Полномочия суда (судьи) при осуществлении правосудия
В Конституции Республики Беларусь записано, что «судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».
В законе «О судоустройстве и статусе судей в РБ» предусмотрена гарантия обеспечения независимости судей. Независимость судей обеспечивается установленным порядком их избрания и освобождения, неприкосновенностью судей, юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении решений, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство конкретных дел и т.д.
Из вышеизложенного следует, что суть данного принципа состоит в том, чтобы создать благоприятные условия, при которых суд смог бы эффективно в соответствии с действующим законодательством осуществлять правосудие.
Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.
Осуществление правосудия является процессуальной функцией суда. Являясь органом государства по разрешению уголовных (и гражданских) дел, суд отправляет правосудие в строгом соответствии с законом, гарантируя при этом защиту прав и законных интересов всех участников судопроизводства.
Решения суда (приговор, определение, постановление) обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению.
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Судья единолично: 1. разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства; 2.рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних; 3.разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела:
1) о преступлениях, за которые предусматривается наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2. о преступлениях несовершеннолетних.
В кассационной инстанции рассмотрение уголовных дел осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не менее трех судей. В своей деятельности суды не связаны не только с выводами органов предварительного расследования, но и с выводами вышестоящих судебных инстанций. Взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы строятся на незыблемой основе принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Полномочия суда при отправлении правосудия четко регламентированы в УПК.
21. ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕПолномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РБ определяются законом «О прокуратуре в РБ от 29 января 1993 года.Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе определяются регламентировано УПК (ст. 34). Согласно этой статьи, прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование.Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю, органу дознания, дознавателю, принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, отказывать в возбуждении уголовных дел, осуществлять надзор за расследованием уголовных дел.Прокурор уполномочен истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело, дать указание о расследовании, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя.По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела.Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно ли предъявлено обвинение, правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого, правильно ли избрана мера пресечения, произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно.В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства.Будучи гос. обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК).От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест.В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений. Задачами прокуратуры являются:1. обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.2. координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.3. проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.