Тема 7. Религиозные правовые системы

1. Исторические корни религиозных правовых семей.

2. Основные источники религиозных правовых семей.

3. Своеобразие основных норм, институтов и отраслей религиозных правовых систем.

4. Механизмы действия религиозных правовых систем.

5. Правовая система Индии.

6. Мусульманские правовые системы

Литература:

· Ахани К. Мусульманское право. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

· Басу Д. Основы конституционного права Индии. – М., 1986.

· Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.

· Дурга Дас Басу. Основа конституционного права Индии. - М., 1986.

· Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. - М., 1982.

· Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.

· Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.

· Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М. 1986.

Тема 8. Смешанные правовые системы

1. Понятие смешанных правовых систем.

2. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской и англосаксонской правовой семьи в правовых системах различных стран.

3. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана.

4. Правовая система Израиля.

5. Правовая система ЮАР.

Литература:

· Барак А. Судейское усмотрение. - М., 1999.

· Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. Ред. В.И.Даниленко. – М.: Издательский дом NOTA BENE., 2000.

· Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М – Норма, 1998.

· Воробьев В.П. Конституционно-правовая система Государства Израиль. – М.: Издательский дом «Национальное обозрение», 2002.

· Григорьева Ю.Г. Федеративный опыт Канады и США. Российский федерализм в международной перспективе. – М.: МГИМО, 2001.

· Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.

· Элон М. Еврейское право. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

· Нойбергер Б. Власть и политика в Государстве Израиль. Исторические корни и конституционное устройство. Часть 6. Религия, государство и политика. – Открытый университет. Израиль. Тель-Авив, 1997.

· Нойбергер Б. Власть и политика в Государстве Израиль. Исторические корни и конституционное устройство. Часть 3. Проблема конституции в Израиле. – Открытый университет. Израиль. Тель-Авив, 1997.

· Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.

· Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.

· К.Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – М.: Международные отношения, 2000.

· Х.Кох, У.Магнус, П.Винклер фон Морефельс. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Д-ра юр. наук Ю.М.Юмашева. – М.: Междунар. Отношения, 2001.

ГЛОССАРИЙ

Англосаксонская (англо-американская) правовая семья (семья общего права)(англ. common law, из франц. comune ley, лат. communis lex) - правовая семья англосаксонских государств, сформировалась в средневековой Англии. Развивалась автономно, связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Основным источником А.п.с. стала норма, сформулированная судьями и выраженная в судебном прецеденте (судебное решение по конкретному делу, которому затем придается общеобязательная сила). Кроме того, источником является статутное (законодательное) право парламентского происхождения.

В число стран, воспринявших английскую правовую систему, входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия (бывшие колонии Британской империи). Ныне почти треть населения мира живет по принципам, впервые сформулированным в английском праве. Правовая система США также исходит из принципов общего права Англии, однако в настоящее время право в этой стране имеет существенные особенности и практически является самостоятельным.

После норманнского завоевания Англии (1066) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их деятельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Впоследствии в связи с социальными изменениями в Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, с которыми их участники обращались к королю. Таким образом, параллельно с общим правом сложилось право справедливости.

Несмотря на многие сходные черты общего права и права справедливости, прецеденты их судов фиксировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой системы, который существовал вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права.

Ныне английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения конкретных дел, т.е. нормы права формируются от необходимости на практике разрешить какую - либо юридическую коллизию. Нормы общего права более гибки и менее абстрактны, чем нормы романо-германских систем, но одновременно они придают праву большую казуистичность и меньшую определенность. В Англии отсутствует деление права на публичное и частное, там в меньшей мере восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа. Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах, и проблемам их классификации и на практике, и в научных доктринах уделяется несравненно меньше внимания. Дело в том, что суды в Англии имеют общую юрисдикцию и рассматривают разные категории дел: гражданские, торговые, уголовные и др.

