целом, так и самих ор-
ганов власти и управления. Однако стремление че-
ловека к власти над землей противоестественно
сущности человека. Попытка властвовать над землей
ведет человека к агрессии, разрушению земли как
сущности бытия.
Поэтому земельное право, развиваясь, всегда че-
рез свои регулятивные нормы выражает интересы
общества в потреблении природных ресурсов, что
ведет в свою очередь к закреплению мероприятий
по рациональному использованию, охране от загряз-
нения земельных ресурсов, установлению составов
земельных правонарушений и видов ответственно-
сти, наступающих за их совершение. Право частной
собственности было предусмотрено впервые в 1990 г.
в ст. 12 Конституции РСФСР.
2) способствовать совершенствованию земельного
законодательства в целях организации более ра-
ционального использования и охраны земель.
Наука земельного права:
1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тен-
денции в регулировании земельных отношений пра-
вовыми нормами;
2) высказывает меры по совершенствованию действую-
щего законодательства;
3) разрабатывает научные основы его классификации
и систематизации;
4} исследует закономерности развития действующего
российского законодательства;
5} исследует земельное законодательство досовет-
ского периода;
6) проводит сравнительный анализ правового регу-
лирования земельных отношений и выявление тен-
денций развития его в зарубежных странах.
Методы науки земельного права:
1}исторический;
2)сравнительно-правовой;
3) системный;
4)статистический;
5) конкретно-социологический и др.
Земельное право как учебная дисциплина - систе-
ма знаний, сведений и информации об основныхпо-
ложениях и содержании земельного права, излагае-
мых в целях подготовки профессиональных кадров.
Она может отличаться от системы отрасли земельно-
го права по объему излагаемых сведений исходя из
плановых учебных часов.
Учебная дисциплина рассматривает:
1) основные положения общей части земельного пра-
ва (предмет, метод, система земельного права,
понятие и особенности земельных правоотноше-
ний, история земельного права и его источники, ме-
тодологические и теоретические основы земель-
ного права в его становлении и развитии);
2)положения специальной части (законодательные
основы и особенности правового регулирования зе-
мельных отношений в зарубежных странах).
Методы земельногоправа - это способы и при-
емы воздействия на поведение людей, которые соот-
ветствуют характеру и природе земли как природного
достояния, жизненно необходимого всем гражданам.
В юридической литературе различают:
1) метод административно-правового, организаци-
онного воздействия посредством обязательных
к исполнению предписаний и запретов. Для ад-
министративно-правового метода регулирования
общественных отношений характерно проявление
«власти и подчинения»;
2) диспозитивный метод. Он определяет пределы по-
ведения участников земельных отношений, предо-
ставляет им возможности свободно и самостоятель-
но регулировать свои взаимоотношения в рамках
установленных пределов - метод дозволения.
Земельное право дает правомочие землепользова-
телю (или управомочивает) свободно действовать,
тогда как орган государственного управления обязан
воздерживаться от каких-либо решений, ограничиваю-
щих хозяйственную свободу землепользователя.
И если закон допускает административно-правовое
вмешательство во внутрихозяйственные дела земле-
пользователей, то это возможно лишь в строго ука-
занных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при
непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,
эрозией почв.
Таким образом, если в одних случаях допускается
метод администрирования, то в процессе внутрихо-
зяйственного использования земли - смешанный
метод, т. е. в основном свободное дозволение и в огра-
ниченныхзаконом случаях - администрирование.
В учебной литературе также выделяются разновид-
ности административно-правового и диспозитивного
методов.
ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельному праву как самостоятельной отрасли
права присущи следующие принципы:
1) учет значения земли как основы жизни и деятель-
ности человека, согласно которому регулирование
отношений по использованию и охране земли осу-
ществляется исходя из представлений о земле как
о природном объекте, охраняемом в качестве важ-
нейшей составной части природы, природном ре-
сурсе, используемом в качестве средства произ-
водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
и основы осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территории РФ, и одновременно
как о недвижимом имуществе, об объекте права
собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента
окружающей среды и средства производства в сель-
ском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использо-
ванием земли в качестве недвижимого имущества;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, со-
гласно которому при осуществлении деятельности
по использованию и охране земель должны быть
приняты такие решения и осуществлены такие виды
деятельности, которые позволили бы обеспечить
сохранение жизни человека или предотвратить не-
гативное (вредное) воздействие на здоровье че-
ловека;
4) участие граждан и общественных организаций в ре-
шении вопросов, касающихся их прав на землю;
5) единство судьбы земельных участков и прочно свя-
занных с ними объектов, согласно которому все
прочно связанные с земельными участками объек-
ты следуют судьбе земельных участков, за исклю-
чением случаев, установленных федеральными
законами;