Исполнение решений иностранных судов
Действие решения, вынесенного судебным органом конкретного государства, ограничено пределами территории данной страны. Поэтому допустимость признания и исполнения такого решения за границей будет определяться национальным законодательством соответствующего иностранного государства и международными договорами, в которых оно участвует. При этом следует иметь в виду, что большинство стран выдвигают в качестве одного из существенных условий для исполнения иностранного судебного решения на своей территории требование соблюдения принципа взаимности.
Можно выделить три основных способа приведения в исполнение иностранных судебных решений, предусмотренных законодательством современных государств. Первый из них включает только проверку правильности решения с формальной точки зрения и установление его непротиворечия публичному порядку (Италия). Второй предусматривает необходимость выдачи экзекватуры. В этом случае суд после рассмотрения соответствующего ходатайства должен принять специальное постановление о санкционировании исполнения решения (большинство стран континентальной Европы, Россия, некоторые страны Африки и др.). При выдаче экзекватуры в одних государствах иностранное судебное решение может быть проверено по существу, в других — такая проверка не осуществляется. Для третьего способа характерна регистрация иностранного судебного решения в специальном реестре и выдача на ее основе исполнительного документа (Великобритания). Такая регистрация возможна только при наличии ряда условий (в частности, взаимности), определяемых национальным законодательством государства исполнения решения.
В Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ возможность и процедура признания и исполнения на территории нашей страны решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяется международными договорами Российской Федерации и ГПК РФ. При этом ч. 2 ст. 409 ГПК РФ устанавливает, что под решениями иностранных судов в данном случае «понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением». Решения иностранных судов могут быть предъявлены к принудительному исполнению в России в течение трех лет с момента их вступления в законную силу.
В соответствии со ст. 410 ГПК РФ вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя верховным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если должник не имеет места жительства (нахождения) в России либо место жительства (нахождения) должника неизвестно, — по месту нахождения его имущества. В ч. 1 и 2 ст. 411 ГПК РФ дается перечень реквизитов ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда, а также приводится список документов, которые прилагаются к ходатайству.
Выслушав объяснения должника и рассмотрев представленные документы, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда или об отказе в этом. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу судебного определения о принудительном исполнении этого решения выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения судебного решения.
При исполнении судебных актов и актов других органов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 412 ГПК РФ в принудительном исполнении решения иностранного суда в России может быть отказано в случаях, когда:
· решение по праву государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;
· сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;
· рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в Российской Федерации;
· имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;
· исполнение решения может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности либо противоречит публичному порядку РФ;
· истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в Российской Федерации по ходатайству взыскателя.
Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются в России без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица в течение месяца не поступят возражения против признания этого решения. Российским судебным органом после рассмотрения возражений против признания решения иностранного суда выносится соответствующее определение. Соответствующая процедура представления и рассмотрения указанных возражений, а также принятия решения об отказе в признании решения иностранного суда нашла закрепление в ст. 413 и 414 ГПК РФ.
Что касается конкретного перечня решений, признаваемых в нашей стране, то в соответствии со ст. 415 ГПК РФ в Российской Федерации признаются не требующие вследствие своего содержания дальнейшего производства решения иностранных судов:
· о статусе гражданина государства, суд которого принял решение;
· о расторжении или признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;
· о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ;
· в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Как уже указывалось выше, ч. 5 ст. 13 и ч. 1 ст. 409 ГПК РФ относят к компетенции судов в Российской Федерации вопросы признания и исполнения решений, вынесенных не только государственными, но и третейскими иностранными судебными органами по определенной категории споров. Поэтому особого внимания заслуживают положения ст. 416 и 417 ГПК РФ, которые оговаривают специфику нормативно-правового регулирования процедуры признания и исполнения в России соответствующих решений иностранных арбитражей или отказа в таком признании и исполнении.
Вопросу признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, относящихся к компетенции арбитражных судов в Российской Федерации, посвящена специальная гл. 31 АПК РФ (ст. 241—246).
Так, п. 1 ст. 241 АПК РФ указывает, что решения судов иностранных государств, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на иностранной территории по спорам или иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение в РФ арбитражными судами, а не федеральными судами общей юрисдикции, если такое признание и приведение в исполнение решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.