Прецеденты, обязательные для осуществления деятельности окружных магистратских судов Англии, создаются Палатой лордов (высшая судебная инстанция), Апелляционным судом, состоящим из гражданского и уголовного отделений, и Высоким судом (все его отделения). Прецеденты находятся между собой в иерархической соподчиненности в зависимости от положения создающих их судов в общей судебной системе страны. Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее прецедента, который подлежит изменению лишь компетентным судом или парламентским актом. Однако поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел случается не так часто, то судья по своему усмотрению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той или другой прецедентной нормы. Он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и. если вопрос не регламентирован статутным правом, сам создает правовую норму. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве весьма значительны и во многом предопределяют результаты рассмотрения дела.

Большое значение наряду с судебной практикой придается в английской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем их роль в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями международного экономического и иного сотрудничества. Ежегодно английский парламент принимает до 80 законов. За его многовековую деятельность число действующих актов занимает около 50 томов (более 3 тыс. актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основой правовой системы. В силу неоднозначности трактовки многих решений такая система создаёт весьма широкий простор для судейского усмотрения.

Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой Лордов в Великобритании) обязательны для нижестоящих.

Выделяют в структуре англосаксонской правовой семьи две группы: английскую и американскую. Каждой из них присущи характерные особенности.

Особая ветвь А.п.с. - правовая система США. На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии и Ирландии. Обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право претерпело в американских колониях довольно значительные изменения, связанные с новыми условиями, и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал феодальный уклад. Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного кодифицированного права, порывающего со своим «английским прошлым». Принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, стало первым и важным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданские процессуальные кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости.

Однако принципы континентальной правовой системы в США, по сути дела, не были восприняты. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колониями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. Законы большинства штатов прямо оговорили, что общее право является действующим. В целом в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со статутным при приоритете прецедента. Ныне в США ежегодно публикуется свыше 300 томов судебных прецедентов, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, их поиск достаточно затруднен.

Как для английского, так и для американского юриста право - это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как неоднократно окажутся применены и истолкованы судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.

Одно из весьма существенных различий между английским и американским правом связано с федеральной структурой США. Компетенция штатов довольно значительна, и в ее пределах они создают свое законодательство и массив прецедентов. При этом, как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов.

Еще одно отличие права США от английского - контроль судов за конституционностью законов. Верховный суд США, верховные суды штатов могут признать соответственно федеральный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституционностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Этот правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США. Закон в правовой системе США имеет больший удельный вес и более значим, чем статутное право в Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, действующей уже более двух столетий, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компетенцией и активно ее используют. Каждый штат располагает значительным по объему массивом законодательства.

В законодательстве США имеется и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25 - гражданские процессуальные, во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовно-процессуальные. За исключением штата Луизиана, где действуют кодексы романского типа, во всех остальных штатах кодексы отнюдь не напоминают европейские. Законодатель стремится в первую очередь воспроизвести в них прежние нормы, созданные судебной практикой, консолидировать прецеденты, а не создавать какие-либо новые нормы.

Особой формой кодификации в США стало создание единообразных,типовых для штатов кодексов и иных законов с целью установления максимального единства в тех отраслях права, где это необходимо. Такие модельные законы подготавливает Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоциацией адвокатов. Для того чтобы проект стал законом для штата, он должен быть официально утвержден его законодательным органом. Среди подобных кодексов первым и наиболее известным является Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был выработан в 1952 г., а затем пересмотрен в 1958 и. 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процессу и по доказательственному праву.

Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удобства пользования и применения. Существует ряд сборников, официальных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс США, представляющий собой постоянно обновляемое, систематизированное собрание действующих законов Федерации.

Т.о., можно выделить следующие основные общие черты А.п.с.: 1) приоритет судебного прецедента над иными формами права; 2) использование в практике правоприменения правовой доктрины и правового обычая, как источника права; 3) архаичность форм закрепления права (считаются действующими все законодательные акты, начиная с Великой Хартии вольностей 1215 г.); 4) слабое влияние римского права; 5) отсутствие деления права на публичное и частное; 6) высокий уровень независимости судебной власти; 7) громоздкость и запутанность правовых формулировок; 8) ярко выраженный казуальный характер общего права; 9) доминанта процессуального права над материальным, а частного права над публичным; 10) отсутствие деления права на отрасли, при преимущественном деление права по институтам права; 11) весьма слабое развитие кодификации; 12) осуществление консолидации права, как судебных прецедентов, так и законов; 13) полная свобода завещания; 14) состязательный характер судебного процесса и др.

