Понятие и особенности внешнеэкономических сделок
В соответствии с национальным законодательством большинства государств мира важнейшим основанием возникновения и эволюции правовых отношений гражданско-правового характера являются сделки. Под ними в российском законодательстве, например, понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними. Последние две разновидности сделок совершаются посредством заключения договоров.
Поскольку сделки, возникающие в сфере внешнеэкономической деятельности, предполагают, в большинстве своем, участие в них двух и более лиц, то они также оформляются в виде договоров. Односторонние сделки (доверенность, вексель, чек) присутствуют во внешнеэкономическом обороте, как правило, только в силу существования между партнерами основного договора. Иногда в международной деловой практике применительно к договорным отношениям используются такие термины, как «контракт», «соглашение», «протокол», «договоренность» и т. п. Однако все они должны рассматриваться как синонимы слова «договор».
Правильное определение понятия внешнеэкономической сделки имеет огромное практическое значение, так как нормативная база и способы регулирования возникающих в связи с ней отношений значительно отличаются от нормативных источников и способов регулирования порядка заключения и реализации сделок, совершаемых внутри государства. Кроме того, внешнеэкономические сделки обладают рядом существенных особенностей по сравнению со сделками внутригосударственными, что оказывает непосредственное влияние на содержание международных торговых и других контрактов.
Значительная часть внешнеэкономических контрактов опосредуют заключение сделок международной купли-продажи товаров, а также реализацию обычно сопутствующих им операций (комиссия, поручение, перевозка и т. п.), которые в своей совокупности можно объединить в группу внешнеторговых сделок. Главной целью другой разновидности внешнеэкономических отношений является перемещение через границу нематериальных объектов (интеллектуальной собственности, работ, услуг и др.). Подобные операции осуществляются посредством заключения договоров подряда, лицензионных и концессионных договоров, соглашений в области научно-технического сотрудничества и т. д.
Приведенная классификация, однако, во многом является условной, так как в рамках одного контракта могут быть представлены условия, характерные как для первого, так и для второго вида сделок. Кроме того, следует иметь в виду, что договоры о перемещении нематериальных объектов в подавляющем большинстве случаев имеют торговый характер. Поэтому в дальнейшем в рамках этой главы особое внимание будет уделяться понятию и содержанию внешнеторгового контракта международной купли-продажи товаров, который является базовым для всех разновидностей внешнеэкономических сделок.
Законодательство России не содержит определения ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя сами эти понятия, как и понятия «внешнеэкономическая» или «внешнеторговая деятельность», встречаются в текстах многих нормативных актов РФ. Так, например, п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. определяет внешнеторговую деятельность как «деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».
Восполняя этот пробел, отечественная правовая доктрина предприняла попытку разработать собственное понятие внешнеторгового договора. Так, например, Л. А. Лунц еще в 1975 г. отмечал, что к внешнеторговым относятся сделки, «в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем (иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом) и содержанием которых являются операции по ввозу товаров из-за границы или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров»[97]. Кроме того, в доктрине указывалось, что такие сделки должны носить для обеих сторон торговый (коммерческий) характер. Иногда в качестве одного из существенных признаков внешнеторговой сделки называлось еще использование в качестве средства платежа иностранной валюты.
В настоящее время стала очевидной потребность внесения существенных изменений в указанное доктринальное определение внешнеторговых сделок. Это связано с необходимостью учета в российской правоприменительной практике положений ряда международных нормативных актов, принятых в последние десятилетия.
Среди них ключевое место занимает Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., которая понимает под такими соглашениями договоры, заключенные между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах (ст. 1). Из этого положения видно, что при определении понятия внешнеторговых договоров Конвенция использует в качестве базового признак нахождения коммерческих предприятий сторон сделки в различных государствах. Аналогичные нормы можно встретить в таких международных документах, как Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. и др.
К сожалению, во всех этих актах содержание понятия «коммерческое предприятие» (place of business) не раскрывается, хотя имеет огромное практическое значение. Следует согласиться с И. С. Зыкиным, который считает, что оно не может быть равнозначно содержанию понятия «национальность юридического лица». Последнее, как известно, определяется по месту регистрации учредительных документов предприятия, нахождения его органов управления и т. д. А в данном случае речь скорее должна идти о постоянном месте регулярного осуществления деловых операций[98]. Приемлемым эквивалентом термина «place of business», использованным в Конвенции, в российском законодательстве может служить понятие «основное место деятельности», упоминаемое, в частности, в п. 2 ст. 1211 ГК РФ.
В международной деловой практике дочерняя фирма обычно не рассматривается в качестве коммерческого предприятия материнской компании, а является самостоятельной стороной в договоре. Поэтому в соответствии с Конвенцией в качестве внешнеторговой может быть признана сделка, заключенная, например, между российским юридическим лицом и компанией, созданной им за границей. Однако, согласно п. 2 ст. 1 этого международно-правового документа, фактическое нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах может не быть принято во внимание, «если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информации между сторонами».