Вопросы признания и приведения в исполнение соответствующего иностранного судебного или арбитражного решения разрешаются российским арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства. Статья 242 АПК РФ определяет, что такое заявление должно подаваться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если такое место неизвестно, по месту нахождения имущества должника. В указанной статье АПК РФ также подробно излагаются требования, предъявляемые к заявлению и сопровождающим его документам.
По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение и выдает исполнительный лист для осуществления принудительного исполнения иностранного решения в порядке, предусмотренном АПК РФ и федеральным законом об исполнительном производстве.
Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения оговариваются в ст. 244 АПК РФ и почти дословно повторяют основания, изложенные в ст. 412 ГПК РФ.
Что касается международно-правовых соглашений Российской Федерации, то признание и исполнение судебных решений допускается в настоящее время договорами о правовой помощи, заключенными СССР и Российской Федерацией с бывшими социалистическими странами, государствами — участниками СНГ, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Испанией, Кипром и некоторыми другими странами.
Кроме того, признание и исполнение решений по отдельным категориям дел может осуществляться в соответствии с такими международно-правовыми актами, как, например, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Римская конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г.; многосторонними и двусторонними соглашениями в области перевозок грузов и пассажиров.
Вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений посвящен разд. III Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. Под термином «решения» применительно к международному гражданскому процессу в этих документах понимаются «решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств». Государства — участники конвенций обязуются признавать и исполнять такого рода решения, вынесенные на территории других государств-участников (ст. 51 Минской и ст. 54 Кишиневской конвенций). Указанные международно-правовые документы предусматривают также признание судебных и иных решений, не требующих исполнения (в том числе решений об опеке и попечительстве и о расторжении брака) (ст. 52 Минской и ст. 55 Кишиневской конвенций).
В соответствии с указанными конвенциями ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения с приложением необходимых документов подается в компетентный суд страны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. В таком случае данный суд должен направить ходатайство в орган юстиции, компетентный вынести по нему решение. Ходатайство и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемого государства или на русский язык.
Суд, рассматривающий ходатайство о признании и разрешении принудительного исполнения решения, ограничивается установлением того, что условия, предусмотренные Конвенцией, соблюдены. После этого он выносит решение о принудительном исполнении. Порядок принудительного исполнения решения определяется по законодательству страны, на территории которой оно должно быть осуществлено (ст. 54 Минской и ст. 57 Кишиневской конвенций).
В признании и в выдаче разрешения на принудительное исполнение решений в соответствии с указанными конвенциями может быть отказано в случаях, если:
· в соответствии с законодательством страны, на территории которой вынесено решение, оно не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;
· ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему или его уполномоченному не был своевременно и надлежаще вручен вызов в суд;
· по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию на территории страны, где должно быть признано и исполнено решение, было уже ранее вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства, либо если учреждением этой Договаривающейся стороны было ранее возбуждено производство по данному делу;
· согласно положениям конвенций, а в случаях, не предусмотренных ими, согласно законодательству страны, на территории которой решение должно быть признано и исполнено, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;
· отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;
· истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством страны, суд которой исполняет решение (ст. 55 и 59 Минской конвенции).
К указанным случаям Кишиневская конвенция 2002 г. добавляет также возможность отказа в признании и выдаче разрешения на принудительное исполнение решений судов государств-членов конвенции в случаях, когда решение вынесено с нарушением положений, установленных Конвенцией, а также когда признание и исполнение решения противоречит публичному порядку запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Обязанность взаимно признавать и исполнять вступившие в законную силу решения компетентных судов предусмотрена также в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенном странами — членами СНГ 20 марта 1992 г. в Киеве. В этом документе определена процедура подачи соответствующих ходатайств и перечислены случаи, когда в исполнении решений может быть отказано (ст. 7—9). В свою очередь Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников СНГ, заключенное 6 марта 1998 г. в Москве, определяет порядок взаимного исполнения вступивших в законную силу решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов договаривающихся сторон по подведомственным им делам, затрагивающим экономические споры.