Алькальд(исп. alcalde) — в Испании и ряде стран Латинской Америки председатель муниципального совета; городской судья.

Дальневосточная правовая семья (Философская правовая семья) - является составным элементом сравнительного правоведения и юридической географии мира. Она включает национальные правовые системы стран Дальнего Востока, из которых основными или базовыми для данной семьи являются китайское право, японское право, корейское право, а также правовые системы Лаоса, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы и Бутана. Термин Д.п.с. был введен в оборот французским ученым Рене Давидом.

Д.п.с. является уникальным, очень древним, и своеобразным традиционным правовым феноменом, где составными частями являются не привычные западному юристу понятия, а такие философские категории как гармония и справедливость. Несмотря на то, что в настоящее время многие страны Дальнего Востока унифицировали свои национальные правовые системы подобно европейским, общество там по - прежнему остаётся традиционным и предпочитает в большинстве случаев решать правовые споры внесудебным путём, дабы не нарушать гармонию.

Фундаментальной правовой системой для всей Д.п.с. является правовая система Китая. Китайское право относится к одной из древнейших ныне существующих национальных правовых систем, поскольку Китай - это одна из колыбелей человеческой цивилизации.

Наиболее важными философскими составляющими китайского права являются даосизм, конфуцианство и легизм. Китайская правовая система своими корнями уходит в XVI век до н.э. к эпохе правления первой династии китайских императоров Шан (Инь). Именно развитие китайского общества и государства повлияло на развитие китайского права, которое оказало огромное влияние на формирование правовых систем сопредельных с Китаем территорий, ставших позднее государствами сегодняшнего дальневосточного региона.

Деволюция(англ. devolution) — в конституционно-правовой практике Великобритании и нек-рых др. стран термин, означающий передачу (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий органам власти административно территориальных единиц.

Еврейское право (ивр. מִשְׁפָּט עִבְרִי‎, мишпат иври) - совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права. Кроме того, еврейское право можно рассматривать как нормативную часть (Галаху) Устного Учения (Талмуда), которое включает в себя также Агаду: древние сказания и легенды, нравоучительные истории, притчи, мудрые изречения. В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским и индусским правом отдельное научное направление и область применения. В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в Израиле и США, и в отдельных религиозных еврейских общинах по всему миру.

Имамат— согласно шиитской гос. правовой концепции, важнейший институт осуществления гос. и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над гoc-вом и обществом.

Импаундмент(англ. impoundment) — в конституционной практике США отказ президента полностью или частично расходовать средства, законодательно выделенные конгрессом на пред усмотренные бюджетом цели с дальнейшим использованием их по своему усмотрению.

Индусское право (индуистское право) - правовая система общины, исповедующей индуизм. Современное индуистское право является частью индийского права, установленного Конституцией Индии в 1950 году. Главной чертой И.п. является его органическая связь с религией, что предопределяет личный (а не территориальный) характер этого права. Источниками И.п. являются (наряду со священными писаниями индусов) обычаи и законы. К нормам И.п., действующим в современных условиях, принадлежат регламентирование личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекунство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование, совместную собственность, религиозные институты.

