Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ

1.Осуществляет государственный земельный контроль в отношении земель водного и лесного фонда

2. Организует и проводит экологическую экспертизу проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования.

3. Осуществляет экспертизу проектов схем расселения, природопользования, территориальной организации производительных сил РФ и субъектов РФ.

42. Понятие, функции государственного управления земельным фондом

42. Понятие, функции государственного управления земельным фондом – организующая деятельность по обеспечению рационального использования и охраны земель на основе проведения мероприятий организационного, административно-правового характера в сочетании с экономическими мерами.

Цель государственного управления: обеспечение соблюдения земельного законодательства путём проведения

государственного контроля за использованием и охраной земель, путём привлечения виновных к ответственности.

Государственное управление подразделяется на общее и отраслевое.

Общее государственное управление осуществляется органами внутренней компетенции и распространяется на все земли независимо от их категории.

Отраслевое государственное управление осуществляется министерствами и ведомствами и строится по принципу подведомственности предприятий (министерство с/х – земли с/х назначения и т.п.).

Функции:

1. Мониторинг земель– система наблюдений за состоянием земель. Объектами являются все земли в РФ.

Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.

2. Земельный кадастр– систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

3. Землеустройство

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования

43. Мониторинг земель

43. Мониторинг земель— система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

М. з. является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. Объектом М. з. являются все земли РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. М. з. имеет подсистемы, соответствующие категориям земель: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, М. з. населенных пунктов и т. д. В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный М. з.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 1. Федеральный – осуществляется на уровне РФ в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

2. Региональный – касается одного субъекта РФ или какого-либо региона.

3. Локальный – осуществляется на уровне муниципального образования.

44. Землеустройство (понятие, виды, землеустроительный процесс)

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр

45. Государственный земельный кадастр– систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный — для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический — для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой — для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

46. Земельный контроль (понятие, виды, органы)

Осуществляется представительными, исполнительными, специально уполномоченными органами власти за соблюдением зем. зак-ва, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм соб-сти.

Основная задача контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении исполнения земельного законодательства, соблюдении установленных требований (норм, правил, нормативов), выполнении мероприятий по охране земель

Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными органами за соблюдением земельного законодательства собственниками, землепользователями, арендаторами.

Муниципальный земельный контроль – осуществляется органами местного самоуправления за использованием земель на территории муниципального образования в соотв.с законом РФ и актами ОМС.

Общественный земельный контроль – осуществляется территориальными органами общественного самоуправления, организациями, гражданами за соблюдением земельного законодательства.

Производственный земельный контроль – осуществляется собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами в ходе хозяйственной деятельности.

Лицо, использующее зем. уч, обязано предоставить сведения об организации производственного зем. контроля в специально уполномоченный орган гос. зем. контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

Органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами.

47. Разрешение земельных споров.

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Споры граждан и юридических лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию земельных участков, разрешаются в административном порядке, судебными органами и третейскими судами.

Земельные споры – разногласия по поводу владения, пользования и распоряжения землёй. Все земельный споры разрешаются в судебном порядке.

Все земельные споры можно разделить на 4 группы:

1. Чисто земельные споры – споры между собственниками индивидуальных жилых домов на смежных земельных участках об устранении препятствий в пользовании землёй.

2. Имущественные споры, связанные с земельными отношениями людей: требования возмещения убытков, связанных с изъятием земельных участков или причинённых нарушением законодательства.

3. Жалобы на действия органов местного самоуправления с требованием о признании неправомерным отказа в предоставлении земельного участка.

4. Жалобы на действия администрации, предприятий о признании неправомерным отказа в предоставлении служебного земельного надела (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, мировые судьи).

Гос. инспектор рассматривает дела об адм. правонарушениях, налагает штрафы, выносит предупреждения, направляет материалы для решения вопросов о привлечении к ответственности.

До принятия дела к производству судом зем. спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Досудебное административное рассмотрение земельного спора необязательно, за исключением спора о сельскохозяйственных землях.

48. Правовая охрана земель

48. Правовая охрана земель- это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения, направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятного, качественного состояния земли.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:

- предотвратить деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства;

- обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

Законодательством предусматривается комплекс мер как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.

К мерам первой группы относятся государственный кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций.

Основные правовые меры охраны земель реализуются путем установления нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, мине­ральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременно­го вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйст­венной деятельности.

В целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводится мелиорация земель- это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий.

