С образованием Союза ССР земельное законодательство стало совершенствоватьсяне только как республиканское, но и как общесоюзное.Первая Конституция СССР 1924 г., закрепив право исключительнойгосударственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССРустановление общих начал землепользования и землеустройства, а равнопользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования иземлеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений:определили цели и задачи земельного законодательства; установили, чтосубъектом права собственности на землю является СССР; разграничиликомпетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельныхотношений; подробно регламентировали землеустройство; определили правовойрежим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городскихземель, земель государственного запаса и других земель, а такжесформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядокразрешения земельных споров и т. д. Это был последний нормативный акт,который при всеобщем поощрении коллективных форм хозяйствования еще допускалсвободу выбора форм землепользования и не исключал наемный труд в сельскомхозяйстве. По существу, он развивал нормы принятого 16 марта 1927 г.Постановления ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», которымустанавливался ряд льгот и преимуществ для коллективных хозяйств ипредусматривались меры по обеспечению условий для выделения земель вновьорганизуемым совхозам.Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательствапошло по линии совершенствования сложившихся в результате национализацииземли основных земельно–правовых институтов: права исключительнойгосударственной собственности, права землепользования и его различных видов,правового режима различных категорий земель, землеустройства и др.В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов сталоосновным и потребовало дальнейшего совершенствования, упорядочения и охраныот каких бы то ни было нарушений. В этот период принимались нормативные актыоб устойчивости колхозного и совхозного землепользования. Среди институтовземельного права прочно заняли доминирующее положение право исключительнойгосударственной собственности на землю и право колхозного землепользования.Это нашло отражение в принятой 5 декабря 1936 г. Конституции СССР,установившей, что земля, ее недра, воды и леса в СССР являютсягосударственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Земля,занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочноепользование, т. е. навечно.13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земельное законодательство– были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзныхреспублик, в соответствии с которыми Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970г. был принят новый ЗК РСФСР, который действовал до 1991 г.Земельным законодательством был закреплен принцип бесплатностиземлепользования. В качестве землепользователей выступали колхозы, совхозы,другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения;промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия,организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялисьисполкомами местных Советов народных депутатов, Советами Министров союзных иавтономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этихорганов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях уземлепользователей.
9. Право собственности на землю в РФ
Формы собственности: частная, государственная, муниципальная (ст9 к РФ)
1)ЧС – индивидуальная,общая собственность (общедолевая и общесовместная), собственноть юр.лиц
Земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, бесплатно передаются в частную собственность граждан для: • ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в расчете на каждого его члена, в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность;
• совместного ведения производства сельскохозяйственного предприятия, в котором введена общая совместная или общая долевая собственность граждан;
• для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества и дачного хозяйства
• индивидуального и коллективного жилищного строительства в сельской местности;
• в иных случаях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ. Повторное предоставление земельных участков бесплатно не допускается.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной, муниципальной собственности, передаются за плату в частную собственность граждан:
• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сверх предельных размеров бесплатной передачи земли в собственность;
•совместного ведения производства сельскохозяйственного предприятия, сверх среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность;
• индивидуального и коллективного жилищного строительства в городах, рабочих и курортных поселках, если законодательством не предусмотрена бесплатная передача земли;
Муниципальные земли принадлежат органам местного самоуправления. В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности.
В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке.
Государственная собственность на землю по своей принадлежности имеет несколько уровней: федеральная, собственность республик в составе РФ, собственность краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы, Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или несколько собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.