В числе других региональных договоров, регламентирующих процедуру признания и приведения в исполнение судебных решений государств-членов на территории друг друга, можно назвать, в частности: Кодекс Бустаманте 1928 г.; Конвенцию об исполнении судебных решений государств — членов Лиги арабских государств 1952 г.; Афро-Малагасийскую общую конвенцию о сотрудничестве в области правосудия 1962 г.; Гаагскую конвенцию о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам 1971 г.
В странах — членах Европейского Союза в настоящее время действует режим признания и исполнения иностранных судебных решений согласно соответствующим постановлениям ЕС, а для некоторых из них — режим, предусмотренный ст. 25—49 Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г.[116] В соответствии с этим международно-правовым документом любое заинтересованное лицо вправе подать заявление о признании и исполнении соответствующего решения в компетентный судебный орган государства — участника Конвенции. Получив такое ходатайство, суд не вправе пересматривать решение по существу. Он обязан лишь проверить отсутствие формальных оснований, дающих суду право не исполнять такое решение. В числе таких оснований Конвенция называет, в частности: противоречие решения публичному порядку государства исполнения; неуведомление надлежащим образом ответчика о судебном разбирательстве; противоречие решения другому судебному акту, вынесенному по спору между теми же сторонами судом государства исполнения, и т. д.
Брюссельская конвенция 1968 г. определяет, что на судебное решение, санкционирующее принудительное исполнение решения иностранного суда, должником может быть подана апелляция. Она отменяет требование о легализации всех представляемых документов, а также требование об уплате сборов и пошлин как условий признания и исполнения иностранных судебных решений.
9.5. Нотариальные действия
и легализация документов
в международном частном праве
Деятельность нотариуса имеет важное значение для применения норм МЧП. От правильного удостоверения и оформления им документов, предназначенных для действия за границей или, наоборот, присланных из-за рубежа, от своевременного совершения нотариусом действий, связанных с охраной имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или обеспечением доказательств, необходимых для ведения гражданского процесса с иностранным участием, во многом зависит конечный результат правового регулирования соответствующих отношений, входящих в состав предмета МЧП.
В Российской Федерации основным нормативным документом, регулирующим деятельность нотариальных органов, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее — Основы 1993 г.). Этим актом определяется, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России (ч. 1 ст. 1). При этом Основы 1993 г. не устанавливают каких-либо ограничений для иностранных граждан и юридических лиц при их обращении к нотариусам.
В ст. 35 Основ 1993 г. названы нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой. Их перечень не является исчерпывающим и может быть расширен другими законодательными актами РФ. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, также совершают действия, предусмотренные ст. 35. Кроме того, они вправе выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, его функции в соответствии со ст. 37 Основ должны выполнять должностные лица органов исполнительной власти. На территории других государств нотариальные действия от имени Российской Федерации осуществляют уполномоченные должностные лица консульских учреждений России.
Статья 104 Основ 1993 г. предусматривает возможность применения нотариусом норм иностранного права в соответствии с законодательством РФ и правилами международных договоров России.
Согласно ч. 2 ст. 104 Основ 1993 г. нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации. Данное положение включено в Основы 1993 г. в интересах развития международного делового сотрудничества, так как принимаемый нотариусом в соответствии с указанной нормой документ, а также порядок совершения им соответствующих удостоверительных надписей могут существенно отличаться по форме и содержанию от документов и порядка, используемых внутри России.
Основы 1993 г. устанавливают, что действия, связанные с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 105).
В соответствии с Основами 1993 г. на нотариуса возложено обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств (ст. 108). Совершение данных нотариальных действий должно осуществляться по правилам, действующим в России. Основы не устанавливают каких-либо ограничений в отношении вида иностранного органа, который ведет дело. Поэтому речь в данном случае может идти не только об учреждениях юстиции или арбитражных судах, но и об административных, валютных, финансовых, налоговых, таможенных или иных органах иностранного государства. Не играет роли и существо дела, ведущегося за границей. Оно может касаться наследственных вопросов, продажи недвижимости, находящейся за границей, расторжения брака и др. Доказательства обеспечиваются независимо от стадии рассмотрения дела: до его возбуждения, во время его рассмотрения, во время обжалования решения и т. д.
