Унификация. Унифицированные нормы

Глобализация, взаимодействие мирового сообщества, международной системы, национальных правовых систем приводит к необходимости их унификации. Как отмечает И.И. Лукашук: «Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию не в состоянии никакие силы». Процессы глобализации охватывают как межгосударственные отношения, т.е. международное сообщество, так и системы внутригосударственных отношений. Она «....затрагивает все аспекты социально-экономической жизни практически всех стран мира и этот процесс объективен и необратим». Государства пришли к пониманию того, что установление единых правил регулирования поведения субъектов различных правовых систем способствует повышению эффективности их взаимоотношений, снятию барьеров и препятствий на пути осуществления ими своих субъективных прав и обязанностей, что в целом отражает глобализационные процессы. «Интернационализация хозяйственной жизни, - подчеркивает И.В. Елисеев, - во второй половине ХХ в. выступает одним из ведущих факторов мирового развития. Ее отражением в праве можно считать усиливающуюся тенденцию к унификации и гармонизации национальных законодательств о внешней торговли». Именно в силу этих обстоятельств объективным процессом глобализации является установление единых (унифицированных) материально-правовых норм, регулирующих поведение субъектов международных частных отношений. Таким образом - унификация и гармонизация - это, во-первых, отражение процессов интернационализации в рамках процесса глобализации, во-вторых, данный процесс протекает в рамках международного сообщества и затем трансформируется в национальных правовых системах. В целом данный процесс отражает взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов, протекающих в мировом сообществе.

Правовая унификация - означает согласование и введение в действие в двух и более государствах идентично-одинаковых правовых норм; таким образом, унификация возможна только на межгосударственном уровне.

Однако, поскольку такие нормы по своему содержанию являются гражданско-правовыми, постольку чаще всего они направлены на регулирование имущественных (реже не имущественных) отношений между юридическими и физическими лицами с иностранным элементом, или же гражданско-процессуальными, если затрагивают вопросы гражданского процесса, возникающие в условиях международного общения.

Унифицированные нормы международного договора требуют особой юридической процеду­ры включения их в состав национального права - трансформации норм международного договора в национальное право. Так как процессуальные, коллизионные нормы.[1]

Правовая гармонизация, в отличие от унификации, метод гораздо более «мягкий». Вместо принятия идентично-одинаковых правовых норм, вводимых в национальный правопорядок соответствующих государств, согласовываются нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще. Можно отметить, что особенностью метода гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств.

Итак, международные стандарты ведут к необходимости корректировать национальное законодательство, приводить нормативно-правовые акты к единым стандартам для того, чтобы в дальнейшем избежать коллизий.

Унифицированные нормы - единообразные правовые нормы, которые принимаются заинтересованными государствами с целью заменить разнородные положения национального права и тем самым устранить проблемы, связанные с применением коллизионных норм. Унификация. Унифицированные нормы - student2.ru

Унификация осуществляется в форме международных договоров, заключаемых между государствами. Последние берут на себя международно-правовое обязательство применять сформулированные в договоре единообразные коллизионные нормы по определенному кругу гражданских правоотношений.

Унифицированные нормы неоднозначны по своей природе. С одной стороны, их содержание устанавливается в международных договорах, и с точки зрения процедуры принятия, они носят международно-правовой характер (порядок разработки, одобрения и пересмотpa), создают международно-правовые обязательства для государств-участников конкретного международного договора.

Однако, с другой стороны, по содержанию такие нормы являются гражданско-правовыми. Международный договор, будучи прежде всего источник5ом международного публичного права, не может регулировать внутригосударственные отношения, создавать права и обязанности для физических и юридических лиц, участвующих в нем государств, его нормам для этого необходимо придать национально-правовой характер, и уже в таком качестве они будут регулировать внутригосударственные отношения, т. е. устанавливать права и обязанности для физических и юридических лиц данного государства. («Теория трансформации»).

Выполняя свои международно-правовые обязательства, вытекающие из конкретного между­народного договора, государство-участник придает нормам международного договора силу национального права, в результате чего они становятся юридически обязательными на его территории.

 
  Унификация. Унифицированные нормы - student2.ru

Унифицированные нормы неоднозначны по своей правовой природе. С одной стороны, их содержание устанавливается в международных договорах, и с точки зрения процедуры приня­тия, они носят международно-правовой характер (порядок разработки, одобрения и пересмот­ра), создают международно-правовые обязательства для государств - участников конкретного международного договора.

Однако, с другой стороны, по содержанию такие нормы являются гражданско-правовыми, поскольку направлены на регулирование имущественных (реже не имущественных) отношений между юридическими и физическими лицами с иностранным элементом, или же гражданско-процессуальными, если затрагивают вопросы гражданского процесса, возникающие в условиях международного общения.

Унифицированные нормы международного договора требуют особой юридической процеду­ры включения их в состав национального права - трансформации (см. комментарий к п. 4 темы 1).

3. Коллизионные нормы.

Основное содержание МЧП сводится к коллизионной проблеме и ее разрешению, поэтому коллизионные нормы, с помощью которых главным образом и определяется компетентный правопорядок в каждом конкретном случае, являются центральным институтом этой правовой отрасли., Основные коллизионные нормы российского МЧП содержаться в ч. 3 ГК РФ (р. VI).

Коллизионная норма - это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к данному гражданскому правоотношению, осложненному иностранным элементом. Она традиционно рассматривалась как норма гражданского права. Л.А. Лунц подчеркивал, что коллизионная норма вместе с той материально-правовой нормой, к которой она отсылает, образует настоящее правило поведения для участников гражданского оборота».

М.М. Богуславский совершенно справедливо отмечает, что «поскольку коллизионная норма - это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению, т.е. норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, - нормами законодательства, решающими вопрос по существу». М.М.Богуславский, говоря о роли коллизионной нормы в современном международном частном праве отмечает, что данная правовая норма не только отсылает правоприменителя к определённой правовой системе, она при этом также отыскивает право, которое наиболее приемлемо для регулирования рассматриваемых правоотношений.

Основной принцип конструирования коллизионной нормы – принцип связи государства и правоотношения. Отношение должно регулироваться правом того государства, в котором оно в наибольшей степени локализовано, к которому правоотношение в наибольшей степени тяготеет. Т.о., задачей коллизионной нормы является определение национальной окраски правоотношения. Традиционная концепция МЧП – отношение будет лучше урегулировано правом того государства, с которым оно в наибольшей степени связано.

Наши рекомендации