Тема 2. ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельные отношения в ВКЛ и Речи Посполитой (13-18 вв.)
С начала 16 столетия на территории Беларуси особое место занимают экономические, социальные и технические мероприятия по усовершенствованию землепользования и обложению крестьян феодальными повинностями, которые начали проводиться в различных регионах ВКЛ.
Экономическое развитие княжества в этот период и все большее вовлечение его в товарно-денежные отношения со странами западной Европы диктовали необходимость поиска средств для стимула развития сельскохозяйственного производства. Поэтому с конца 15 века усилилось внимание к вопросам землепользования. Прежде всего в ряде государственных, а затем частных и церковных владений начался пересмотр и перераспределение земельных наделов. В качестве основной нормы земельного надела была определена валока. Как предполагают историки, существовала специальная инструкция по проведению валочной памеры. Однако то ли из-за недоработанности самой инструкции, то ли из-за недобросовестности самих великокняжеских чиновников в ходе обмера земли и наделения валоками было допущено много неточностей. Для исправления положения великий князь 1 апреля 1557 г. утвердил «Уставу на валоки» - документ, которым должны были руководствоваться ревизоры при пересмотре и проведении валочной померы в государственных владениях. Содержание и направленность данного документа оказались настолько значимы, что именно с ним связана сама реформа, которая со временем охватила всю территорию Великого княжества Литовского.
Несмотря на существование различий в определении исследователями названия реформы, ее целей и результатов, общепризнано, что основу комплекса аграрных мероприятий составило создание стандартных земельных участков – валок. Перемер земли на первый взгляд – чисто техническая мера- сопровождается созданием новых хозяйств, изменениями в положении крестьянства, в системе его повинностей.
В «Уставе на валоки» прежде всего обращалось внимание на подбор ревизоров, уровень подготовки и личные качества. В «Уставе» содержалось 49 статей, определен размер валоки -30 моргов (21,36 га), который в отдельных случаях, например, при низком качестве земли мог увеличиваться до 36 моргов. Повинности при этом не повышались. В оценке качества земли использовались 4 категории: хорошая, средняя, плохая и очень плохая. Шляхецкие земли, которые врезались в перемеряемые массивы также подлежали переделу. Если шляхтич мог подтвердить свои права, он мог получить землю в другом месте. Таким образом, осуществлялась ликвидация черезполосицы.
С определением единого крестьянского надела связано требование «Устава на валоки» по перепланировке крестьянской усадьбы. Дополнительно к земельному наделу в 30 моргов добавлялись 3 морга на постройки и огород. Эти 33 морга разделялись на 3 поля. Жилые и хозпостройки размещались только на среднем поле, при этом жилые от хозяйственных отличались улицей. Такой тип поселения сложился прежде всего в западной части ВКЛ, поскольку сама валочная помера в восточных волостях стала проводится позднее и имела свои особенности.
Таким образом, происходит усиление феодально-крепостной тенденции в регулировании земельных отношений: укрепляется правовой статус общины как ведущей формы крестьянского быта в сельской местности, укрепляется правовой статус помещика как главного феодала-землевладельца
Земельная реформа 1861 г.
Земельный строй России к середине 19 ст. представлял собой сочетание средневекового земельного строя (феодального) с нарождающимися элементами капиталистических отношений, проявляющихся в множественности форм землевладения и разнообразия их правового регулирования. Главной отличительной чертой земельных отношений на протяжении большого исторического отрезка времени было то, что частное землевладение определялось по сословному признаку, т.е. объем правомочий на землю зависел от принадлежности землевладельца сословию.
Отношения по поводу церковных, монастырских, удельных (земли императорской (царской) фамилии), кабинетских (земли, приписанные к царским дворцам, а также составляющие личную собственность царя), частновладельческих, помещичьих, майоратных (земли, пожалованные на праве наследственного владения без права дробления и отчуждения) земель регулировались нормами феодально-сословного права, а земель крепостей, казарм, транспорта – и административного права (полицейского законодательства).
Земельная реформа 1861г. осуществлялась на принципах, сформированных при императоре Александре Втором:
1) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;
2) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины.
Соответственно, все виды поземельной собственности и поземельных прав сохранились без существенных изменений.
По мере развития в России промышленности производственные силы стали входить во все большее противоречие с существовавшими производственными отношениями. Промышленность проявляет интерес ко все более высокой производительности труда, что могло быть обеспечено наемным некрепостным трудом. Причина реформы только экономическая: народное хозяйство все шире и шире вовлекалось в рыночные отношения, а труд крепостного крестьянина отличался низкой производительностью. Весь ход экономического развития России толкал к отмене крепостного права и проведению земельной реформы, в результате которой были изданы- Манифест 19 февраля 1861г., Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
Положение 19 февраля 1861 года касалось наиболее многочисленной категории крестьянства – частновладельческих крестьян. Согласно Манифеста причиной проблем в земельных отношениях явилось ухудшение нравов между людьми. На самом же деле первопричиной вех раздоров выступали экономические причины (народное хозяйство вовлекалось в рыночные отношения, труд крестьянина отличался низкой производительностью, увеличивался экспорт).
Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости содержало 207 статей. Было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землей. Реализовать свое право на надел крестьяне могли в виде общинного подворного землевладения.
В отличие от прибалтийских и юго-западных губерний, где преобладала подворная форма землевладения, и субъектом права на надел признавались крестьяне в малороссийских и великороссийских губерниях, надел предоставлялся общине, и субъектом права на него признавалась община в целом. Наделение крестьян землей проводилось не в собственность, а лишь в постоянное пользование с условием отбывания повинностей в пользу помещика.
На выкуп надельных земель крестьяне могли перейти только через 9 лет после ее получения. При этом для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика, а для выкупа усадебной земли – отсутствие недоимок.
Все отношения, связанные с наделением крестьян землей, регулировались особым законодательством, которое в отличие от законов гражданских, предусматривающих частновладельческое землевладение и содержащихся в Гражданском уложении -10 томе Свода законов Российской империи, содержались в особом приложении к тому 9 Свода законов Российской империи.
В Беларуси реформа проводилась в соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и двумя местными положениями – Местным положением для великорусских, новороссийских и белорусских губерний, Высочайше утвержденному Местному положению о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской.Реформа собственности на землю осуществлялась двумя путями: в порядке рыночных отношений (купля-продажа земли) и в порядке выкупа крестьянами у помещиков в собственность своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в постоянное пользование).
В результате реформы крепостное право, будучи отмененным. Фактически трансформировалось в другую форму. Вновь образованная система земельных отношений явилась переходной к созданию рыночной системы сельского хозяйства.
Реформа 1861 года сохранила две основные формы землевладения: общинное (оно было приоритетным на большей части территории) и подворное (имело распространение преимущественно в западной ее части).
Реформа ускорила переход к капиталистическим методам хозяйствования: производству продукции для рынка, найму рабочей силы, расширению частнособственнических крестьянских хозяйств, интенсификации производства и приобретению земли в собственность. Общим итогом реформы можно считать ликвидацию рабства, ускоренное развитие рыночно-капиталистических отношений, охвативших определенную часть крестьянства.
Происходившие в земельном строе изменения и появление новых форм крестьянского землевладения получили отражение в юридической науке того времени.