Вопрос № 12.Административное и полицейское управление, судоустройство при Екатерине II.
Судебная реформа
Очень сложно было судоустройство. Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне должны были съезжаться в центральный город уезда, чтобы выбирать из своей среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.
Судебная реформа отнюдь не означала ослабления мощной и разветвлённой системы центрального управления: её лишь "разгрузили" от мелких текущих дел, дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам) права решать их самостоятельно. Таким образом, реформа 1775 года сделала большой шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел.
Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии).
Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.
Губернская реформа
Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие.
Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно.
Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.
В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).
« Устав благочиния» и Городская полиция.
Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной Комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770 х годов.
В 1775 году было принято «Учреждение по губернии», предусматривавшее создание специальных полицейских органов.
С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям.
Из «Наказа императрицы Екатерины II данного комиссии для составления проекта нового Уложения». 1767г.
... 194. Человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей прежде, нежели будет наказан
... 230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти...
... 255. Несчастливо то правление, в котором принуждены установить жесткие законы...
... 502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения начальных своих оснований...
... 506. Чтобы сохранить начальные основания учрежденного правления невредимыми, надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство разрушится, если начальные в нем переменятся основания...
Необходимость создания государственных институтов по реализации только полицейских функций стала очевидной.
8 апреля 1782г. был утвержден «Устав благочиния или полицейский». Устав был опубликован. Он включал в себя четырнадцать глав и двести семьдесят четыре статьи. Устав регламентировал структуру полицейских органов, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. С этого момента одновременно с выделением полицейских функций в качестве самостоятельных происходит и разделение полиции на городовую и уездную.
В Москве и Санкт - Петербурге городовую полицию возглавили обер-полицмейстеры, одновременно руководившие Управами благочиния в качестве председателей этого общегородского полицейского учреждения. В состав управы также входили два пристава. Один из них вел гражданские дела, а второй - уголовные. Местное купечество так же представляло в управу ратманов - своих выборных уполномоченных.
Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300--500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50--100 дворов во главе с квартальным надзирателем.
В губернских городах подобные управы возглавили полицмейстеры или оберкоменданты. Город, в котором насчитывалось более четырех тысяч дворов делился на части (от 200 до 700 дворов в каждой) во главе которых были поставлены частные приставы. Частный пристав имел свою канцелярию, которая в обиходе именовалась просто «частью», «частным» или «съезжим» домом.
Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Из «Устава благочиния или полицейского». 8 апреля 1782г.
1. В каждом городе благочиние поручается одному месту, которое в каждом городе учреждается под названием: управа благочиния или полицейская.
2. В управе благочиния заседает городничий и заседатели - пристав уголовных дел и пристав гражданских дел и дел Ротмана
3. В столице определяется полицмейстер, которому под обер - полицмейстером и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.
4. В городах, где находятся обер-коменданты, определяется городничий, которому под обер-комендантом и выше приставов уголовных и гражданских дел заседать в управе благочиния.
5. Дабы благочиния в городе порядочно могло быть определяемо, полагается, смотря на местоположение или обширность, город разделить на две и более части.
6. В часть города полагается примерно от 200 до 700 дворов.
7. В каждой части города определяется частный пристав ...
9. Часть города разделить на два и более квартала.
10. В квартале полагается от 50 до 100 домов. И. В каждый квартал определяется квартальный надзиратель.
12. В каждый квартал определяется в помощь квартальному надзирателю по одному квартальному поручику ...
Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решает все вопросы о назначении и смещении полицейских должностей. Сенат контролировал полицейское управление в столицах.
Главная задача полиции определялась как сохранение порядка, благочиния и добронравия. Полиция наблюдала за исполнением законов и решением местных органов власти, контролировала соблюдение церковных порядков, сохранение общественного спокойствия. Она наблюдала за нравами и развлечениями, принимала меры к сохранению "народного здравия", городского хозяйства, торговли и "народного продовольствия".
Полиция пресекала мелкие уголовные дела, по кражам и мошенничеству на сумму до 20 рублей, осуществляла предварительное следствие, вынося по ним собственные решения, а так же осуществляла розыск преступников.
Таким образом, «части» становились основным структурным звеном вгородовой полиции. В то же время возникло и низовое звено, деятельность которого вполне сопоставима с деятельностью сегодняшних участковых уполномоченных милиции. Речь идет о квартальных надзирателях и их помощниках - квартальных поручиках.
Личный состав комплектовался из армейских офицеров и нижних чинов старшего возраста, которые по каким-либо причинам или по состоянию здоровья не могли продолжить армейскую строевую службу.
Значение Устава состояло в том, что «Устав Благочиния» послужил формированию новой отрасли права -- полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право. В Уставе была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка. «Устав Благочиния» содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.
Городская реформа
В 1785г. вышло положение о городах -- «Грамота на права и выгоды городов Российской империи». Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей. Все горожане делились на шесть категорий и поименно заносились в городскую обывательскую книгу.
1) на городовых обывателей вообще или таких лиц, которые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в городе таким имуществом и не записанных в городскую обывательскую книгу;
2) на купцов трех гильдий;
3) на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и учеников;
4) на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в городскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских упражнений;
5) на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живописцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не занимающихся розничным торгом);кораблехозяев, отправляющих корабли за море;
6) на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причисленных к другим категориям граждан.
В городе согласно жалованной грамоте действовали следующие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.
Для управления городом горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в Общую городскую думу. Общая дума избирала Шестигласную думу-- по одному человеку от каждого разряда обывателей. Вместе с головой они управляли хозяйством города, отчитываясь при этом перед губернатором.
Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, в Шестигласной думе заседания проходили каждую неделю под председательством городского головы. В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы. Тем не менее Жалованная грамота 1785г. стала точкой отсчета в развитии городского самоуправления, так как заложенные с ней начала в той или иной форме служили основой при разработке всех последующих городских реформ.