Профессии юриста (следственная специализация)

Юрист должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. Юрист должен иметь личностные качества, которые соответствуют той важной социальной роли, для выполнения которой он предназначен. К таким личностным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая нравственность, профессиональная этика, личная безупречность, общительность (коммуникабельность).

К юристам, сотрудникам органов внутренних дел, кроме того, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы.

Недооценка личностных качеств при выборе юридической профессии ведет к осложнениям и трудностям в правовой работе, непригодности лица для работы в правоохранительных органах.

К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политики, знаниями действующего законодательства, умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности, владение практическими навыками по специальности. Юрист также должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, знать и умело применять методы управления, воздействия на людей, уметь вести правовую пропаганду и воспитательную работу среди населения, владеть методами научной организации труда, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать в условиях развития рыночных отношений.

Юрист должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалификационного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым предварительным условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является знание общеюридических наук: теории государства и права, истории государства и права.

Профессия юриста требует знания содержания отраслевых юридических наук, к которым относятся: конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, международное право и другие отрасли права. От юриста требуется знание отраслей права и законодательства, Конституции РФ, уставов субъектов Федераций, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления законности, правопорядка, совершенствования управления действующего законодательства и практики его применения.

Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы, действующей в нашем обществе, взаимных прав и обязанностей государства и личности, правового статуса гражданина, национально-государственного устройства России, избирательной системы, порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, а также знать правовой статус общественных объединений и иных формирований граждан. Специальность юриста требует знания способов уяснения и толкования норм права, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридически решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение.

Однако одних знаний для профессии юриста недостаточно. Кроме знаний, юрист должен обладать практическими умениями и навыками.

Юрист должен обладать навыками: публичных выступлений, проведения встреч, бесед и других форм общения с населением.

К юристу - сотруднику органов внутренних дел, помимо общих требований к знаниям, обусловленных особенностями работы в различных аппаратах и службах органов внутренних дел, предъявляются дополнительные требования. Он обязан знать законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру ОВД, и виды, правовой статус, формы и методы административно-правовой, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, должностные обязанности и права, ответственность, особенности службы в органах внутренних дел.

От юриста - сотрудника органов внутренних дел, требуется умение оперативно, четко и решительно действовать в нетипичных, экстремальных условиях, быстро переключаться с одного вида работы на другую, пользоваться специальными средствами и оружием.

В зависимости от специализации юриста, он обязан в совершенстве знать отраслевое законодательство и практику его реализации, в частности хотелось бы остановиться на особенностях работы в следственных подразделениях. Юрист, специализирующийся в следственно-криминалистической деятельности, обязан знать виды, функции и структуру правоохранительных органов, органов дознания и предварительного следствия и судебно-экспертных учреждений; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; методику и тактику дознания и предварительного следствия; приемы и способы применения и использования криминалистической и специальной техники; способы выявления причин и условий преступности; методов ведения профилактики преступлений. Следователю приходится составлять много различных процессуальных документов, в которых он фиксирует свои действия и решения. Весьма важно, чтобы все они были оформлены в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм. Как показывает опыт, выпускники высших юридических учебных заведений не всегда обладают достаточными навыками по составлению документов, необходимых в повседневной следственной деятельности. Поэтому курсантам и слушателям необходимо уделять больше внимания получению практических навыков по составлению важнейших процессуальных документов предварительного расследования на практических занятиях, при прохождении учебной практики и стажировки.

Наделение следователя широкими полномочиями и представления ему процессуальной самостоятельности предполагает строгую его ответственность. Следователь, прямо или косвенно заинтересованный в исходе дела, должен устраниться от участия в нем, в противном случае ему заявляется отвод. Отвод может быть заявлен и по мотиву допущенных нарушений закона. В случае заведомо незаконного ареста, привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждения к даче показаний следователь несет уголовную ответственность, предусмотренную статьями 299-303 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К профессиональным особенностям работы следователя относится: поиск, направленный на быстрое и полное раскрытие преступлений, воссоздание, восстановление событий прошлого на основе найденных фактов, юридических доказательств по делу. В связи с этим от следователя требуются: наблюдательность, умение анализировать факты, работать с людьми, получать от них интересующие достоверные сведения, проницательность и прозорливость, максимальное использование специальных знаний, изучение заключений экспертов и специалистов.

Заключение

Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

Список литературы

1. Ведение в специальность «юриспруденция»: Учебное пособие/ Н.Д Эриашвили, С.А. Солодовников, И.А.ю\ Еремичев и др.; Под ред. проф. В.Я. Кикотя. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 255с.

2. Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие/ О.В. Старков, И.В. Упоров. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 96с.

3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. « Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3. – Ст. 150

4. Рекомендация по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России: Сборник. Том1. – М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006.- 136с.

Наши рекомендации