До получение Индией независимости в 1947 году, индусское право было частью британской колониальной правовой системы, получив формально этот статус в 1772 году с подачи генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса который сформулировал свой план законодательного управления, в котором «во всех случаях, касающихся наследства, заключения брака, кастовых или других религиозных вопросов, законам Корана в отношении мусульман и законам шастр в отношении индусов надлежит непременно следовать». Введённое англичанами индусское право большей частью базировалось на ранних переводах санскритских текстов «Дхармашастр» - трактатов по религиозным правилам поведения индуистов. Англичане приняли «Дхармашастры» за правовой кодекс, хотя до них эти санскритские тексты таким образом не использовались. «Дхармашастры» формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. В них в основном содержатся теоретические размышления о практическом праве. После завоевания Индией независимости в 1947 г. большая часть И.п. была кодифицирована; в настоящее время оно применяется лишь в отношении индусов и существует наряду с другими системами религиозного права, как, например, шариат. Хотя все законы, основанные на кастовой системе, были официально отменены, многие индусы до сих пор живут по этим законам, например, избегают заключать смешанные браки.

Кнессет— название однопалатного парламента Израиля.

Каноническое право - у христиан совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих (в основном в сфере брачно-семейных отношений). В настоящее время основные нормы канонического права собраны в Кодексе канонического права 1983 года.

Контрассигнатура(контрассигнация) — скрепление акта главы гос-ва подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.

Конвергенция правовых систем – процесс сближения и взаимопроникновения правовых систем, стирание различий между ними, обусловленное определенной общностью социально-экономических, политических, исторических, правовых условия и наличием единых объективных закономерностей развития.

Мусульманская (религиозно-традиционная) правовая семья (Мусульманское право) - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п.с. является не только территориальным, но персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины.

М.п.с. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции в отдельных странах, прежде всего в арабских (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п.с. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы «личного статуса» (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Иран, Судан, Пакистан, Йемен) М.п.с. в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Иногда понятие М.п.с. (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием «шариат» (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

Отношение к шариату как к совокупности предписаний, ниспосланных Аллахом и переданных им людям через своего посланника пророка Мухаммеда, легло в основу мусульманской концепции права, в соответствии с которой право в целом и все конкретные правовые решения должны выводиться в конечном счете из шариата. Сложились два основных подхода к правовому осмыслению последнего. Одни мусульманские юристы стремились формулировать правовые оценки путем максимально точного следования Корану и сунне, а другие предпочитали «извлекать» право из шариата на основе широкого использования рациональных методов толкования его смысла, а не букв. Сочетание этих двух подходов легло в основу учения об источниках фикха о методах формулирования правовых решений (усуль аль-фикх). Ставшее стержнем мусульманской концепции права, это учение исходит из того, что основными источниками права (фикха) являются Коран и сунна, которые либо непосредственно содержат конкретные правила поведения, либо предлагают пути их «извлечения» из божественного откровения. Другим основным источником считается аль-иджма, под которым мусульманская концепция права постепенно стала понимать единодушное мнение наиболее авторитетных правоведов по вопросам, не прямо урегулированным Кораном и сунной. Еще одним основным источником права (фикха) признается кыяс - решение вопросов, на которые нет конкретных ответов в Коране и сунне, по аналогии. Кроме того, классическая мусульманская концепция права допускает иные рациональные приемы формулирования правовых оценок в качестве дополнительных, подчиненных источников. Как и кыяс, они считаются изначально предусмотренными Кораном, сунной или аль-иджма и представляют собой различные проявления иджтихада - творческого рационального поиска правовых решений. Т.о. к основным источникам М.п.с. можно отнести - Коран, сунну, иджму, кияс, урф (адат) и др.

Ориентация на источники,авторитет которых опирается на их божественное происхождение, в сочетании с широким использованием рациональных методов формулирования правовых решений - характерная черта мусульманской концепции права. Другая ее яркая особенность - разнообразие оценок, расхождения не только между различными школами фикха-доктрины, но и между последователями одного толка. Еще одна отличительная черта мусульманской концепции права состоит в том, что она предпочитает искать конкретные индивидуально-правовые решения, нежели формулировать общие абстрактные нормы.

Вместе с тем акцент мусульманской концепции права на казуальность сочетается с выработкой общих целей и принципов правого регулирования.правовых концепций, обосновывающих некоторые исходные начала и цели правовых предписаний. В частности, одна из центральных идей мусульманской концепции права заключается в том, что любой поступок мусульманина должен оцениваться на основе установленных Аллахом дозволений и запретов, которые не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в их действиях.

