Регулирование прав на промышленную собственность в международном частном праве

Если говорить об основных международно-правовых документах, разработанных в целях охраны прав на изобретения и товарные знаки, то самым известным и важным среди них в настоящее время является Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными в текст конвенции в 1900, 1911, 1925, 1934, 1958, 1967, 1979 гг.). Сегодня ее участниками стали 173 государства мира, которые образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). Для Российской Федерации эта конвенция действует в редакции 1967 г.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции объектами охраны промышленной собственности являются «патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции».

Конвенция не ставит перед собой цели создания международного патента или товарного знака, которые выдавались бы в одном государстве-участнике и действовали во всех остальных. Поэтому незапатентованное в странах Парижского союза изобретение может свободно использоваться в них без выплаты авторского вознаграждения. Главная цель Конвенции заключается в другом. Она создает более благоприятные условия для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков и знаков обслуживания юридическими и физическими лицами одних государств — членов Союза в других.

В основу Парижской конвенции 1883 г., как и международно-правовых соглашений по авторскому праву, положен принцип национального режима. Она устанавливает, что «граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией» (п. 1 ст. 2). При этом некоторые категории лиц могут быть приравнены к гражданам стран Союза (ст. 3).

Среди прав, специально предусмотренных Конвенцией, наибольшее практическое значение имеет правило о конвенционном приоритете, которое несколько облегчает процедуру патентования автором своего изобретения в странах Союза. В соответствии со ст. 4 Конвенции лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одном из государств-участников, или правопреемник этого лица, пользуется правом приоритета для подачи заявки в других государствах-участниках в течение определенного срока (12 месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков). Первенство в подаче заявки обеспечивает соблюдение требования новизны изобретения, которое является необходимым условием выдачи любого патента или авторского свидетельства.

В течение указанных выше сроков публикация информации об изобретении в стране, где автор намеревается обеспечить охрану своих прав, его использование, выпуск в продажу экземпляров образца, применение знака, а также подача заявки третьими лицами не помешают выдаче патента обладателю права приоритета в этом государстве. Такого рода действия не будут служить основанием для возникновения прав третьих лиц или какого-либо права личного владения. Это объясняется тем, что в соответствии с Конвенцией приоритет и новизна изобретения будут определяться в соответствующем государстве не на день фактической подачи заявки в данной стране, а на момент подачи первой заявки в другой стране Союза.

Среди других важных материально-правовых норм, зафиксированных в Парижской конвенции, можно выделить правила о недостаточном использовании объектов промышленной собственности и принудительных лицензиях; о свободном применении запатентованных объектов, являющихся частью транспортных средств; о принципах использования товарных знаков и знаков обслуживания; о понятии недобросовестной конкуренции и запрете действий, с ней связанных.

Среди других важнейших универсальных международных соглашений, принятых в сфере охраны промышленной собственности, следует назвать Договор о патентной кооперации (РСТ), подписанный 19 июня 1970 г. в Вашингтоне. Его разработка была обусловлена необходимостью углубления международного сотрудничества в данной области в условиях стремительного роста количества дублирующих друг друга заявок на изобретения, подаваемых в различных странах, и расширением масштабов иностранного патентования. В настоящее время участниками этого договора являются более 130 государств мира, включая Российскую Федерацию.

РСТ направлен на повышение единообразия патентного права различных стран, уменьшение стоимости подачи патентных заявок и проведения предварительной экспертизы. В этих целях им предусматривается возможность составления и подачи так называемой международной заявки на получение патента, которая должна признаваться в любом государстве-участнике. Договор содержит подробную характеристику такой заявки и оговаривает проведение на ее основе международного поиска с целью выявления в мире соответствующего уровня техники, что имеет существенное значение для получения патента. Международный поиск проводится специальным международным поисковым органом, в качестве которого могут выступать как национальные патентные ведомства, так и международные организации, например, Международный патентный институт. Указанные органы проводят документальный поиск по материалам заявок, что облегчает впоследствии осуществление экспертиз в национальных ведомствах страны, куда подается заявка на патентование. В соответствии с Договором по требованию заявителя по его заявке может быть проведена и международная предварительная экспертиза.

