Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
В настоящее время в Республике Беларусь создание крестьянских (фермерских) хозяйств составляет одну из важнейших задач земельной реформы. В Республике Беларусь правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств определяется Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991г. с изменениями и дополнениями и рядом других нормативных правовых актов.
В соответствии с вышеуказанным законом крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
У ученых нет единого взгляда по поводу сущности фермерского хозяйства. Взгляды юристов можно подразделить на три группы. Рассмотрим их по порядку.
Первая группа - нет единого мнения по поводу различия терминов - «крестьянское» и «фермерское» хозяйства. Так, например, В. Дунаевым и Л. Дунаевой. М. Омаровым, А. Семиным, Т. Петровой и многими другими названные два типа сельскохозяйственных товаропроизводителей объединены.
Однако, по мнению других авторов (Т. Бакуниной, Л. Девятника, Л. Мороза. А. Погребной, П. Половинкина, Н. Попова, Г. Чубукова. Г. Файзулина). ставить знак равенства здесь нельзя. Эти ученые различают два основных типа сельскохозяйственных товаропроизводителей, живущих и хозяйствующих на земле: «крестьянина, ведущего сельское хозяйство как образ жизни», и фермера, хозяйствующего на земле в целях наиболее выгодного приложения своего капитала.
У третьей группы ученых нет единого мнения по поводу возможности и необходимости использования наемного труда в наших фермерских хозяйствах. Так, 3. Кайяли считает, что основой фермерского производства должен быть личный труд. С позиций же М. Омарова, П. Половинкина, Н. Попова, С. Сазонова, фермерское хозяйство должно базироваться на сочетании как собственной, так и наемной рабочей силы. Вели обратиться к зарубежному опыту, то нетрудно убедиться в наличии там именно такого сочетания. В США, например, доля наемных работников в общей структуре занятых в сельском хозяйстве в послевоенные голы неизменно росла, достигнув к концу 80-х годов 36,3 %. Однако основная доля трудовых затрат все же приходится на семьи фермеров.
К признакам крестьянского (фермерского) хозяйства, характеризующим данную организацию, можно отнести:
- аграрная специализация;
-самостоятельность и самоуправляемость (наличие правосубъектности);
- обособленность земли и субъектов хозяйствования;
- индивидуальность или коллективность труда;
- товарность;
- промышленный характер;
- экологичность сельскохозяйственного производства;
- членство.
Для признания крестьянского (фермерского) хозяйства необходим сам факт осуществления непосредственно гражданином и членами его семьи на обособленном участке земли, находящейся в собственности или в пользовании, сельскохозяйственной деятельности с целью производства и реализации товарной продукции земледелия, животноводства с соблюдением правил агротехники и экологических требований.
Основной признак, отличающий крестьянское (фермерское) хозяйство от других организационно-правовых форм, состоит в том, что в основе данного хозяйства лежат семейно-родственные связи лиц, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Поэтому достаточно широкое распространение получил взгляд, согласно которому крестьянское (фермерское) хозяйство является индивидуальным или семейным предприятием.
Дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
После государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставляется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.
Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель.
Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель включительно.
Размер земельного участка, предоставляемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.
Указом Президента республики Беларусь от 3 марта 1998г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» определено, что при организации фермерских хозяйств выделяются участки, пригодные для ведения сельского хозяйства и не требующие значительных затрат на первичное обустройство.