Понятие состава административного правонарушения, его элементы и признаки (объективные и субъективные).
Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административное правонарушение обладает следующими признаками:
— общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства;
— противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права;
— виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности;
— наказуемость – за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.
Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:
— объект административного правонарушения;
— объективная сторона административного правонарушения;
— субъект административного правонарушения;
— субъективная сторона административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.
Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и можетвыражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
12. Материальные и формальные составы административного правонарушения.
Состав административного правонарушенияустановленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретноеантиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие составаадминистративного правонарушения в конкретном деянии является единственным основаниемнаступления административной ответственности за его совершение. Элементами (признаками) составаадминистративного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективнаясторона. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Общественные отношения, являющиеся объектом административного правонарушения, регулируютсянормами не только административного, но в ряде случаев - конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Объективная сторона административногоправонарушения - это система признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведенияправонарушителя и включает в себя: противоправное деяние (действие или бездействие), наступившиевредные последствия и причинно-следственную связь (зависимость) между этим деянием и наступившимипоследствиями. Административные правонарушения в подавляющем большинстве случаев имеютформальный состав, т.е. такой, который не предусматривает наступления в результате совершенияправонарушения какого-либо общественно опасного материального вредного последствия. Административная ответственность в этих случаях наступает лишь за совершение противоправногодеяния. В установлении наличия причинно-следственной связи в формальном составе административногоправонарушения, как правило, нет нужды, так как наступившие вредные последствия, будучинематериальными, проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности изависимость между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.
Однако кроме проступков с формальным составом законодательством об административныхправонарушениях предусмотрены правонарушения и с материальным составом, который включает в себяобязательное наступление вредных материальных последствий.
В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправнымдеянием и наступившими вредными последствиями далеко не всегда очевидна и требует установления. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, его повторности, неоднократности, злостности, систематичности. Повторность предусмотрена многими нормамизаконодательства об административных правонарушениях и означает совершение одним и тем же лицом втечение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административномувзысканию.