Доклад Эксперта Совета по правам человека по повестке

Результаты голосования и последствия

По официальным результатам, 1 октября 2017 года за выход Каталонии из состава Испании отдали свои голоса 2 044 038 человек, что составляет 90,18% от общего числа действительных голосов. Против проголосовало 177 547 человек (7,83%), 44 913 бюллетеней оказались пустыми (1,98%), ещё 19 719 было признано недействительными. Всего было подано 2 286 217 голосов, что составляет 43,03% от общего числа избирателей (5 313 564).

В понедельник Пучдемон заявил, что для урегулирования разногласий между Барселоной и Мадридом необходимо посредничество третьих сил. Власти также не ожидают автоматического признания независимости со стороны других стран. Отделение будет означать для Каталонии и выход из Евросоюза и зоны евро. Это поставит крест на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капитала, что самым негативным образом скажется на её экономике. Каталонии придется проходить непростую процедуру вступления в ЕС, к тому же данное решение должно быть одобрено всеми членами сообщества, а Испания уже заявляла, что наложит вето. По оценке мадридского издания ABC, государственный долг региона может вырасти до 265 млрд евро — это 124 % от ВВП. С другой стороны, будет нанесён удар и по бюджету испанского государства. Ещё один фактор — получение признания иностранных государств и международных организаций, включая ООН, что тоже будет невозможно из-за позиции Испании.

После проведения референдума некоторые крупнейшие испанские компании приняли решение либо о переносе своих штаб-квартир в другие регионы, либо о приостановке бизнес-процессов на территории Каталонии. Так же существенно сократился рост прямых инвестиций, в том числе и иностранных, в экономику Каталонии, а международные финансовые корпорации предупреждают клиентов о возможных рисках инвестиций.

8 октября 2017 года организация «Каталонское гражданское сообщество» провела марш под названием «Хватит! Вернемся к здравому смыслу» против независимости Каталонии, в котором по данным полиции приняло участие около 350 тыс. человек.

10 октября 2017 года Пучдемон выступил в Парламенте, вечером подписан документ о независимости (приостановлено его действие для переговоров с Мадридом). Накануне пресс-секретарь партии Рахоя пригрозил Пучдемону судьбой лидера Каталонии Луиса Компаниса, убитого франкистами в 1940 году, после выдачи его Францией.

Доклад Эксперта Совета по правам человека по повестке

«Взгляд на будущее Каталонии через призму международных отношений»

Доклад Эксперта Совета по правам человека по повестке - student2.ru Доклад Эксперта Совета по правам человека по повестке - student2.ru Ростов-на-Дону,
2017

Оглавление

История образования и развития Каталонии 4

Основные источники международного права, закрепляющие права народов на самоопределение 7

Соотношение принципа самоопределения наций и народов и принципа территориальной целостности государств. 8

Референдум о независимости Каталонии 9

Результаты голосования и последствия 13

Отношение ООН к данной проблеме. 14

Доклад эксперта Совета по правам человека

"Взгляд на будущее Каталонии через призму международных отношений"

“Все жертвы нарушений прав человека должны иметь возможность полагаться на Совет по правам человека как форум и плацдарм для действий”.

- Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН

Совет по правам человека ООН должен обсудить одну из наиболее важных и актуальных международно-правовых проблем – право народов на самоопределение. Сегодня мы обсудим - имеет ли право на независимость Каталония, и к каким последствиям приведёт право каталонцев на самоопределение.

Что в целом представляет собой право народов на самоопределение? Это право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие. Этот принцип вместе с другими принципами провозглашен в Уставе ООН, ставящем целью «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Эта же цель ставится в Уставе ООН в связи с развитием экономического и социального сотрудничества между государствами.

История образования и развития Каталонии

Первыми жителями сегодняшней Каталонии были иберы, пришедшие из Северной Африки и осевшие на побережье в районе сегодняшней Барселоны и Матаро.

Примерно в 600 г. до н. э. на каталонском побережье появляются греки и создают своё поселение Эмпорион, сегодняшний Эмпурьес.

В III веке до н. э. в Каталонию проникают карфагеняне. Во время первой Пунической войны происходит столкновение между ними и римлянами, которые в 217 г. до н. э. вторгаются в северо-восточную Испанию.