Наличие постоянного представительства или представителя фирмы из одной страны в другой приводит к возникновению ситуации, когда сторона договора имеет более одного коммерческого предприятия. В этом случае, в соответствии с п. «а» ст. 10 Конвенции, ее коммерческим предприятием будет считаться то подразделение фирмы, «которое, с учетом обстоятельств, известных сторонам или предполагавшихся ими в любое время до или в момент заключения договора, имеет наиболее тесную связь с договором и его исполнением». Поэтому даже при разной национальности сторон договора купли-продажи он может быть не признан международным, если наиболее тесно связанные с ним коммерческие предприятия сторон находятся в одном государстве.
В свою очередь, п. «b» ст. 10 Конвенции определяет, что если сторона не имеет коммерческого предприятия, то принимается во внимание ее постоянное место жительства. Подобное уточнение может представлять определенный практический интерес в случаях осуществления внешнеторговых сделок физическими лицами.
Следует признать, что критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон сделки в различных государствах, несмотря на ряд присущих ему недостатков, в целом реально отражает сущность внешнеторговой операции и позволяет избежать случаев классификации сделки в качестве международной лишь на основании различной национальности сторон. На его основе не будут, в частности, признаны внешнеторговыми сделки, в рамках которых все операции по заключению и исполнению договора осуществляются представительством одной из сторон в другом государстве (товар закупается, а затем перепродается на местном рынке контрагенту из этой же страны и т. д.).
В современной отечественной юридической литературе высказывается мнение о возможности использования признака местонахождения коммерческих предприятий сторон в разных государствах также в качестве общего критерия разграничения международных и внутренних хозяйственных договоров и определения на его основе понятия внешнеэкономических сделок в целом. И. С. Зыкин, например, считает, что к числу внешнеэкономических должны быть отнесены все совершаемые в ходе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах[99]. Данное определение представляется достаточно удачным в связи с тем, что оно носит общий характер и не исключает возможности последующих уточнений. Кроме того, указание на совершение сделок в целях предпринимательской деятельности позволяет исключить из числа внешнеэкономических операции, которые по своей природе относятся к числу бытовых (приобретение товара или услуги для личного потребления и др.).
Как уже указывалось выше, внешнеэкономические сделки обладают спецификой, не позволяющей их смешивать с коммерческими договорами во внутригосударственном обороте. Основные особенности таких сделок касаются, в частности: формы и порядка подписания; особого порядка правового регулирования внешнеэкономических операций; необходимости определения применимого права; порядка разрешения споров участников сделки; специфики содержания внешнеэкономических контрактов. Остановимся на каждом из указанных пунктов более подробно.
Форма и порядок подписания. В соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1980 г. «не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания». Практика заключения некоторых видов сделок в устной форме существует, например, во Франции, Германии, Великобритании, США.
Однако наше государство, присоединяясь к Венской конвенции, сделало следующую оговорку: СССР «в соответствии со статьями 12 и 96 Конвенции заявляет, что любое положение статьи 11, статьи 29 или части II Конвенции, которое допускает, что договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением Сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершилось не в письменной... форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в Союзе Советских Социалистических Республик». Аналогичные заявления сделали также такие государства, как Китай, Венгрия, Аргентина, Белоруссия, Чили, Украина, Эстония.
По нашему законодательству форма внешнеэкономических сделок, совершаемых российскими юридическими лицами, определяется независимо от места их совершения законодательством России. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого является российское право. При этом сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права. Указанные положения нашли закрепление в п. 1 и 2 ст. 1209 ГК РФ. Кроме того, п. 3 этой же статьи устанавливает, что «форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр Российской Федерации, российскому праву».
Внешнеэкономические сделки совершаются российскими лицами в простой письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность договора (п. 3 ст. 162 ГК РФ), а сделка признается ничтожной.
Особый порядок правового регулирования. В современных условиях на отношения сторон в области внешнеэкономической деятельности все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что при осуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования.
В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит «пересечение» товарами и услугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям, а также определенным техническим стандартам и параметрам. При направлении на основе договора специалистов за границу следует принимать во внимание действующие в соответствующем государстве нормативные акты относительно порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории.
Отказ Российской Федерации от монополии внешней торговли не исключает возможности государственного воздействия на осуществление внешнеторговой деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. соответствующее влияние может осуществляться сегодня посредством таможенно-тарифного (применения таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Следует также учитывать, что Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. (в редакции от 8 декабря 2003 г.) определены необходимые правила для достижения этой цели, прописана процедура их введения и применения. Кроме того, порядок участия в международном военно-техническом сотрудничестве и права в этой области разработчиков и производителей продукции военного назначения установлены специальным Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г. (в редакции от 4 декабря 2007 г.)
На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. в нашей стране организована система контроля за обоснованностью платежей российских резидентов в иностранной валюте при экспорте и импорте товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также за соответствием предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства РФ.