Таким образом, РСТ, как и Парижская конвенция 1883 г., не вводит единого международного патента, но делает значительный шаг вперед на пути к достижению этой цели. Значительно дальше в этом отношении продвинулись страны Европы, которые заключили две региональные конвенции в области патентной охраны. Речь идет о Мюнхенской конвенции о выдаче европейских патентов 1973 г. и Люксембургской конвенции о европейском патенте для стран «Общего рынка» 1975 г. Впоследствии в период с 1978 по 1981 г. во всех странах-участницах этих международно-правовых документов были разработаны новые патентные законы либо существенно модифицированы старые, что обеспечило унификацию патентного законодательства соответствующих государств в основных его аспектах. Процесс унификации и изменения законодательства затронул также те европейские страны, которые не являются участниками этих конвенций.

Основной задачей Мюнхенской конвенции является установление централизованной процедуры выдачи патентов. Этим документом устранено дублирование при подаче и экспертизе заявок, создана система, при которой по одной заявке можно получить так называемый европейский патент во всех или нескольких странах — участницах Конвенции. Вместе с тем правовой режим выдаваемых на основе этого международного соглашения патентов полностью определяется национальным законодательством соответствующих государств. Поэтому нельзя сказать, что эти документы обладают всеми признаками единого европейского патента.

Завершение создания системы европейского патента связано с Люксембургской конвенций 1975 г., которая предусматривает создание единого патента для стран — членов ЕЭС. Все ее государства-участники рассматриваются в отношении действия такого патента, который носит наименование «патент Сообщества», как одно государство. Этот документ выдается, аннулируется или переуступается применительно ко всем странам ЕЭС одновременно. При этом Люксембургская конвенция не исключает возможности получения и национальных патентов. Однако на одно и то же изобретение не допускается выдача патента Сообщества и национального патента.

Патентные законы практически всех стран Европы приводят перечень требований патентоспособности, которым должно соответствовать предложение для признания его изобретением и выдачи патента. Обычно к числу таких требований относят новизну предложения, его изобретательский уровень и промышленную применимость.

В европейском законодательстве понятие новизны, как правило, раскрывается через уровень техники. Изобретение считается новым, если оно не относится к уровню техники на дату приоритета заявки. При этом в понятие «уровень техники» входят любые знания, ставшие доступными общественности посредством письменного или устного описания, использования или другим путем. Таким образом, к изобретению предъявляется требование абсолютной мировой новизны.

В законах особо оговорено, что в уровень техники входит содержание ранее поданных патентных заявок, как национальных, так и европейских, если по ним испрашивается охрана в данной стране, а также международных заявок, поданных на основе Договора о патентной кооперации.

Патентные законы европейских государств восприняли из Мюнхенской конвенции 1973 г. и ввели унифицированный критерий качественной оценки изобретения, которое должно быть основано на его изобретательском уровне (изобретательской деятельности). Этот критерий патентоспособности изобретения раскрывается через понятие «неочевидности». Изобретение считается основанным на изобретательской деятельности, если оно очевидным образом не вытекает для специалиста из современного уровня техники.

Интересно отметить, что при оценке очевидности в понятие «уровень техники» не входят неопубликованные заявки, которые включаются в него при проведении экспертизы на новизну. Таким образом, круг источников при определении этого критерия и критерия новизны неидентичен.

Требование промышленной применимости является третьим обязательным условием патентоспособности изобретения. Здесь необходимо отметить, что все патентные законы европейских стран восприняли положение ЕПК, определяющее, что изобретение считается промышленно применимым, если его предмет может быть изготовлен или использован в какой-либо промышленной области, включая сельское хозяйство. Поэтому в законодательстве прямо оговорено, что не отвечают требованию промышленной применимости, например, хирургические или терапевтические способы лечения людей и животных, а также методы диагностики, практикуемые на организме человека или животного[95].

Кроме того, практически во всех зарубежных странах из-под патентной охраны изъяты изобретения, публикация или использование которых могут нарушить основополагающие принципы правопорядка или добрые нравы (аппаратура, применяемая для проведения азартных игр, орудия пыток и т. д.).

Еще один документ, предусматривающий создание международного патента, был принят в 1994 г. в Женеве на заседании Межгосударственного Совета по вопросам охраны промышленной собственности. Речь идет о Евразийской патентной конвенции, участниками которой в настоящее время являются 10 государств — членов СНГ, включая Россию. На основе Конвенции была учреждена Евразийская патентная организация со штаб-квартирой в Москве. Ее органами являются Административный совет, формируемый из представителей государств-членов, и Евразийское патентное ведомство (Евразийское ведомство).