По условиям мирного договора, заключённого в 197 г. до н. э., карфагеняне были вынуждены отказаться от своих испанских владений. Римляне основали провинцию Ближняя Испания с административным центром Таррако (Таррагона). Под господством римлян провинция расцветает, особенный подъём переживает Таррагона и Барселона, именуемая Юлия Августа Фавенция Патерна Барцино.

В 414 г. вестготы и аланы завоёвывают северную Испанию, а в 476 г. и Барселону, которую они делают столицей своего государства Готалония. Многие историки предполагают, что от этого названия и произошло слово «Каталония».

В 429 г. аланы и вандалы во главе с королём Гейзерихом покидают Испанию и переправляются с Пиренейского полуострова в Северную Африку.

В 711 г. мавры вторгаются в Испанию с севера Африки, а вскоре захватывают и Каталонию. В 713 г. под их натиском пала Барселона.

В VIII—IX вв. в период правления Людовика Благочестивого Каролинги вытесняют мавров из Каталонии. Король Вильфрид объединяет франкские пограничные области с испанскими землями в Испанскую марку, разделённую на 9 графств. Наибольшим могуществом отличалось графство Барселонское.

В последней завоевательной войне мавры, возглавляемые Аль-Мансуром, в 985 г. доходят до Барселоны. Однако в 988 году полуразрушеный город без помощи франков снова становится свободным, и Боррель II провозглашает независимость своего графства. Этот год празднуется как год рождения Каталонии.

В XII в., в результате брачного союза между наследниками династий графов Барселоны и королей Арагона графство вошло в состав Королевства Арагон, превратившегося в Средние века в могущественную морскую и торговую державу. Политическая и юридическая независимость каталано-арагонской Короны сохранилась до 1714 г. — года восшествия на престол испанского короля Филиппа V.

В 1871 г. Каталония пытается отделиться от Испании, однако после переговоров остаётся в составе Испанского Королевства.

В 1930-х годах парламент Каталонии пытался провозгласить независимость, однако эти попытки были признаны республиканским правительством незаконными и зачинщики сепаратного процесса были арестованы, как изменники. В ходе разразившейся гражданской войны националистическое правительство Каталонии было вынуждено объединиться с центральным республиканским правительством в противостоянии диктатуре Франко, одержавшей в дальнейшем победу. Репрессии против каталонцев во времена режима Франко значительно способствовали популяризации движения каталонского сепаратизма.

Демонстрация 1,5 млн человек за независимость Каталонии (11 сентября 2012 года)

В националистических кругах Каталонии много говорится о стремлении этой автономной области стать независимым государством как о наиболее массовом и близком к реализации сепаратистском движении в Европе. Так утверждается, что это связано с культурными и языковыми причинами каталонизма, также как и с экономическими (в том числе в ходе кризиса испанской экономики в начале 2010-х). Говорится, что каталонцев не устраивает то, что большая часть налогов, которые платит население, остаются не в самом регионе, а идут в центр. Если же посмотреть официальный баланс видно, что мадридская автономия вносит в бюджет в два раза больше денег, однако это не приводит к появлению там попыток отделиться от Испании.

В 1979 году Каталония получает автономный статус (основы самоуправления Каталонии письменно зафиксированы в «Положении об автономии»), за которым следует официальное признание каталанского языка. С этого момента Каталония имеет своё правительство (Женералитат), входящее в Испанскую государственную систему Конституционной Монархии. Правительство с резиденцией в Барселоне считается преемником власти существовавших с 1359 года Кортесов, сословно-представительских собраний, и состоит из Парламента со 135 депутатами и Исполнительного Совета. Председатель Женералитата автономной области Каталонии избирается Парламентом на 4 года. Председатель — Карлес Пучдемон (Carles Puigdemont).

В 2006 году в Каталонии был принят новый автономный статус с расширением финансовой самостоятельности.

В 2009—2010 годах прошли неофициальные опросы-референдумы о независимости Каталонии, на которых более 90 % голосовавших высказалось за независимость.

В сентябре 2012 года по всей Каталонии прошла массовая манифестация с участием более 1 миллиона человек под лозунгом «Каталония — новое государство Европы».