Для осуществления этих целей нашим законодательством предусматривается обязательное оформление российскими резидентами до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу России, паспорта сделки. Он представляет собой базовый документ валютного контроля и содержит все основные сведения о соответствующей внешнеэкономической операции. Паспорт сделки составляется на основе контрактов, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами РФ в целом или в какой-либо части производятся в иностранной национальной валюте, и предоставляется в банк, где открыт валютный счет российского участника сделки.
Наконец, следует иметь в виду, что непосредственное влияние на процедуру заключения внешнеэкономических сделок и осуществления контрактных обязательств оказывают положения значительного количества международно-правовых актов, а также обычаев международной торговли. Последние выступают в качестве неправовых средств регулирования соответствующих отношений.
Определение применимого права. В процессе заключения внешнеэкономической сделки стороны не могут предвидеть все возможные ситуации и соответственно отразить в договоре условия на все случаи жизни. Поэтому при возникновении разногласий между партнерами по вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение правовых норм той или иной системной принадлежности (права продавца, покупателя, места нахождения товара, места выполнения услуги и т. д.). Однако взаимоотношения сторон, как известно, не могут регулироваться несколькими различными правопорядками одновременно. Вследствие этого возникает проблема выбора права, применимого к конкретной сделке, которая является одной из наиболее значимых в практике внешнеторговой деятельности.
Современное МЧП в качестве одного из основополагающих принципов для определения компетентного правопорядка по внешнеэкономическим сделкам признает автономию воли сторон. В соответствии с ней участники сделки при заключении договора могут самостоятельно выбирать право страны, которое будет регулировать их отношения.
Принцип автономии воли сторон договора при определении применимого права в обязательственных правоотношениях нашел свое закрепление в правовых системах большинства стран мира. Вместе с тем допустимые пределы его проявления понимаются в законодательстве различных государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. В других (преимущественно страны англосаксонской системы права) — действует принцип локализации договора: стороны могут избрать только то право, которое наиболее тесно связано с данной сделкой. При этом общее ограничение свободы выбора права состоит в том, что в процессе такого выбора нельзя исключить применение соответствующих норм императивного характера, а также тех правовых предписаний, которые в большей степени отвечают интересам потребителя или работника (в трудовом договоре)[100].
К числу государств, законодательство которых основано на принципе локализации договора, сегодня можно отнести и Российскую Федерацию. Дело в том, что с принятием в ноябре 2001 г. части третьей Гражданского кодекса РФ процедура выбора применимого права сторонами договора в соответствии с российскими коллизионными нормами значительно усложнилась, так как положения многих статей раздела VI «Международное частное право» Кодекса увязывают ее с необходимостью учета большого количества различных условий. В их числе: недопустимость наступления ущерба для прав третьих лиц (п. 1 ст. 1210); непротиворечие императивным нормам российского и иностранного права (ст. 1192 и п. 5 ст. 1210); особые требования к заключению договора с участием потребителя (ст. 1212) и др. В ст. 1215 ГК РФ также нашел закрепление примерный перечень фактических обстоятельств, которые могут определяться правом, выбранным сторонами контракта.
При отсутствии в контракте условия о применимом праве стороны вправе согласовать этот вопрос позднее в процессе исполнения договора. Если же такая договоренность между ними не достигнута, то применимое право будет определяться на основании коллизионной нормы, которую суд или иной орган, рассматривающий спор, сочтет приемлемой в данном конкретном случае. Подобные коллизионные нормы могут содержаться как в национальном законодательстве, так и в международных договорах различного уровня.
Порядок разрешения споров. Еще одной важной особенностью внешнеэкономических сделок является необходимость определения при их заключении способа рассмотрения споров, возникающих в процессе осуществления такого рода соглашений. Стороны вправе либо оговорить в контракте возможность передачи соответствующего дела на разрешение судебных органов стран, к которым принадлежат участники сделки, либо прибегнуть к посредничеству негосударственных третейских арбитражных судов. В качестве последних в договоре могут быть названы как постоянно действующие (институционные) судебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ), так и третейские суды, формируемые самими участниками сделки для рассмотрения спора по конкретному делу (суды ad hoc).
Своевременное и правильное определение сторонами внешнеэкономического контракта способа, места и органа рассмотрения споров позволяет избежать в процессе исполнения договора многих недоразумений и трудностей, а в некоторых случаях самым непосредственным образом влияет на определение права, применимого к сторонам сделки.
Содержание контракта. Большинство внешнеэкономических сделок содержат условия, которые в договорах, заключаемых внутри государства, как правило, не упоминаются. В их числе следует назвать использование базисных условий поставок, требование патентной чистоты поставляемых товаров, применение в качестве средства платежа иностранной валюты и особого механизма осуществления таких платежей, тщательно проработанные разделы о транспортных условиях, таможенных процедурах и страховании, условие о конфиденциальности сделки, арбитражную оговорку и оговорку о применимом праве, особый порядок вступления в силу внешнеэкономических контрактов и некоторые другие.
Если между сторонами сделки установлены длительные и прочные отношения, то в процессе разработки соглашения они довольно часто используют типовые договоры (проформы) и общие условия контрактов, получившие широкое распространение в мировой деловой практике.