Источники эк. права: понятие, особенности, система.
Источниками эк. права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
Источники эк. права классифицируются по следующим видам:
1.Конституция РФ; 2.законодательные акты РФ; 3.акты Президента РФ; 4. акты Правительства РФ;
5. акты министерств и иных гос. органов фед.исп. власти; 6. законы и иные НПА субъектов РФ; 7. международные договоры.
Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы эк. права изложены в следующих статьях:
Экологические права гр-на (ст. 42); Экологические обязанности гр-на (ст. 58); Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36); Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны о/с (ст. 71); Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);
Др. ФЗ. Экологическими законами общего характера являются ФЗ:
1.ФЗ "Об эк. экспертизе"
2.ФЗ "О радиационной безопасности населения"
3.ФЗ "О защите населения и терр-й от ЧС природного и техногенного характера"
4.ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5.ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
К законам об охране и использовании природных объектов и комплексов относятся ФЗ:
•ФЗ "Об особо охраняемых природных терр-х"
•ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
•ФЗ "О животном мире"
•ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
•ФЗ "О гидрометеорологической службе"
•ФЗ "О континентальном шельфе РФ"
Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охватывают в значительной своей части вопросы организации хоз. использования. К ним относятся:
ЗК РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, ЛК, Закон РФ "О недрах"
Указы Президента РФ. По конкретным, текущим и перспективным проблемам экологии Президент РФ издал ряд указов, в частности,
•Указ Президента РФ "О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию"
•Указ Президента РФ "О гос. стратегии РФ по охране о/си обеспечению устойчивого развития" И др.
Постановления Правительства РФ. К наиболее известным и важным в сфере экологии относятся постановления Правительства РФ:
•Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка разработки и утверждения эк. нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"
•Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, др. виды вредного воздействия"
•Постановление Правительства РФ "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
•Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения Гос. эк. экспертизы"
•Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" И др.
Акты фед. органов исп. власти. Следующую группу подзаконных нормативных актов составляют нормативно-правовые акты фед. министерств, фед. служб и фед. агентств РФ. Они издаются во исполнение законов, указов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ и не должны им противоречить.
Названные нормативные акты по своему назначению и содержанию могут издаваться в форме положений, инструкций, правил, приказов и т.п. Орган, принимающий те или иные решения, должен действовать в точном соответствии с компетенцией, определенной в положении об этом органе, утвержденном Правительством РФ. По своей юр. силе и сфере действия данные нормативные акты м.б. 2 основных видов: отраслевые (внутриведомственные) и межотраслевые (межведомственные).
Экологическая доктрина РФ.
Стратегическая цель гос. политики в области охраны о/с сформулирована в Эк. доктрине РФ. Она заключается в сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих ф-й для устойчивого развития общ-ва, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения эк. безопасности страны.
ЭД – определяет цели, направления задачи и принципы проведения в РФ единый гос. Политики в области экологии на долгосрочный период.
Цели-сохранение природных систем, поддержание в целостности и жизнеобесп. Ф-ии для устойчивого развития общества, повышение кач-ва жизни и т.п.
Содержание доктрины:
1.Общие положения.
2. Стратегическая цель, задачи и принципы гос. политики в области экологии
3. Основные направления гос. политики в области экологии
•Обеспечение устойчивого природопользования
•Снижение загрязнения о/си ресурсосбережение
•Сохранение и восстановление природной среды
4. Приоритетные направления дея-ти по обеспечению эк. безопасности РФ
•Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов дея-ти и при чрезвычайных ситуациях
•Экологические приоритеты в здравоохранении
•Предотвращение и снижение эк. последствий чрезвычайных ситуаций
•Предотвращение терроризма, создающего опасность для о/с
•Контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов
5. Пути и средства реализации гос. политики в области экологии
•Развитие системы гос. управления охраной о/си природопользованием
•Нормативное правовое обеспечение и правоприменение
•Экономические и финансовые механизмы
•Эк. мониторинг и информационное обеспечение
•Научное обеспечение
•Эк. образование и просвещение
•Развитие гр-нского общ-ва как условие реализации гос. политики в области экологии
•Региональная политика в области экологии
•Международное сотрудничество
Реализация эк. доктрины РФ
Климатическая доктрина РФ.
Распоряжение Президента РФ "О Климатической доктрине РФ" В Доктрине:
•признается антропогенный характер текущего изменения климата;
•говорится, что негативное влияние изменений гораздо сильнее позитивного, особенно в будущем;
•подчеркивается, что нужно не только адаптироваться к новым условиям, но и снижать выбросы парниковых газов;
•указывается на главное на сегодняшний день в России средство для снижения выбросов – энергоэффективность и энергосбережение;
•подчеркивается, что действовать должны все: фед. и региональные органы власти, население, общественность; нужно широкое «климатическое» образование и усилия всех – и СМИ, и вузов, и школ.
Доктрина не подменяет и не дублирует научную печать, в ней нет численных параметров снижения выбросов парниковых газов. Но она дает официальное оформление научным знаниям.
Содержание доктрины:
II. Цель и принципы политики в области климата
III. Содержание политики в области климата
IV. Особенности РФ при решении
проблемы изменений климата
V. Реализация политики в области климата
VI. Субъекты реализации политики в области климата
Основными принципами политики в области климата являются:
•глобальный характер интересов РФ в отношении изменений климата и их последствий;
•приоритет национальных интересов при разработке и реализации политики в области климата;
•ясность и информационная открытость политики в области климата;
•признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства РФ в международных исследовательских программах и проектах, касающихся изменений климата;
•всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата;
•предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.
Субъектами реализации политики в области климата являются:
•фед. органы гос. власти;
•органы гос. власти субъектов РФ и ОМСУ;
•организации, включая общ-е организации (объединения);
•средства массовой информации;
•домашние хозяйства.