Управление в области использования и охраны водных объектов.

Статья 24. Полномочия органов гос. власти РФ в области водных отношений

К полномочиям органов гос. власти РФ в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в фед.собственности;

2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

3) осуществление фед.гос. надзора в области использования и охраны водных объектов;

4) организация и осуществление гос. мониторинга водных объектов;

5) установление порядка ведения гос. водного реестра и его ведение;

6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

7) определение порядка создания и осуществления дея-ти бассейновых советов;

8) гидрографическое и водохозяйственное районирование терр-ии РФ;

9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в фед.собственности, порядка расчета и взимания такой платы;

10) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;

10.1) установление правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов;

11) терр-ое перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;

12) утверждение правил использования водохранилищ;

13) установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;

14) определение порядка осуществления фед.гос. надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;

15) определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

16) установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;

17) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в фед.собственности и расположенных на терр-х двух и более субъектов РФ, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Гос. граница РФ;

18) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;

19) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим фед.у гос. надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному гос. надзору в области использования и охраны водных объектов;

20) утверждение перечней объектов, подлежащих фед.у гос. надзору в области использования и охраны водных объектов;

22) иные установленные настоящим Кодексом полномочия.

Статья 25. Полномочия органов гос. власти субъектов РФ в области водных отношений

К полномочиям органов гос. власти субъектов РФ в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, порядка расчета и взимания такой платы;

3) участие в дея-ти бассейновых советов;

4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов РФ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на терр-х субъектов РФ;

5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

6) осуществление регионального гос. надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих фед.у гос. надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному гос. надзору за их использованием и охраной;

7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;

9) участие в организации и осуществлении гос. мониторинга водных объектов;

10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;

11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ;

12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному гос. надзору в области использования и охраны водных объектов;

Статья 28. Бассейновые округа

1. Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

2. В РФ устанавливаются двадцать бассейновых округов:

3. Границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 29. Бассейновые советы

1. В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.

2. Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

3. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством РФ фед. органов исп. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общ-х объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

4. Порядок создания и дея-ти бассейновых советов устанавливается Правительством РФ.

Статья 30. Гос. мониторинг водных объектов

1. Гос. мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в фед.собственности, собственности субъектов РФ, собственности МО, собственности физических лиц, юр. лиц.

2. Гос. мониторинг водных объектов является частью гос. эк. мониторинга (гос. мониторинга о/с).

3. Гос. мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для гос. надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Гос. мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в гос. водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Статья 31. Гос. водный реестр

1. Гос. водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в фед.собственности, собственности субъектов РФ, собственности МО, собственности физических лиц, юр. лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

2. В гос. водном реестре осуществляется гос. регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

3. Гос. водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

4. В гос. водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и др. особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и др. зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

5. Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

6. Документированные сведения гос. водного реестра относятся к гос.информационным ресурсам. Документированные сведения гос. водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

7. В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством РФ фед. орган исп. власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из гос. водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование терр-ии РФ

1. Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование терр-ии РФ.

2. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Количество гидрографических единиц и их границы утверждаются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исп. власти.

3. Для разработки водохозяйственных балансов осуществляется водохозяйственное районирование терр-ии РФ - деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки. Количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исп. власти.

4. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков утверждается Правительством РФ.

Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

1. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:

1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

3) обеспечения охраны водных объектов;

4) определения основных направлений дея-ти по предотвращению негативного воздействия вод.

3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);

4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;

5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ;

6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и др. видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;

7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исп. власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством РФ фед. органом исп. власти.

5. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов гос. власти, органов местного самоуправления.

6. Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством РФ.

Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

1. В целях обеспечения гр-н питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах

1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и др. показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ фед.органами исп. власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 36. Гос. надзор в области использования и охраны водных объектов

1.1. Под гос.надзором в области использования и охраны водных объектов понимаются деятельность уполномоченных фед.органа исп. власти и органов исп. власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос. власти, ОМСУ, а также ЮЛ, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - ЮЛ, индивидуальные предприниматели) и гр-нами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Кодексом, др. ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов гос. власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами гос. власти, ОМСУ, ЮЛ, индивидуальными предпринимателями и гр-нами своей дея-ти.

Наши рекомендации