Правовая охрана земель обеспечивается также мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях невыполнения установленных законодательством правил рационального использования и охраны земель.

Основаниями ответственности являются земельные правонарушения.

Понятие содержания охраны земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов;

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

3. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв.

4. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

49. Плата за землю

Целью введения платы за землю является сти­мулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, вы­равнивание социально-экономических условий хо­зяйствования на землях разного качества, обеспече­ние развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. По российскому земельному законодательству производится в формах:

• земельного налога,

• арендной платы,

• нормативной цены земли.

1. Земельный налог - властное предписание пользователями земли со стороны гос-ва, они не вправе изменять размеры этих платежей, которые идут в бюджет, льготы могут быть установлены только в ФЗ, он относится к местным налогам). Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

2. Арендная плата - устанавливается договором между сторонами.

За неиспользовние, или использование не по целевому назначению зем-х уч-в ставка зем.налога устанав-ся в 2-кратном размере.

3 Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Обязанность уплаты зем.налога возникает с момента приобретения права на зем.уч.

Объектами обложения зем. налогом и взимания аренд-й платы явл-ся зем.уч., части зем.уч-в, зем-ые доли находящиеся в собств-ти,влад-и, польз-и, аренде юр. л. и гр-н.

Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок.

Для установ-я кадастровой ст-ти зем.уч. проводится гос-я кадастровая оценка земель. В отличие от кадастровой стоимости зем.уч., которая определяется для целей налогообложения, рыночная ст-ть необходима для совершения сделок с землей.

Собственники земли, землевладельцы и земле­пользователи, кроме арендаторов, облагаются еже­годным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных ЗК РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Льготы.

Граждане и юридические лица, которые пол­ностью освобождаются от уплаты земельного налога.

1. Граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп.

2. Лица, ка­ким-либо образом проявившие заботу о государ­стве.

3 Льготники, которые освобождаются от уплаты земельного налога только на 5 лет и после истечения которых приравнива­ются к обычным налогоплательщикам.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать в пределах предоставленной им ком­петенции льготы по уплате налога на земельные участки в виде: частичного освобождения на опре­деленный срок, отсрочки выплаты, понижения став­ки налога для отдельных плательщиков.

50. Планирование использования и охраны земель (понятие, содержание, формы планирования, использования и охраны земель)

Проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений, рационального использования земель и их охраны.

Включает

1. Разработку о рац. использовании и охране;

2. Природно-с/х районирование;

3. Опр. земель, которые могут быть предоставлены граж. и ЮЛ,

4. Опр. земель в спец. зем. фонды.

5. Определение земель, отнесённых к категорим, видам, установленным законодательством РФ.

Планирование использования и охраны земель в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий осуществляется земельным, экологическим, природоресурсным законодательством и законодательством о с/х.

Контроль осуществляет Фед. служба зем. кадастра и органы совместно с Мин. природных ресурсов, с/х.

4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения

Планировка территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

51. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. - законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения - должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения -установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Земли с/х назначения – земли, предоставленные для нужд с/х или предназначенные для этих целей.

Главная особенность этих земель: они являются основным средством производства продуктов питания, кормов, сырья и что земля здесь выступает в качестве основного средства производства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

1 Угодья – участки земли с определённым хозяйственным использованием (пашни, пастбища, луга, сенокосы – самые ценные земли).

2. Земли, занятые с/х объектами (фермами, токами, с/х дорогами и др.). До перестройки: к землям с/х назначения относились усадьбы (до 1991 г.).

3. Неудобья – неудобные земли (овраги, болота).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; коммерческими; некоммерческими организациями, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно- исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

Установлены некоторые ограничения на сделки с землями с/х назначения:

а) Исключаются из оборота земли, заражённые опасными веществами и подверженные биогенному заражению

б) Земли, предоставленные во временное пользование

в) При эксплуатации качество земель с/х назначения должно не ухудшаться, их плодородие должно повышаться.

Преимущественное право покупки земельного участка – у субъектов РФ, муниципальных образований.

Если они откажутся от покупки земельного участка, то продавец может продать его любому третьему лицу.

Не допускается совершение сделок с земельными участками, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, юридических лиц, в которых данные граждане (родственники) имеют право распоряжаться более, чем 50% общего количества голосов, устанавливаются законом субъекта РФ.

Максимальный размер земельных участков для юридических лиц не устанавливается.

Допускается аренда, субаренда земель с/х назначения.

Наши рекомендации