Порядок сношения российских нотариусов с органами юстиции зарубежных государств определяется законодательством и международными договорами Российской Федерации (ст. 107 Основ 1933 г.). В соответствии с нормами указанных документов нотариусы обращаются к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и исполняют аналогичные поручения, передаваемые им в установленном порядке (как правило, через МИД РФ) из-за рубежа.
Основы 1993 г. специально оговаривают правило о том, что если международным договором России установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, то при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. Если международный договор относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством России, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 109).
Отдельного комментария заслуживают положения ст. 106 Основ 1993 г., закрепляющие правило о том, что «документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации (выделено мной. — В. Г.) органом Министерства иностранных дел Российской Федерации. Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации»[117]. Легализация может требоваться и при направлении за границу документов, выдаваемых российскими органами.
Аналогичные положения нашли закрепление и в ч. 1 ст. 408 ГПК РФ, которая устанавливает, что «документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в Российской Федерации при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом».
Предназначенные для использования на территории России иностранные документы могут быть легализованы как в соответствующем иностранном государстве, так и в Российской Федерации. В первом случае действия по легализации осуществляются работниками консульских учреждений России. В соответствии со ст. 55 Консульского устава СССР, утвержденного Законом Советского Союза от 29 октября 1976 г., «консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей». На территории Российской Федерации консульская легализация производится Департаментом консульской службы МИД РФ.
Акт консульской легализации имеет два основных последствия. Во-первых, он представляет собой установление и засвидетельствование подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте. Во-вторых, легализуя документ или акт, консул устанавливает и свидетельствует его соответствие законам соответствующего иностранного государства.
Консульская легализация заключается в совершении на документе специальной надписи. Во многих случаях такой акт уже несет на себе различные удостоверительные надписи, совершенные властями иностранного государства (судейского работника, мэра города, губернатора штата, префекта округа и т. п.). Однако при рассмотрении российскими властями вопроса о принятии иностранного документа принимается во внимание только легализационная надпись российского консула.
Отмена требования консульской легализации возможна, в частности, в соответствии с предписаниями международных договоров. В числе наиболее известных и важных среди них следует назвать Гаагскую конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. В настоящее время участниками этого международно-правового соглашения являются более 90 государств мира, включая Россию.
Смысл Конвенции заключается в отмене требования легализации официальных документов, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. К числу таких документов Конвенция относит:
· документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
· административные документы;
· нотариальные акты;
· официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Вместе с тем Конвенция не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной деятельности (ст. 1).
В соответствии с Конвенцией 1961 г. единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление специальной удостоверительной отметки — апостиля (ч. 1 ст. 3). При этом следует учитывать, что частноправовые документы вообще не требуют ни легализации, ни апостиля. Однако в тех случаях, когда сделки удостоверяются нотариусом, необходима либо легализация, либо апостиль[118].
Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом (-). Образец апостиля, приложенный к Конвенции, представляет собой оттиск специального штампа в виде квадрата со стороной не менее 9 см, текстом из десяти пунктов, а также заголовком на французском языке: «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)».
Проставление апостиля отнесено Конвенцией к компетенции органов страны места составления документа. В соответствии со ст. 6 этого международно-правового документа каждое государство-участник определяет перечень таких органов и уведомляет об этом МИД Нидерландов (государства — депозитария Конвенции).
В Российской Федерации право проставления апостиля предоставлено, в частности, органам юстиции, архивной службы, записи актов гражданского состояния, а также Министерству образования в отношении официальных документов об образовании, выдаваемых в России.
Как указывается в ч. 2 ст. 3 Конвенции 1961 г., проставление апостиля не может быть потребовано, «если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают эту процедуру или освобождают документ от легализации». Поэтому, например, не требуется легализации документов, передаваемых из одного государства в другое в соответствии с процедурой большинства двусторонних и многосторонних договоров о правовой помощи, заключенных СССР и Российской Федерацией с иностранными государствами.
В качестве примера здесь можно привести положения п. 1 ст. 13 Минской конвенции 1993 г. и п. 1 ст. 12 Кишиневской конвенции 2002 г. В этих пунктах закрепляется правило о том, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
Не требуют легализации и документы, направляемые за границу в соответствии с процедурой, установленной Гаагскими конвенциями 1965 и 1970 гг.
Глава 10