Государство и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
РБ, административно-территориальные единицы отличаются от граждан и юр.лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права.
Государственные органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции РБ.
Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.
Сущность правоспособности РБ и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.
Органы, через которые государство и административно-территориальные единицы реализуют свою гражданскую правоспособность, весьма разнообразны. Большинство из них являются юр.лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени РБ или административно-территориальных единиц, так и от своего собственного имени, приобретая тем самым гражданские права и обязанности для себя, а не для государства или административно-территориальных единиц соответственно. Другие органы (в частности, Совет Министров) юр.лицами не являются и способны участвовать в гражданских правоотношениях только от имени РБ или административно-территориальной единицы.
Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-правовых субъектов, РБ и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, а в других — специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юр.лиц, неприменимы к таким субъектам как РБ и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юр.лиц, об имущественной ответственности юр.лиц по своим обязательствам и др.
Непосредственное участие государства во внутреннем хозяйственном обороте осуществляется путем вступления в оборот государственных органов, действующих при этом не как обособленные юр.лица, а как особые представители государства. Это вытекает из ст.125 ГК, согласно которой в отношениях, регулируемых гражданским законодательством от имени РБ и административно-территориальных единиц, могут выступать государственные органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы РБ: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного управления и самоуправления, действующие в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус соответствующих органов.
Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени.
РБ и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юр.лица, осуществляющие хозяйственную деятельность. Однако это не исключает значительного разнообразия общественных правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство. Среди отношений, участниками которых является РБ и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
Как собственники своего имущества, государственные образования — РБ и административно-территориальные единицы — обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государственных юр.лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. РБ и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
РБ и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов права и в обязательственных отношениях.
Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью (приватизация объектов государственной собственности).
Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.
РБ и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда РБ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РБ. По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юр.лиц. Однако на РБ, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юр.лиц указаний учредителей, собственников. Точно так же на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств. РБ, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества.