Для какого уголовного процесса характерен поединок как средство доказывания?
а) обвинительного;
б) состязательного;
в) следственного;
г) розыскного;
д) инквизиционного.
11. Отвод, заявленный судье, рассматривающему дело единолично, разрешается:
а) тем же судьей;
б) прокурором;
в) председателем суда;
г) председателем вышестоящего суда;
д) той стороной, которая не заявляла отвод.
Кто может быть допрошен в качестве свидетеля?
а) адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей представителя;
б) родители несовершеннолетнего обвиняемого, если они отказываются свидетельствовать против своего близкого;
в) лицо моложе 14 лет;
г) защитник, если подозреваемый сообщил ему имена соучастников.
13. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более:
а) 12 часов;
б) 24 часов;
в) 48 часов;
г) 15 суток.
14. Розыск обвиняемого может быть объявлен:
а) во время производства предварительного следствия;
б) с приостановлением предварительного следствия;
в) как во время предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
15. Какие следственные действия можно проводить до возбуждения уголовного дела:
а) осмотр места происшествия;
б) следственный эксперимент;
в) обыск;
г) выемка;
д) допрос.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Выбор технологии образовательного процесса определяется преподавателем самостоятельно.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечение теоретической основы обучения, привлечение интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование у обучающихся ориентиров для самостоятельной работы над дисциплиной. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.
Многообразие в подборе и построении материала и методик изложения лекционного материала определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.
Практические занятия.Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются практичекие занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
Консультации.При консультировании, предполагающем увеличение объема самостоятельной работы студентов, возрастает необходимость организации постоянной поддержки образовательного процесса со стороны преподавателей.
Контроль качества знаний.Контроль качества знаний является одной из основных форм организации образовательного процесса. Внедряемые в настоящее время интерактивные методы преподавания ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности подобного контроля (экзамены, зачеты, опросы, письменные контрольные, коллоквиумы, контрольные работы, и др.)
Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает в себя чаще всего лишь самостоятельную работу с нормативными актами и литературой. Организация научно-исследовательской работы студентов, как правило, сводится к проведению научных студенческих заседаний СНК, дискуссионных клубов, участии в конференциях, к выполнению исследовательских работ. Реализация подобных проектов позволяет максимально раскрыть творческие способности студентов и стимулировать их самостоятельную работу.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС).Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм образовательного процесса. Студенческие научные общества, дискуссионные клубы и конференции, – всё это несомненно позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований, а также более достойно подойти к написанию и защите выпускных квалификационных работ. Студенческие научные общества, СНК часто становятся кузницей молодых кадров для ВУЗов, в стенах которых и за их пределами они работают.
Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информационная работа. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов научные знания, а студенты заучивают их. В настоящее время, при наличии огромного массива информации, большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их процессу познания, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же написание выпускных квалификационных работ.
Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.
2. Исследовательская работа.Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных возможностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям.
Таким образом, НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных решений. НИРС должна находиться в центре внимания кафедры и всех преподавателей ВУЗа, так как многообразие форм НИРС способствует каждому студенту более осознано подойти к написанию выпускных квалификационных работ, а также к сдаче итоговых аттестационных экзаменов.
Средства обеспечения освоения дисциплины.В ходе учебного процесса по преподаванию и при изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства: основную и дополнительную литературу; специальную юридическую литературу и печатные издания органов прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС и т.д.; ведомственные приказы и инструкции, рекомендации и пособия; судебные акты по практике рассмотрения уголовных дел различной категории; приглашение на занятия судей, прокурорских и следственных работников, адвокатов, и др.; контрольные задания для закрепления теоретического материала; и т.п.
ГЛОССАРИЙ
1) алиби – нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте;
2) апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда;
3) близкие лица – иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
4) близкие родственники – супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;
5) вердикт – решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;
6) государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры;
7) дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;
8) дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;
9) досудебное производство – уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу;
10) жилище – индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;
11) задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;
11.1) заключение суда – вывод о наличии или об отсутствии в действиях лица, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовному делу, признаков преступления;
12) законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;
13) избрание меры пресечения – принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
14) кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций;
14.1) контроль телефонных и иных переговоров – прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм;
15) момент фактического задержания – момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;
16) надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;
17) начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;
17.1) начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;
19) неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;
20) непричастность – неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления;
21) ночное время – промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени;
22) обвинение – утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ;
23) определение – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судом первой инстанции коллегиально при производстве по уголовному делу, а также решение, вынесенное вышестоящим судом, за исключением суда апелляционной или надзорной инстанции, при пересмотре соответствующего судебного решения;
24) органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;
24.1) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами – получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций;
25) постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта;
26) председательствующий – судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично;
27) представление – акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ;
28) приговор – решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;
29) применение меры пресечения – процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения;
30) присяжный заседатель – лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта;
31) прокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;
32) процессуальное действие – следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ;
33) процессуальное решение – решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, дознавателем в порядке, установленном УПК РФ;
34) реабилитация – порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда;
35) реабилитированный – лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием;
36) реплика – замечание участника прений сторон относительно сказанного в речах других участников;
36.1) результаты оперативно-розыскной деятельности – сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
37) родственники – все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;
38) розыскные меры – меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;
38.1) руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;
40) свидетельский иммунитет – право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных УПК РФ;
40.1) следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству;
41) следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
41.1) согласие – разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;
42) содержание под стражей – пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом;
43) сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления;
44) специализированное учреждение для несовершеннолетних - специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетних и созданный в соответствии с федеральным законом;
45) стороны – участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;
46) сторона защиты – обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;
47) сторона обвинения – прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;
48) суд – любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК РФ;
49) судебная экспертиза – экспертиза, производимая в порядке, установленном настоящим Кодексом;
50) судебное заседание – процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу;
51) судебное разбирательство – судебное заседание судов первой, второй и надзорной инстанций;
52) суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;
53) суд второй инстанции – суды апелляционной и кассационной инстанций;
53.2) итоговое судебное решение – приговор, иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым уголовное дело разрешается по существу;
53.3) промежуточное судебное решение – все определения и постановления суда, за исключением итогового судебного решения;
54) судья – должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие;
55) уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
56) уголовное судопроизводство – досудебное и судебное производство по уголовному делу;
57) уголовный закон – Уголовный кодекс Российской Федерации;
58) участники уголовного судопроизводства – лица, принимающие участие в уголовном процессе;
59) частный обвинитель – потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;
60) экспертное учреждение – государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном УПК РФ;
61) досудебное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАЧЁТА (ЭКЗАМЕНА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(общая и особенная часть)