В соответствии со ст. 6 Конвенции Евразийское ведомство выдает евразийский патент на изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Конвенция содержит материальные нормы о праве приоритета патентообладателя, о содержании и объеме правовой охраны его прав, о принудительных лицензиях, о действительности евразийского патента и сроке его действия (20 лет с даты подачи евразийской заявки). Кроме того, в Конвенцию включен блок процессуальных норм, регламентирующих процедуру подачи евразийской заявки и выдачи евразийского патента.

Евразийская патентная конвенция содержит многочисленные ссылки на Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности и Договор о патентной кооперации, нормы которых применяются в рамках Евразийской патентной системы в соответствии с положениями Конвенции. Именно поэтому ее участниками могут стать только те государства — члены ООН, которые являются также участниками этих универсальных международных договоров (п. 2 ст. 26).

Еще одним направлением правового регулирования отношений, возникающих в сфере промышленной собственности, является охрана прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Товарный знак представляет собой условное обозначение, оригинальное художественное изображение, помещаемое на товаре или упаковке для индивидуализации товара, его производителя или продавца. В отличие от них знаки обслуживания применяются в сфере услуг. Те и другие могут быть словесными — в виде сочетания букв, цифр и фамилий; изобразительными — в форме символов, рисунков или сочетаний цветов; объемными или комбинированными. С их помощью производится отличие товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В числе наиболее известных международно-правовых соглашений, принятых в этой области, следует назвать Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г., в которой в настоящее время участвуют 56 государств мира. СССР ратифицировал ее в 1976 г. Основной целью этого договора является охрана товарных знаков во всех странах-участницах без необходимости регистрации их в каждой из них в отдельности. Для этого заинтересованным субъектам необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака в Международное бюро в Женеве. Регистрация знака в Международном бюро производится сроком на 20 лет с возможностью продления. Владелец международной регистрации может в любое время отказаться от его охраны в одной или нескольких странах — участницах Мадридского соглашения. Для этого достаточно подать заявление в патентное ведомство своей страны для сообщения в Международное бюро, которое уведомляет о подаче заявления соответствующие государства.

В 1973 г. было подписано новое международное соглашение в этой области — Венский договор о регистрации товарных знаков (более 15 государств-членов, включая Россию). В 1994 г. был принят Договор ВОИС о законах по товарным знакам, в котором в настоящее время участвует 42 государства, в том числе и наша страна. Его цель — осуществление гармонизации и упрощение национального законодательства путем устранения излишних формальностей при подаче заявок и поддержания товарных знаков в силе. Этим же целям служит принятый 27 марта 2006 г. в Сингапурский договор о законах по товарным знакам, пока еще не вступивший в законную силу.

Установлен международный символ охраны товарных знаков — ®. Он ставится на изделия конкретных товаропроизводителей и означает, что знак зарегистрирован в установленном порядке. Поэтому лица, желающие его использовать, должны обратиться за соответствующим разрешением к правообладателю.

В свою очередь, наименование места происхождения товара — это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) человеческими факторами.

Охрана наименований мест происхождения товаров осуществляется Лиссабонским соглашением об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. (26 участников). Этот договор устанавливает систему международной регистрации наименований мест происхождения товаров, сходную с системой, созданной Мадридской конвенцией 1891 г. Органом, осуществляющим такую регистрацию, является международное бюро ВОИС.

Здесь также следует упомянуть Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах от 14 апреля 1891 г. (35 участников). Оно предусматривает обязанность договаривающихся государств налагать при ввозе на его территорию арест на всякое изделие, снабженное ложным или неправильным обозначением, прямо или косвенно указывающим в качестве страны или места происхождения этого изделия какую-либо из стран-участниц или место, расположенное в какой-либо из этих стран. Арест на такой товар должен налагаться и в стране, где было нанесено ложное или неправильное обозначение его происхождения. Если внутреннее законодательство не допускает ареста при ввозе, такой арест заменяется запрещением ввоза[96].

В последние годы в рамках МЧП все большее распространение получают договоры, направленные на охрану прав изобретателей в узкоспециальных областях. Здесь в качестве примера можно привести, в частности, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры от 28 апреля 1977 г., Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем от 26 мая 1989 г. и ряд других.

Специфика международного сотрудничества в сфере охраны промышленной собственности между конкретными государствами находит отражение в соответствующих двусторонних соглашениях.

Глава 8

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ

Наши рекомендации