Порядок задержания подозреваемого и истечение сроков.
Задержание подозреваемого связано с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, которое закреплено в ст. 3 и 9 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[27], ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.[28], ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[29], ст. 22 Конституции РФ[30] и ст. 10 УПК РФ. Так, в соответствии со ст. 9 Всеобщей декларации прав человека никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Международно-правовые акты и национальное законодательство, допуская ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, устанавливают четкие критерии применения государственного принуждения, в том числе уголовно-процессуального, и гарантии прав личности при его осуществлении.
Задержанию подозреваемого присущи как общие для всех мер уголовно-процессуального принуждения признаки, так и характерные только для этого института уголовного судопроизводства. Строгая процессуальная форма должна гарантировать права личности в процессе применения задержания.
Задержание - это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Оно возможно только на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и носит кратковременный характер. В законе установлено, что задержание может быть применено на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Из правила о кратковременности задержания существуют исключения, в случае если задержание произведено капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания[31].
Задержание подозреваемого носит превентивный и неотложный характер, а потому не требует судебного решения или санкции прокурора. Цели задержания производны от оснований для избрания меры пресечения. Задержание проводится при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»[32] указано, что целью задержания является необходимость доставить подозреваемого в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений.
Задержание подозреваемого является сложным комплексным процессуально-правовым институтом, включающим в себя процессуальные и иные действия. Обобщая весь комплекс проводимых при задержании подозреваемого мероприятий, можно выделить: фактическое задержание (поимка, захват, доставление) и юридическое задержание (оформление протокола задержания, личный обыск, допрос подозреваемого).
Автор полагает, что невозможно отделить фактическое и юридическое задержание. Все действия до составления протокола задержания подозреваемого и возбуждения уголовного дела могут быть предметом судебной проверки.
Фактическое задержание охватывает период с момента физического захвата, лишения свободы передвижения, доставления подозреваемого до составления протокола задержания.
Можно выделить две группы лиц, которые могут осуществить фактическое задержание. Во-первых, это граждане. К этой группе относятся потерпевший, свидетель и т.д. Это может быть любой гражданин. Во-вторых, это должностные лица, фактическое задержание для которых является служебной обязанностью. Такими должностными лицами являются, например, полицейские (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона «О полиции»[33]).
На современном этапе развития уголовного процесса многие уголовно-правовые системы закрепляют возможность фактического задержания подозреваемого любым гражданином (гражданский арест).
В РФ право граждан на фактическое задержание подозреваемого закреплено в уголовном законе. Часть 1 ст. 38 УК РФ[34] устанавливает, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления либо ставшие его непосредственными очевидцами или лица, которым стало достоверно известно о его совершении (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. 3 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»).
В ряде случаев гражданам, которые задерживают подозреваемых или оказывают содействие в этом, положено вознаграждение. Так, ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[35] закрепляет, что лицам, оказывающим содействие в задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших террористический акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.
Важно отметить, что прокурор имеет право осуществить гражданский арест, но не уполномочен проводить юридическое задержание в силу отсутствия у него полномочий по возбуждению уголовных дел[36].
Представляется, что Россия, реформируя систему уголовного процесса, сохраняя возможность фактического задержания подозреваемого любым гражданином, идет по позитивному общемировому, общеевропейскому пути развития.
Необходимо рассмотреть более подробно правовое регулирование задержания подозреваемого сотрудниками полиции.
При задержании подозреваемого сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.
После фактического задержания подозреваемый должен быть доставлен к лицу, уполномоченному осуществить уголовно-процессуальное (юридическое) задержание. В силу требований п. 11 ст. 5, ч. 1 ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь могут применить юридическое задержание к подозреваемому. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Таким образом, фактическое задержание лица включает в себя не только физический захват и лишение свободы передвижения подозреваемого, но и доставление его в орган дознания или к следователю[37].
Фактическое задержание, в отличие от процессуального, не урегулировано нормативно-правовыми актами, что в недостаточной степени гарантирует права задержанного.
Как правило, задержанный доставляется в органы полиции. В полиции в соответствии с Приказом МВД от 25 мая 2011 г. № 408 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию»[38] ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
После доставления подозреваемый помещается в изолятор временного содержания. Порядок содержания подозреваемых в ИВС закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[39].
Затем следует непосредственно процессуальное задержание, которое оформляется протоколом задержания подозреваемого. В целом процессуальное задержание включает в себя не только составление протокола задержания подозреваемого, но и его личный обыск и допрос.
В срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю должен быть составлен протокол задержания. Содержание протокола задержания должно соответствовать фактическим обстоятельствам произошедшего. Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, а также право пользоваться помощью адвоката (защитника), принадлежащее каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, - исходя из особого статуса этого субъекта уголовно-процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его прав и законных интересов[40].
При этом Конституция РФ, закрепляя право на получение квалифицированной юридической помощи, не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым или обвиняемым, поэтому данное конституционное право возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным[41].
Согласно требованиям п. 3 ч. 4 ст. 46 и п. 3 ч. 3 ст. 49 УПК РФ защитник допускается к участию в деле, в том числе с момента фактического задержания лица, т.е. немедленно.
Если задержанный не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу, к производству процессуального действия привлекается переводчик, в порядке, определенном ст. 59 и ст. 169 УПК РФ.
Часть 2 ст. 92 УПК РФ требует указания даты и времени задержания в протоколе задержания, что исключает бесконтрольное, вне установленных сроков, содержание задержанного правоприменительным органом[42].
При этом протокол задержания составляется с соблюдением установленных в УПК РФ правил. В протоколе обязательно указываются:
1) дата, место и время начала и окончания составления протокола с точностью до минуты;
2) должность, специальное или воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
3) фамилия, имя и отчество защитника, присутствующего при задержании подозреваемого, номер его удостоверения, номер и дата выдачи ордера, а также полное наименование адвокатского образования, его выдавшего;
4) процессуальное положение, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в процессуальном действии, а в необходимых случаях их адреса и другие данные об их личности;
5) дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого;
6) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, а также место жительства (регистрации) задержанного, его гражданство, семейное положение, сведения о месте работы, документах, удостоверяющих его личность, сведения о судимости с указанием, когда именно, каким судом и по какой статье УК РФ был осужден;
7) результаты его личного обыска;
8) объяснения задержанного либо причины, по которым он отказался давать таковые, а также другие обстоятельства его задержания.
По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства.
Кроме того, в протоколе задержания надлежит указывать, не относится ли задержанный к категории лиц, пользующихся иммунитетом от процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, или лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам; не является ли подозреваемый членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, и другие данные[43].
При составлении протокола подозреваемому одновременно разъясняются его права, перечисленные в ст. ст. 16, 46 и 317.1 УПК РФ, о чем делается соответствующая отметка в протоколе задержания. Подозреваемому также разъясняется, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ он не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ.
Протокол задержания подписывается должностным лицом, его составившим, подозреваемым, его защитником, понятыми, специалистом и другими лицами, принимавшими участие в производстве процессуального действия. Подозреваемый вправе получить при этом копию протокола задержания.
Особое внимание должно обращаться на то, что в протоколе задержания следователем в обязательном порядке должны указываться не только основания задержания подозреваемого, перечисленные в ст. 91 УПК РФ, но и иные обязательные сведения, среди которых предусмотрено приведение мотивов задержания подозреваемого, т.е. конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания лица - в качестве подозреваемого в данном случае.
Закон о полиции содержит дополнительные требования к протоколу задержания. Кроме сведений, перечисленных в ст. 92 УПК РФ, протокол задержания должен содержать также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2-х часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2-х часов[44].
Следователь или дознаватель могут привлекать подозреваемого к участию в производстве следственных действий. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя.
Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.
В заключение отметим, что подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления; отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
2.2 Процессуальные действия и решения в течении срока задержания подозреваемого.
В соответствии со ст. 92 УПК после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания. В протоколе указываются дата, время и место задержания, основания и мотивы задержания. Именно с момента фактического задержания в течение 12 часов необходимо сообщить в письменном виде прокурору о факте задержания подозреваемого, уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого, по истечении 48 часов необходимо либо избрать меру пресечения, либо освободить задержанного.
Таким образом, под процессуальным сроком в уголовном процессе понимается промежуток времени, в течение которого по уголовному делу производятся следственные (процессуальные) действия, рассматриваются ходатайства, принимаются процессуальные решения, а также обжалуются соответствующие действия или решения ответственных за производство по уголовному делу участников уголовного судопроизводства.
В уголовном судопроизводстве все процессуальные сроки условно можно разделить на следующие виды:
- сроки производства следственных действий;
- сроки рассмотрения ходатайств;
- сроки принятия решений по поступившему делу;
- сроки обжалования и др.
Во всех случаях все установленные законом процессуальные сроки должны быть соблюдены всеми участниками уголовного судопроизводства.
Содержание признаков разумного срока уголовного судопроизводства определяется законом. В части 3 ст. 6.1 УПК указывается, что временная протяженность разумного срока уголовного судопроизводства включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора и предполагает учет таких обстоятельств, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.
Процессуальные сроки в уголовном судопроизводстве могут быть продлены и восстановлены в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Так, УПК специально устанавливает срок окончания производства по делу и порядок его продления применительно к предварительному расследованию (ст. 162 УПК).
Например, срок предварительного следствия, предусмотренный ч. 1 ст. 162 УПК, не должен превышать двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Но этот срок может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа. В дальнейшем по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного расследования может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа до 12 месяцев. Дальнейшее продление предварительного следствия может быть осуществлено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти или их заместителями). В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.
Особое внимание уделяет законодатель установлению и продлению сроков процессуального принуждения с учетом принципа разумного срока уголовного судопроизводства. Законодатель стремится максимально оградить интересы лиц, непричастных к совершенному преступлению.
Так, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается отдельный порядок применения сроков меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за свои действия.[45]
Названным Федеральным законом ст. 6.1 УПК дополняется ч. 3.2 следующего содержания: "При определении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, в ходе уголовного судопроизводства учитываются обстоятельства, указанные в части третьей настоящей статьи, а также общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства".
Часть 2 ст. 29 УПК о полномочиях суда дополняется п. 9.1, которым устанавливается правомочие суда принимать решение об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном УПК. Этим же Федеральным законом устанавливается порядок продления срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество (ст. 115.1 УПК). Срок ареста на имущество лиц, указанных в ч. 3 ст. 115 УПК, может быть продлен в случае, если не отпали основания для его применения. В случае истечения срока ареста, наложенного на указанное имущество, следователь или дознаватель возбуждает не позднее чем за семь суток перед судом по месту производства предварительного следствия ходатайство о продлении срока ареста, наложенного на имущество, о чем выносит соответствующее постановление.
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, свидетельствующие о необходимости продления срока ареста, наложенного на имущество, а также указывается срок, на который предполагается продлить арест, наложенный на имущество. Настоящее ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в срок не позднее пяти суток со дня получения. При рассмотрении судьей настоящего ходатайства в судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь, дознаватель, потерпевший, гражданский истец, подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также лицо, на имущество которого наложен арест. Рассмотрев настоящее ходатайство, судья выносит постановление о продлении срока ареста, наложенного на имущество, сохранении или изменении ограничений, связанных с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, либо о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, в том числе об отмене ареста.
В случае приостановления предварительного следствия судья выносит постановление об отмене ареста либо о продлении срока ареста. При решении вопроса о продлении срока ареста суд обязан обеспечить соблюдение разумного срока применения данной меры процессуального принуждения в отношении имущества лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия. Вопросы, связанные с возмещением имущественного вреда, причиненного нарушением разумного срока применения данной меры процессуального принуждения, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. В связи с изложенным порядком рассмотрения вопроса о продлении срока ареста, наложенного на имущество, вышеупомянутым Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ внесены также изменения в ст. 228 УПК, касающуюся вопросов, подлежащих выяснению при подготовке к судебному заседанию. В части 1 этой статьи п. 5 изложен в следующей редакции: "5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, или возможной конфискации имущества, а также подлежит ли продлению срок ареста, наложенного на имущество, установленный в соответствии с частью третьей статьи 115 настоящего Кодекса".
Статья 228 УПК дополнена частью 3: "Вопрос о продлении срока ареста, наложенного на имущество лиц, указанных в части третьей статьи 115 настоящего Кодекса, рассматривается в судебном заседании судьей по ходатайству прокурора или по собственной инициативе в порядке, установленном статьей 115.1 настоящего Кодекса, либо на предварительном слушании, проводимом при наличии оснований, предусмотренных частью второй статьи 229 настоящего Кодекса, и с учетом особенностей, предусмотренных статьей 115.1 настоящего Кодекса".
Процессуальные сроки, если они пропущены по определенным основаниям, могут быть восстановлены. Уголовно-процессуальный закон предусматривает условия восстановления пропущенного срока, а именно:
- наличие уважительных причин. Закон не раскрывает содержание этого понятия. В этом случае надо исходить из общепринятых правил: уважительными причинами следует считать такие обстоятельства, которые реально лишали либо объективно затрудняли заявителю возможность реализовать свое право (заболевание, отсутствие связи, нахождение в командировке и т.п.);
- от лица, пропустившего указанный в законе срок, должно поступить заявление с просьбой восстановить срок, с указанием на причину, помешавшую ему использовать предоставленное законом право в установленные сроки. Восстановление срока производится должностным лицом, уполномоченным принимать такое решение.
В зависимости от стадии судопроизводства ходатайство о восстановлении пропущенного срока разрешается соответствующими должностными лицами: на досудебных стадиях - дознавателем, следователем, прокурором, в ходе производства в судебных стадиях - судьей. Отказ в восстановлении процессуального срока может быть обжалован.
Вместе с тем по восстановлению некоторых сроков закон устанавливает особый режим. Так, в регулировании производства в кассационной инстанции Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 28 января 2014 г. "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"[46], рассматривая вопрос о возвращении кассационной жалобы, представления без рассмотрения в случае пропуска срока обжалования судебного решения (п. 3 ч. 1 ст. 401.5 УПК), обращает внимание судов на то, что после устранения препятствий, послуживших основанием для возвращения кассационных жалобы, представления, лицо вправе вновь обратиться в суд кассационной инстанции с учетом срока, установленного ч. 3 ст. 401.2 УПК. При этом предусмотренный ч. 3 ст. 401.2 УПК годичный срок для кассационного обжалования исчисляется начиная со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения.
Если уголовное дело являлось предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, то указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления президиума соответствующего суда. Пленум Верховного Суда РФ разъясняет: судам следует принимать во внимание, что годичный срок не считается пропущенным при соблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 129 УПК. Уважительными причинами при пропуске срока на подачу жалобы Пленум считает, например, тяжелую болезнь, беспомощное состояние, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также обстоятельства, в силу которых лицо было лишено возможности своевременно обратиться с кассационной жалобой в суд.
При этом Пленум подчеркивает исключительное значение запрета восстановления пропущенного годичного срока кассационной инстанцией при пересмотре приговора, определения, постановления суда в ситуации необходимости поворота к худшему (ст. 401.6 УПК).
Запрет поворота к худшему представляет важнейшую гарантию стабильности уголовно-процессуальных решений, утверждения достоинства правосудия. Ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Руководствуясь этими соображениями, Верховный Суд РФ устанавливает, что пропущенный при подаче кассационной жалобы, представления предусмотренный ст. 401.6 УПК годичный срок, в течение которого допускается поворот к худшему при пересмотре судебного решения в кассационном порядке, восстановлению не подлежит вне зависимости от уважительности причины его пропуска. В таком случае ходатайство о его восстановлении возвращается заявителю без рассмотрения.
Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в том случае, когда постановление о передаче кассационных жалоб, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. При этом суд кассационной инстанции оставляет жалобу, представление без удовлетворения.
Пленум Верховного Суда РФ в своих постановлениях неоднократно обращал внимание судов на необходимость строгого выполнения установлений закона о соблюдении процессуальных сроков. Так, в Постановлении от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"[47] (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 13) обращается внимание судей на такие ошибки, вызывающие нарушения сроков рассмотрения судебных дел, как ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству, отложение рассмотрения дел без указания даты следующего судебного заседания, необоснованное приостановление производства по уголовным делам, послужившее основанием к увеличению времени нахождения дел в производстве судов. Пленум напоминает судам о том, что особенность производства по уголовному делу, подсудному мировым судьям, в отличие от производства в федеральных судах, согласно положениям ч. 2 ст. 321 УПК состоит в том, что судебное разбирательство должно быть начато не ранее трех и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.
Судам надлежит соблюдать требования ч. 3 ст. 227 УПК, согласно которым решение по поступившему в суд уголовному делу должно быть принято судом не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела, а по уголовному делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в течение 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Уголовно-процессуальным законом не установлен специальный срок для проведения предварительного слушания, поэтому судам следует иметь в виду сроки, указанные в ч. 1 ст. 233 УПК "Срок начала разбирательства в судебном заседании": не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, - не позднее 30 суток.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно обращал внимание российских судов на случаи отступления от требований разумного срока производства по уголовному делу, ставших предметом его рассмотрения при обращении российских заявителей. При этом ЕСПЧ, как правило, Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, что в случае выявления при рассмотрении дел фактов неоправданного нарушения судьями процессуальных сроков судопроизводства следует использовать право суда на вынесение частных определений или постановлений (ч. 4 ст. 29 УПК).[48]
Основные (наиболее повторяющиеся) правовые позиции Европейского суда по правам человека, изложенные в постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, и касающиеся защиты прав лица на разумные сроки судебного разбирательства по уголовным делам, заключаются в следующем: разумность сроков судебного разбирательства оценивалась в свете обстоятельств дела и с учетом следующих критериев: сложность дела, поведение заявителя, деятельность соответствующих органов государства и значение оперативного рассмотрения дела для заявителя; сложность дела не может сама по себе оправдать длительное судебное разбирательство. Заявитель не может быть ответственным за то, что он пользуется процессуальными возможностями для защиты своих интересов, в том, что он ходатайствует о вызове свидетелей, истребовании информации и т.д.; заявитель не может отвечать за то, что он изменяет свои требования, заявляет ходатайства, требует экспертного заключения; подает кассационные жалобы. От заявителей требуется, чтобы они проявляли добросовестность при осуществлении процессуальных прав, воздерживались от тактики затягивания дела; рассмотрение дела в нескольких инстанциях не сможет оправдать длительное судебное разбирательство; только просрочки, вызванные поведением или действиями или бездействием государства, могут обусловить констатацию факта нарушения права на разумные сроки судебного разбирательства. Государство, желающее с себя снять ответственность за несоблюдение разумных сроков, должно представить аргументы, свидетельствующие о том, что за просрочку ответственен заявитель. Статья 6 Конвенции, указывающая на необходимость оперативности в защите прав человека и основных свобод, предусматривает также, что судебные процедуры должны соответствовать принципу надлежащего осуществления правосудия. Основная ответственность за просрочку, допущенную в деятельности экспертных учреждений, возлагается на государство; национальные суды должны обеспечить своевременное осуществление экспертных исследований. За нарушения, допускаемые судами при рассмотрении дел, ответственно государство: нехватка судей, чрезмерная загрузка судей, длительная болезнь судьи не освобождает государство от ответственности за соблюдение разумных сроков судебного разбирательства; время рассмотрения судом надзорной жалобы не включается в общий срок судебного разбирательства, оцениваемый с точки зрения разумности.
Общее правило начала процессуального срока, исчисляемого месяцами, - не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, - не распространяется на сроки, определяемые часами и моментом совершения действия или принятия процессуального решения (например, о произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 ч с момента задержания подозреваемого (ч. ч. 1, 3 ст. 92 УПК); продление срока задержания допускается на срок не более 72 ч с момента вынесения судебного решения (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК)).
В некоторых случаях закон связывает начало и конец исчисления срока с наступлением события, имеющего юридическое значение, или с совершением процессуального действия. Например, течение срока предъявления обвинения подозреваемому, помещенному в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебно-психиатрической экспертизы, в соответствии с ч. 3 ст. 203 УПК прерывается, и этот период определяется днем его помещения в медицинскую организацию и днем получения дознавателем, следователем заключения экспертов; срок хранения вещественных доказательств в силу ст. 82 УПК определяется вступлением приговора в законную силу, истечением срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела либо вступлением в силу решения суда по спору о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством. В последнем случае срок хранения вещественных доказательств определяется 24 ч суток, когда наступило событие или совершено процессуальное действие: истек срок обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, оглашено решение суда апелляционной инстанции, вступило в силу решение суда по спору о праве на имущество.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в УПК введено понятие "разумный срок уголовного судопроизводства". Разумный срок может исчисляться в сутках, месяцах и определяется со дня совершения определенного процессуального действия, например уголовное преследование - со дня задержания подозреваемого, производство экспертизы - со дня вынесения постановления о ее назначении (см. комментарий к ст. 6.1).[49]
Случаи исчисления процессуальных сроков предварительно