Это положение конкретизируется в делении всех поступков человека на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Кроме того, мусульманская концепция права видит назначение права в удовлетворении интересов и потребностей человека, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи считаются излишествами. Одновременно предполагается, что любая правовая норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Взаимосвязь духовного и мирского, характерная для мусульманской концепции права, прослеживается также в классификации всех защищаемых правом интересов и субъективных прав на принадлежащие Аллаху, отдельным людям либо одновременно как Всевышнему, так и индивидам.

Мусульманская доктрина очень ярко проявила себя в общих принципах права, сформулированных еще в средние века. Их авторитет наглядно выразился в официальном включении 99 из них в так называемую Маджаллу - принятый в Османской империи в 1869-1876 гг. свод мусульманско-правовых норм по вопросам гражданского и судебного права. Приведем лишь некоторые правовые принципы шариата, многие из которых отражают и переводят на юридический язык его религиозно-этические установки. Например, характерное для шариата стремление не обременять человека излишне жесткими обязательствами находит выражение в таких правовых принципах, как «затруднение влечет облегчение» или «необходимость делает разрешенным запретное». В ряде принципов прослеживается желание исключить нанесение ущерба или по возможности уменьшить его: «ущерб должен быть компенсирован», «ущерб не может возмещаться причинением вреда», «допускается нанесение вреда частного во избежание ущерба общего», «из двух зол выбирается менее тяжкое», «предупреждение порчи предпочтительнее получения выгоды». Внимание к обеспечению индивидуальных интересов и прав, в частности к собственности как к одной из защищаемых шариатом ценностей, лежит в основе принципов: «приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без правового основания».

Кораническая идея справедливости конкретизируется правовыми принципами, которые, по существу, обосновывают презумпцию невиновности: «Исходным является предположение об отсутствии имущественных обязательств». «Бремя доказывания лежит на истце, а ответчику достаточно дать клятву». Кстати, клятва в суде наглядно отражает взаимодействие религиозного и правового начал в решении юридических вопросов. Аналогичный подход заметен в тех правовых принципах, в которых отражается зависимость оценки поведения человека от его внутренних мотивов: «дела оцениваются по преследуемым ими целям», «содержание сделок зависит не от слов, а определяется целями, которые преследуют при их заключении и смыслом, который в них вкладывают».

Указанные принципы были сформулированы мусульманскими юристами на основе рационального осмысления всех источников М.п.с. и многовековой практики его действия. Их разработка - заметный вклад мусульманской юриспруденции в развитие шариата и одновременно в мировую правовую культуру. Данные принципы имеют правовую природу и не носят религиозного характера. Показательно, что среди них нет ни одного айата Корана, а единственному хадису придан чисто правовой смысл.

Эти принципы права не могут непосредственно применяться судом, но используются им для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах прежде всего и прослеживается собственная юридическая природа М.п.с., которая в таком понимании является вариантом естественного права, но может быть названо таковым не потому, что в нем якобы воплощается божественное откровение, а на основании характера его общих принципов: они не только выражают правовое начало, но и официально рассматриваются в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю.

К основным чертам М.п.с. также можно отнести следующие: 1. Использование религиозно-правовой нормы в качестве основного источника права; 2. Неотделимость юридических норм от религиозных; 3. Использование религиозно-правовой доктрины в толковании религиозно-правовых норм священнослужителями, так и правоведами; 4. Многообразие направлений (мазхабов, толков); 5. Общинный характер; 6. Универсальный характер применения; 7. Государственная санкционированность; 8. Догматичность и казуальность; 9. Вторичность позитивного права и др.

