Регулирование земельно-кадастровых отношений в отечественном законодательстве.
Кадастр появился в связи с необходимостью получить сведения о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения, поскольку необходимы были подробные сведения о доходности хозяйственной, иной деятельности разных лиц и стоимости их имущества. Еще за несколько тысячелетий до нашей эры производились простейшие по сути кадастровые оценки недвижимости, включая земельные участки с находящимися на них природными ресурсами. С развитием производительных сил, усложнением производственных отношений произошла дифференциация объектов кадастрового учета не только для налогообложения, но и в целях осуществления гражданского оборота. Так, наряду с кадастровым учетом одновременно имущества и природных ресурсов появляются одноименные виды раздельного учета имущества, земель, лесов и других объектов природы. В ходе эволюции сначала возникла необходимость в учете, а затем в оценке и регистрации земель.
История развития «современного» кадастра берет свое начало со времен Наполеона и насчитывает почти 200 лет. Все современные кадастровые системы в той или иной степени возникли от наполеоновского кадастра и в той или иной степени они содержат принципы французского кадастра, которые были определены Наполеоном I в 1807 году. Главным принципом наполеоновского кадастра было наличие в кадастре словесного описания и карт, отражающих размещение и границы всех земельных участков.
Учет земель и ведение государственного земельного кадастраотносятся к основным функциям, составляющим содержание управления пользованием и охраной земель. Данные вопросы урегулированы Кодексом Республики Беларусь о земле, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2007г. № 386 «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных», нормативными правовыми актами Государственного комитета по имуществу и иными актами законодательства.
Несмотря на многовековую историю становления и развития кадастров, до сих пор недостаточно исследованы содержательные, понятийно-категориальные аспекты, системно-структурные элементы данного феномена. В частности, ст. 1 Кодекса о земле определяет государственный земельный кадастр как совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков.
Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о наличии расположенных на земельных участках объектах. Государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей, землевладельцев и собственников земли, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной земли. Земельный кадастр содержит данные о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда республики в разрезе административно-территориальных единиц, месторасположении, размерах и границах земельных участков; государственной регистрации прав на земельный участок, учете и оценке земельных участков и другие необходимые сведения. Данные государственного земельного кадастра используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.
Государственный земельный кадастр ведется специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству по единой для всей республики системе за счет средств республиканского и местных бюджетов. Таким органом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006г. является Госкомимущество, который обеспечивает ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земли, формирует единый государственный банк данных о земельных ресурсах республики, организует в установленном порядке обеспечение заинтересованных информацией о земле, утверждает методические указания и инструкции по регистрации, учету земель и их оценке.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями, а также осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
Руководство по обучению:
Изучить самостоятельно содержание государственного земельного кадастра, состав земельно-кадастровой документации ,руководствуясь Кодексом о земле.
Сведения государственного земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться на бумажных и (или) машинных носителях Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.
Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и в иных формах, предусмотренных законодательством, за плату или бесплатно. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Законодательством предусматривается, что в документы государственного земельного кадастра исправления вносятся на основании:
Þ заявления землепользователя, других заинтересованных лиц либо сведений государственных органов, иных государственных организаций, а также по инициативе специалистов Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, уполномоченных осуществлять ведение государственного земельного кадастра;
Þ судебного постановления – при внесении исправлений, связанных с ошибкой нетехнического характера;
Þ совместного заявления всех заинтересованных лиц в случае, если отсутствует основание полагать, что исправление ошибки нетехнического характера может причинить вред или нарушить права и законные интересы землепользователей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, – при внесении исправлений, связанных с ошибкой нетехнического характера;
Þ заявления землепользователя либо соответствующих сведений из государственных органов, иных государственных организаций – при внесении исправлений, связанных с изменением идентификационных сведений о землепользователях, наименований населенных пунктов и улиц, нумерации зданий и т.д.
О внесении исправлений соответствующие землепользователи, а также иные заинтересованные лица уведомляются специалистами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, уполномоченными осуществлять ведение государственного земельного кадастра, в письменной форме.
Внесение исправлений в документы государственного земельного кадастра и выдача соответствующих уведомлений либо мотивированный отказ во внесении исправлений осуществляются в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления, а также документа, подтверждающего внесение платы за составление и выдачу уведомления, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим части первой и частью четвертой настоящей статьи, и (или) поступления иных документов, указанных в части первой настоящей статьи. В случае необходимости запроса сведений и (или) документов из других государственных органов, иных государственных организаций этот срок может быть продлен до одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Внесение исправлений в документы государственного земельного кадастра в связи с исправлением ошибок, допущенных специалистами Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, уполномоченными осуществлять ведение государственного земельного кадастра, производится бесплатно.
С целью организации ведения государственного земельного кадастра в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Госкомзема от 19 сентября 2000 г. № 10 «Об утверждении Положения о кадастровом делении территории Республики Беларусь» установлено кадастровое деление. Единицами кадастрового деления территории Республики Беларусь являются:
• административно-территориальные единицы;
• кадастровые округа;
• кадастровые блоки.
Под кадастровым округомпонимается территория, на которой ведение государственного земельного кадастра осуществляется территориальным кадастровым органом либо земельной службой местного исполнительного и распорядительного органа. Учет кадастровых округов осуществляется Национальным кадастровым агентством.
В системе государственного земельного кадастра синтезирующей частью является кадастровая оценка, земель.
Кадастровая оценка земель, земельных участков – определение кадастровой стоимости земель, земельных участков на определенную дату для целей, предусмотренных законодательством.
Кадастровая оценка земель является составной частью государственного земельного кадастра и проводится с целью получения объективных данных о качестве и местоположении земель, характеризующих условия ведения сельского хозяйства. Показатели кадастровой оценки земель предназначаются для определения уровней ставок земельного налога, энергетической оценки земли, а также для научно обоснованного решения в колхозах, госхозах и других сельских хозяйствах экономических задач по организации труда и управления сельскохозяйственным производством в условиях рыночных отношений.
Кадастровая оценка земельных участков населенных пунктов это оценка указанных земельных участков для целей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, с использованием сведений, содержащихся в государственных земельном, градостроительном и других кадастрах, в утвержденной градостроительной документации, государственной системе мониторинга земельного рынка. Она осуществляется на основании Инструкции по кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Беларусь, утвержденной постановлением Комзема от 30 мая 2003 г. № 5, принятым в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2002 г. №1322 «О проведении оценки земель населенных пунктов», и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 1764 «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки, переоценки земель, земельных участков» в целях проведения кадастровой оценки земель, земельных участков населенных пунктов для определения их кадастровой стоимости, т.е. стоимости земельных участков, которая устанавливается в результате кадастровой оценки. Объектом (единицей) оценки является застроенный или незастроенный земельный участок, зарегистрированный в государственном земельном кадастре Республики Беларусь. Исполнителями работ по оценке являются: научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» Госкомимущества и подведомственные ему юридические лица. Заказчиками кадастровой оценки являются местные исполнительные и распорядительные органы, юридические и физические лица. Оценка проводится специалистами один раз в пять лет. Результат оценки утверждается решением местного исполнительного комитета. Кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится по состоянию на 1 января года ее проведения. Периодичность оценки устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами. Кадастровая стоимость действительна с момента утверждения оценки до даты следующей оценки. Вместе с тем в период между оценками кадастровая стоимость земельных участков может уточняться, в том числе с помощью поправочных коэффициентов, и приниматься решением местных исполнительных и распорядительных органов. Следует особо отметить, что оценку земельных участков в нашей стране могут выполнять только оценщики, специально аттестованные Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь на право проведения независимой оценки земельных участков.