Классные чины на муниципальной службе
Чин – служебный разряд военных и гражданских служащих, с кото-рым связаны определенные права и обязанности, характеризующие сте-пень, уровень их квалификации. Петром I были введены чины 1-14 клас-сов, которые присваивались согласно Табели о рангах.
В российском законодательстве о государственной и муниципальной службе в постсоветский период использовались различные по звучанию, но схожие по смыслу и назначению термины «классный чин» и «квалифи-кационный разряд». Термин «квалификационный» происходит от латин-ских слов «quails» - какого качества и «facere» - делать. Их общее значение можно определить как определение чьей-либо пригодности в рамках той или иной деятельности и соответствие необходимым знаниям, навыкам и умениям.
Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах го-сударственной службы в Российской Федерации» была введена практика присвоения квалификационных разрядов на государственной службе. Фе-деральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципаль-ной службы в Российской Федерации» также предполагалось существова-ние на муниципальной службе квалификационных разрядов, которые дол-жны были определяться законодательством субъектов Российской Федера-ции.
Реформа государственной службы Российской Федерации и выделе-ние такого вида государственной службы, как гражданская, привели к воз-вращению российской традиции на государственную службу. Федераль-ным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной граж-данской службе Российской Федерации» было введено понятие классных чинов. Указами Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О по-рядке присвоения и сохранения классных чинов государственной граж-данской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Феде-рации и оценке их знаний, навыков и умений (профессионального уров-ня)» был утвержден порядок присвоения и сохранения классных чинов на государственной гражданской службе.
Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» достаточно долго никаким образом не регламентировал существование на муниципальной службе классных чи-нов или квалификационных разрядов в законодательстве субъектов Рос-сийской Федерации. На практике, в связи с этим, сложились разные под-ходы к процедуре присвоения классных чинов - квалификационных разря-дов на муниципальной службе. В некоторых субъектах Российской Феде-рации согласно законам этих субъектов РФ муниципальным служащим стали присваиваться квалификационные разряды (Амурская, Смоленская области и др.). Так, например, Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ «О муниципальной службе в Амурской области»[27] было утверждено Типовое положение о присвоении квалификационных разря-дов в целях установления единого подхода к условиям прохождения госу-дарственной и муниципальной службы в области, определения статуса му-ниципальных служащих, стимулирования муниципальных служащих к по-вышению уровня их профессиональной подготовки. А в некоторых субъектах РФ, например в Саратовской области, квалификационные разря-ды были вообще упразднены.
Статьей 9.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (введе-на Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ) установлено, что законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муни-ципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также поря-док их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные долж-ности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной служ-бы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.
Порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим устанавливается, в связи с этим, законом соответствующего субъекта РФ.
Как отмечают исследователи-правоведы, с целью достижения после-довательности и прозрачности в процедуре присвоения классного чина на муниципальной службе в законодательстве субъектов Российской Федера-ции должны регламентироваться следующие моменты:
- последовательное присвоение классного чина по прошествии уста-новленного времени пребывания в определенном классном чине, после их присвоения впервые;
- присвоение классного чина в соответствии с замещаемой долж-ностью, в пределах той или иной группы муниципальных должностей (высшей, главной, ведущей, старшей и младшей);
- досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина либо присвоение классного чина на одну ступень выше классного чина, предусмотренного для той или иной группы должностей муниципальной службы;
- необходимые сроки пребывания в предыдущем классном чине, даю-щие возможность на получение очередного классного чина;
- юридические факты, ограничивающие присвоение классного чина (например, наличие дисциплинарного взыскания);
- процедуры проведения квалификационного экзамена;
- квалификационные требования, предъявляемые к муниципальному служащему, претендующему на присвоение классного чина;
- методы и способы оценки профессиональных знаний, навыков и качеств муниципальных служащих;
- сохранение присвоенного классного чина при освобождении от заме-щаемой должности муниципальной службы или увольнении с муниципаль-ной службы.[28]
При этом в субъектах Российской Федерации имеют место различ-ные подходы к решению вопросов правового регулирования порядка при-своения и сохранения классных чинов на муниципальной службе.
Так, например, Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 г. N 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» определен порядок присвоения и сохранения классных чинов на муниципальной службе Смоленской области. Порядок присвоения и сохранения классных чинов определяется приложением к этому Закону Смоленской области. Положение о порядке сдачи квалификационного эк-замена муниципальным служащим и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом губернатора Смоленской области. Проведение квалификационного экзамена при реше-нии вопроса о присвоении классного чина по замещаемой должности му-ниципальной службы осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Внеочередной квалифи-кационный экзамен может проводиться по инициативе муниципального служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им пись-менного заявления о присвоении классного чина.[29]
В Ульяновской области эти вопросы регламентированы нормами ст.2.1 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-ЗО «О муници-пальной службе в Ульяновской области», введенной Законом Ульяновской области от 31 марта 2009 г. N 25-ЗО, а также Приложениями к этому Закону.[30]
Классные чины присваиваются муниципальным служащим в соот-ветствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы. Соответствие классных чи-нов группам должностей муниципальной службы устанавливается закона-ми субъектов РФ. Старшинство классных чинов определяется последова-тельностью их перечисления. Классные чины присваиваются муниципаль-ным служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соот-ветствием с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, а также профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем класс-ном чине и в замещаемой должности муниципальной службы.
Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин муниципальной службы присваивается муниципальному служащему, не имеющему классного чина муниципальной службы. При этом учитыва-ются классный чин (квалификационный разряд) государственной граждан-ской службы, классный чин (квалификационный разряд) муниципальной службы, присвоенные муниципальному служащему на прежнем месте службы.
Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавли-валось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципаль-ного служащего на должность муниципальной службы.
Очередной классный чин присваивается муниципальному служаще-му по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муни-ципальному служащему.
Частями 1-5 ст. 2.1 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» классные чины дифференцированы по группам должностей муниципальной службы, а ч. 12 – определены сроки прохождения муниципальной службы в соот-ветствующих им классных чинах, которые в общем виде представлены в табл. 4.2. Срок муниципальной службы в присвоенном классном чине ис-числяется со дня присвоения классного чина.
Для прохождения муниципальной службы в классных чинах секретаря муниципальной службы 1 класса, референта муниципальной службы 1 класса, советника муниципальной службы 1 класса, муниципального советника 1 класса сроки не устанавливаются.
Первые и очередные классные чины присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен муниципального служащего проводится по мере необходимости при присвоении классного чина по замещаемой должности муниципальной службы не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
Положение о порядке проведения квалификационного экзамена муниципального служащего и формах оценки знаний, навыков и умений
(профессионального уровня) утверждается нормативным правовым актом
Таблица 4.2.