Общее (прецедентное) право (англ. common law) - исторически сложившаяся в средневековой Англии правовая система, характеризующаяся тем, что источником права признается судебный прецедент. В более узком смысле О. п. как совокупность судебных прецедентов противостоит статутному праву. Законы (статуты) - регулируют отдельные области отношений, но не сведены в единую систему, а все, что не урегулировано законом, а также толкование законов, их применение определяется О.п. Действует в Великобритании (кроме Шотландии), США (кроме штата Луизиана), Канаде (кроме Квебека), Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах, бывших ранее английскими колониями и воспринявших английскую правовую систему. Название О. п. объясняется тем, что решения королевских судов в Лондоне имели силу для всей Англии в противовес местным обычаям. После принятия законов о судоустройстве 1873-75 гг. и, особенно Закона о судоустройстве 1925 г., учредившего Верховный суд (Supreme Court), суды начали руководствоваться наряду с правом справедливости нормами обычного права. В английской правовой системе Верховный суд играет иную роль, чем в странах, где он согласно Конституции, является высшей юридической инстанцией. В Соединенном Королевстве Верховный суд не имеет подобной юрисдикции, так как его решения могут быть отменены парламентским актом. Общее право различает гражданское и уголовное право. Гражданское право относится к договорному и деликтному праву. Уголовное право опирается на уголовные законы. Это различие важно для понимания материального и процессуального права. Поскольку общее право, в отличие от статутного, развивается судьями, оно не существует в писаном виде. Его принципы складываются постепенно на основе решаемых судебных дел. О. п. вместе с дополнившим его правом справедливости стало основой англо-американской правовой системы (нередко понятия О. п. и англо-американское право употребляются как тождественные, особенно при сравнении с другими мировыми правовыми системами).

Правовая семья - одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Термин П.с. используется наряду с термином правовая система, имеющим двоякий смысл (национальная и мировая). Классификация П.с. - предмет длительных споров между учеными-компаративистами. Наиболее авторитетным является выделение следующих П.с.: общего права (англо-американская правовая система), континентальной (романо-германская правовая система), традиционной (дальневосточной), обычного права (тропическая Африка, Океания), мусульманской (мусульманское право), индусской (индусское право) П.с. Небольшие П.с. составляют также скандинавское и римско-голландское право. До начала 1990-х гг. было принято выделять социалистическое право, однако после падения коммунистических режимов в большинстве таких стран и проведения радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (КНР, Вьетнам) существование этой системы оказалось под вопросом. Некоторые страны или районы в силу особенностей исторического развития не могут быть отнесены ни к одной из П.с. Так, право Шотландии представляет собой своеобразную смесь общего и романо-германского права. Большинство отечественных правоведов относят современную Россию к романо-германской (континентальной) П.с. Ни одна из классификаций П.с. не является исчерпывающей для правовых систем мира и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Правовая система (англ. legal system) - - в широком смысле правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей. Методами такого воздействия могут быть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция и др. В этом значении П.с. можно рассматривать как совокупность 3-х элементов: норм права, правовых принципов и институтов (нормативный элемент); правовых учреждений (организационный элемент); правовых идей, взглядов, традиций правовой культуры (идеологический элемент). При этом система права выступает в качестве одного из слагаемых П.с. Понятие П.с. в этом значении логически шире понятия права в объективном смысле, они соотносятся как целое и часть.

В связи с этим получил обоснование и более четкий подход к понятию П.с: его следует отграничить от элементов, охватываемых понятиями «государство» и «политическая система» (органы, учреждения, структуры). В этом случае понятие П.с. включает 4 группы элементов: а) правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории, концепции, правовой нигилизм); б) правотворчество (как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов); в) правовой массив (структурно оформленная совокупность официально установленных и взаимосвязанных правовых актов); г) правоприменение (способы реализации правовых актов и обеспечения законности). Эти элементы взаимосвязаны между собой. Выпадение или ослабление одного из них ведет к нарушениям внутрисистемных связей и снижению престижа и эффективности всей П.с. В таком понимании П.с. может рассматриваться как механизм формирования и выражения правовой идеологии, создания и обеспечения действия права. Если П.с. функционирует в масштабах страны, говорят о национальной (федеральной) П.с., если в пределах части (частей) страны - о региональной П.с. (например, в США наряду с федеральной существуют П.с. штатов). В более узком смысле П.с. рассматривается как ц<

Наши рекомендации