После прошедших 25 ноября 2012 года региональных выборов, по результатам которых абсолютное большинство в парламенте составили депутаты партий-сторонников независимости, 23 января 2013 года парламентом была провозглашёна Декларация о суверенитете («Каталония — суверенный политический и правовой субъект в составе Испании»), а 9 ноября 2014 года состоялся опрос граждан об отделении (от проведения референдума власти Каталонии тогда отказались).

Несмотря на противодействие испанских властей, 1 октября 2017 года правительство и муниципалитеты Каталонии в одностороннем порядке провели референдум о независимости, который ранее, в сентябре 2017 года, был провозглашён Конституционным судом Испании как незаконный[9]. По объявленным результатам референдума, около 90,18 % голосовавших каталонцев проголосовали за независимость от Испании.

Население Каталонии насчитывает 7,5 миллиона человек. Около 35 % из них составляют этнические каталонцы, говорящие на каталанском языке и владеющие испанским как вторым. Большую часть остального населения (45 %) составляют испанцы — выходцы из Андалусии, Мурсии и Эстремадуры, переселившиеся в Каталонию преимущественно в последние десятилетия, а также их потомки 2-го и 3-го поколений. Высока также доля иностранцев, в основном из стран Латинской Америки, Африки и Восточной Европы (13,8 %). Постепенно плотность населения Каталонии стала самой высокой в Испании — 225 человек на км² (2007), Барселона — 2000 человек на км².

С точки зрения экономики Каталония относится к самым развитым районам Испании. Население Каталонии составляет около 16 % всего населения Испании, но производит 23 % валового национального продукта. ВВП Каталонии в 2005 году был 170,4 миллиарда долларов, ВВП на душу населения 24 858 долларов, что позволяет Каталонии занять 4-ое место по доходам среди всех автономных сообществ в Испании. Сравнивая данные макроэкономические показатели можно отметить, что ВВП автономии равняется ВВП Финляндии и Дании, и выше чем у Ирландии, ВВП на душу населения почти такой же как в Германии и выше, чем в Греции и Португалии, уровень экспорта приближается к значениям Финляндии и превышает показатели Португалии. Экономический рост в Каталонии — 3,3 %. Это промышленный регион, где расположены такие отрасли как текстильная (около 80 % производственных мощностей которой сосредоточено в треугольнике между городами Барселона, Тарраса, Сабадель), химическая, фармацевтическая и автомобилестроительная промышленность. Главная отрасль хозяйства района, практически не имеющего полезных ископаемых, уже не сельское хозяйство, в нём занято лишь 2 % населения, а промышленность — 25 % трудоспособного населения, и сфера услуг — 64 % населения.

Основные источники международного права, закрепляющие права народов на самоопределение:

1. Устав ООН (п. 2 ст. 1).

2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,

3. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, единогласно принятая Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960 г.

4. Резолюция 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 года «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»

5. Резолюция 2105 (XX) от 20 декабря 1965 года «Осуществление Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам» (в этом документе признавалась законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным господством, за право на самоопределение и предлагалось всем народам оказывать им материальную и моральную поддержку) и т.д.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года).

7. Резолюция 2625 (XXV) «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 24 октября 1970 года.

8. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известный как Хельсинкский заключительный акт или Хельсинкская декларация 30 июля — 1 августа 1975 года.

Соотношение принципа самоопределения наций и народов и принципа территориальной целостности государств.

Решение правовых проблем территориального самоопределения на практике осложняется требованием соблюдать нерушимость границ и территориальную целостность государств – основополагающие принципы современного международного права.

В Пактах о правах человека (Ст.1, п.1) и в других документах ООН, «право на самоопределение» декларируется как возможность односторонних действий, направленных на определение политического статуса неких сообществ («народов») и территорий независимо от какого-либо правового контекста и вне каких-либо ограничений.

В Ст.2 резолюции 1514 (XV) говорится о том, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие», в Ст.6 записано, что «всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Перед мировым сообществом неминуемо встает вопрос о том, как совместить декларирование идеи самоопределения народов с предотвращением сепаратизма. Можно сказать, что это право упирается в территориальную целостность государства. Но принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии, а не от собственных народов, желающих самоопределиться.

Наши рекомендации