Действие уголовного закона по кругу лиц.

Анализ ст. ст. 11-13 УК РФ позволяет сделать вывод, что уголовная юрисдикция РФ во многом обусловлена особенностями государственно-правового статуса физических лиц, совершивших преступление. Законодатель в этой связи различает три категории таких лиц:

· граждане Российской Федерации;

· иностранные граждане;

· лица без гражданства.

Граждане Российской Федерации

Уголовная юрисдикция РФ в отношении российских граждан реализуется путем применения:

· принципа действия уголовного закона в пространстве (при совершении преступления на территории РФ);

· принципа гражданства (при совершении его за границей).

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами отдельные категории граждан РФ в силу занимаемого ими особого должностного положения обладают неприкосновенностью, без преодоления либо отмены которой они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. К ним, в частности, относятся Президент РФ, члены Совета Федерации идепутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи и др.

Иностранные граждане

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается "физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства".

Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Статья 33 Закона от 21 июня 2002 г. устанавливает, что "иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации". Выделяются три основные категории иностранных граждан: постоянно проживающие, временно проживающие и временно пребывающие в РФ. Однако по общему правилу это никак не отражается на объеме уголовной юрисдикции РФ в отношении каждого из них. Все они несут уголовную ответственность на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве:

· территориального (при совершении преступления на территории РФ);

· реального либо универсального (при совершении преступления за пределами РФ).

Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые пользуются личной неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ (ч. 4 ст. 11 УК). К ним относятся прежде всего дипломатические представители иностранных государств:

· главы дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах), советники, торговые представители, их заместители;

· военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

· первые, вторые и третьи секретари атташе и секретари-архивисты, а также члены семей дипломатического персонала представительств, если они совместно проживают с указанными лицами и не являются российскими гражданами.

В этот же перечень включаются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, должностные лица международных организаций и т.д.

К иным лицам, обладающим иммунитетом, относятся консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, дипломатические курьеры и т.д. Их иммунитет ограничен, так как распространяется только на служебную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом при совершении этими лицами преступления на территории РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Перечисленные лица объявляются персонами "non grata" (незаслуживающими доверия) и высылаются за пределы РФ, что в принципе не исключает возможности их привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Кроме того, аккредитующее государство может отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц, что дает основание для привлечения их к ответственности по уголовному закону страны пребывания (места совершения преступления).

Наши рекомендации