Взаимосвязь земельного права с другими отраслями права
В качестве составной части национальной правовой системы земельное право находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Эта взаимосвязь выражается в том, что земельные отношения как комплекс имущественных и управленческих отношений могут регулироваться нормами других отраслей права.
Разграничение сферы действия этих норм производится с учетом предмета правового регулирования, объекта правового регулирования, характера соответствующих земельных отношений.
Необходимо учитывать и то, что все отрасли белорусской правовой системы теснейшим образом взаимосвязаны и порой весьма трудно провести между ними четкую границу. Последнее замечание особенно актуально для земельного права, так как реформирование социально-экономического, политического строя Республики Беларусь определило появление абсолютно новых подходов к вопросу о месте земельного права в системе права.
Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права (как, впрочем, и всех иных отраслей). В ряде случаев оно регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это отношения по государственному и общественному устройству, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер. Выступая материальной основой государственного суверенитета, земля и связанные с ней земельные отношения входят в сферу интересов конституционного права, которое закрепляет основы государственного и общественного устройства, в том числе конституционные основы земельного строя. Нормы конституционного права являются базовыми и для соответствующих земельных отношений.
Административное право является «управленческим», поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельным фондом республики, и которым свойственен императивный метод правового воздействия. Но «управленческие» отношения, регулируемые земельным правом, и административные отношения имеют и отличия. Предметом административного права являются общественные отношения, которые возникают и развиваются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В отличие от административного земельное право определяет содержание деятельности исполнительных органов. И административное, и уголовное законодательство содержат составы административных правонарушений и преступлений соответственно за нарушения земельного законодательства.
По предмету правового регулирования земельное право непосредственно связано с другими природоресурсовыми отраслями права и экологическим правом в целом. Общее между землей, водами, лесами как природными объектами, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе использования и охраны определяют собой единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. Земельное законодательство находится в теснейшей связи с отраслями законодательства, регулирующими использование и охрану иных природных объектов (лесов, вод, недр). Лес, вода, недра неразрывны с земной поверхностью, которая является вместилищем этих природных ресурсов, поэтому использование последних, как правило, связано и с использованием земли. Такие взаимодействие и зависимость позволили некоторым авторам выделить земельное право и родственные с ним отрасли (горное, лесное и водное) в качестве самостоятельной группы в правовой системе — семьи отраслей аграрно-правового цикла. Земельное, лесное, водное, горное законодательствоимеют схожие принципы, единство целей правового регулирования. Предметом регулирования лесного законодательства являются лесные отношения, т.е. общественные отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью. Лес существует лишь на земной поверхности, следовательно, использование и охрана леса одновременно означают использование и охрану соответствующих земель. Водное законодательство регулирует общественные отношения в области использования и охраны водных объектов. Водное законодательство имеет отличный от земельного права предмет правового воздействия. В то же время земельные и водные отношения тесно переплетены и взаимообусловлены. Отношения по поводу земли регулируются водным законодательством РБ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов; в свою очередь, земельное законодательство регулирует водные отношения в пределах, необходимых для обеспечения рациональной эксплуатации и охраны земель. Предметом правового воздействия горного законодательства являются общественные отношения по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Наиболее ярко связь земельного и горного законодательства прослеживается на примере отношений по предоставлению и использованию горного отвода (геометризированного блока недр). Получение права на горный отвод автоматически не влечет возникновения права на земельный участок, необходимый для использования горного отвода. На основании горноотводного акта пользователь недрами вправе поставить вопрос о выделении ему соответствующего земельного участка.
Нормы экологического права обеспечивают единообразие правового регулирования всех природоресурсовых отношений, в том числе земельных. Неразрывная и взаимообусловленная связь земельного права с экологическим проявляется в том, что земельные отношения регулируются с учетом экологических требований (например, субъект, использующий земельный участок, обязан применять природоохранные технологии, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности), так же как одной из целей правового регулирования общественных отношений нормами экологического права является обеспечение охраны экосвязей природных объектов (включая землю). Кроме того, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, который диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях. Различие между земельным и экологическим правом можно обнаружить в том, что земельное право в основном регулирует имущественные, экономические отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования, в то время как эколого-правовые нормы регулируют отношения по поводу земли как объекта охраны.
В отличие от аграрного права, объектами которого могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия, объектом земельно-правовых отношений является только земля. Предметом аграрного права являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции. Более того, отрасль аграрного права имеет определенное наличие собственных источников.
Прослеживается взаимосвязь земельного и трудового права. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.
Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Земля, являясь объектом земельных отношений, – естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы, в свою очередь обычное имущество как объект гражданских правоотношений представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом. Например, улучшение имущества, сданного внаем, возможно по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, а улучшение арендованной земли – обязанность арендатора. Стоит отметить, что имущество, неразрывно связанное с землей является непосредственным объектом гражданских отношений и такие общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Соответственно, земельно-правовые и гражданско- правовые отношения тесно переплетаются и взаимно обуславливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.
По мнению Краснова Н.И., гражданское и земельное право базируются на разных принципах правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное — на обеспечении рационального использования и охраны земли. Эти отличия в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности на землю.
И гражданское, и земельное право имеют достаточно развитую нормативно-правовую базу. Земельное законодательство представлено Кодексом Республики Беларусь о земле и значительным количеством нормативных актов, специально направленных на регулирование земельных отношений. Центральным и основным законодательным актом гражданского права является Гражданский кодекс Республики Беларусь, который содержит достаточно много норм, касающихся земли (гл. 17), однако в ГК имеется немало отсылок к земельному законодательству. Коллизии в применении к земельным отношениям норм земельного или гражданского законодательства касаются в основном тех видов земельных отношений, которые носят частно-правовой характер, т.е. связаны с осуществлением вещных и обязательственных прав на землю. Тесное взаимодействие земельного и гражданского нрава, вызывающее эти коллизии, связано с интеграцией земли и других природных объектов в гражданский оборот.
Таким образом, критерием отграничения предметов правового регулирования является специфика общественных отношений, объектом которых является земля.