Общая характеристика надзорного производства.

Надзорное производство — регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесении решения по делу.

Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия уголовного процесса. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке. Такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменены или изменены. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанции, или судебно-надзорным производством.

Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством. Разница же между ними состоит прежде всего в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебные решения, которые возможно уже обращены к исполнению либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц судебных или прокурорских органов.

Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.

Судами надзорной инстанции являются:

1) Президиумы областного. Минского городского судов, которые рассматривают уголовные дела по протестам на кассационные определения этих су-дов и не вступившие в законную силу приговоры,

определения и постановления районных (город-ских) судов;

2) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестам на постановления президиума областных судов. Минского городского суда или при отсутствии кворума в «президиумах указанных судов по протестам на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также приговоры, определения и постановления областных судов. Минского городского суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь;

3) Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает уголовные дела по протестам на вступившие в законную силу при-говоры, определения и постановления межгарни-зонных военных судов, приговоры, определения и Постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь;

4) Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Уголовное дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление суда рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее пятнадцати суток, а Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь — не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом.

В необходимых случаях на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом.

Рассмотрение дела в суде начинается докладом председателя суда или по его назначению членом президиума или судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения или постановления, протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями, рассматривающими данное дело. Если в судебном заседании

участвуют осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевши, гражданский истец, гражданский ответчик, представители, они вправе после доклада давать свои устные объяснения.

Затем слово предоставляется прокурору для поддержания принесенного им или вышестоящим прокурором протеста или для дачи заключения по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Решение суда надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов протест, рассмотренный в Президиумах областного, Минского городского судов и в президиуме Верховного суда Республики Беларусь считается оставленным без удовлетворения. Определение, постановление суда надзорной инстанции составляется в совещательной комнате, резолютивная часть его немедленно оглашается в зале судебного заседания.

Следует отметить, что президиумы всех судов выносят постановления, а судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь - определения.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных. Суд при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим отбывания наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе усилить, наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Если будет признано неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, равно как и назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе отменить приговор или опреде-ление и направить дело на новое судебное разбирательство соответственно в суд первой или кассационной инстанции.

Несколько иначе определены в законе права выше-стоящей надзорной инстанции в отношении решений нижестоящей надзорной инстанции. Если будет обнаружено, что неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение.

По результатам рассмотрения уголовного дела в порядке надзора суд принимает следующие решения:

1) оставить протест без удовлетворения;

2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить производство по уголовному делу либо передать его на новое судебное разбирательство;

З) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение;

5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При новом рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции усиление наказания либо применение закона о более тяжком преступлении допускается только при условии, если первоначальный приговор был отменен в порядке надзора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяж-ком преступлении. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе вынести частное определение (постановление), если для этого имеются основания.

Наши рекомендации