Понятие, значение и классификация мер процессуального принуждения

Меры государственного принуждения, будучи составной частью государственных функций, призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяют­ся в порядке обеспечения с их по­мощью надлежащего поведения участников процесса. Учитывая, что государственное принуждение связано с суще­ственными ограничениями установленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, в уго­ловном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуж­дения.

Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физи­ческом, материальном, психологическом или моральном воз­действии государственного органа на тех или иных лиц, участ­вующих в производстве по уголовным делам. Оно всегда связано с определенными ограничениями прав и свобод участников процесса. Именно правоограничительный критерий и является, как правило, основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер. Существенной чертой, характеризующей уголовно-процессуальное принуждение, является также то, что оно применяется тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей отсутствует необходимость в принуждении. И в то же время такая необходимость будет иметь место при воз­никновении конфликтной ситуации, когда конкретный субъект свои обязанности не выполняет.

Следует, однако, иметь в виду, что в некоторых случаях уголовно-процессуальное принуждение не выступает реакцией только на противостояние закону и убеждению, его применение может быть обусловлено обстоятельствами, вытекающими из необходимости обеспечения решения тех или иных задач уголовного процесса.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Другие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество).

Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения могут быть разделены на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения, средства обеспечения надлежащего поведения и средства обеспечения исполнения приговора.

Таким образом, меры уголовно-процессуального принуждения — предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства ограничения прав и свобод личности, применяемые уполномоченными государственными органами и должностными лицами при наличии условий, оснований и в порядке, установленном УПК, с целью достижения задач уголовного процесса.

Основными критериями правомерности применения уголовно-процессуального принуждения являются:

- соразмерность объема ограничений прав лица при применении принуждения с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела;

- достижение целей, ради которых применяется принуждение;

- соблюдение пределов "применения" и пределов "интенсивности". Пределы "применения" - это продолжительность действия мер уголовно-процессуального принуждения в рамках уголовно-процессуальных сроков и в силу обстоятельств, диктующих необходимость сохранения принятых мер. Пределы "интенсивности" - предельный круг благ, который может быть ограничен при применении принуждения.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда. В УПК мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. В этом разделе все меры процессуального принуждения делятся на три вида: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл. 14).

7.2Задержание

Задержание – мера процессуального принуждения, применяемая при наличии указанных в уголовно-процессуальном законе условий и оснований и заключающаяся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Выделяют следующие виды задержания:

1) задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления;

2) задержание обвиняемого для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

3) задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Можно указать следующие признаки задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления:

1) задержание – это кратковременное заключение под стражу лица на срок не более 72 часов (по отдельным составам преступлений - не более 10 суток) с момента фактического задержания с целью последующего решения вопроса о применении меры пресечения;

2) задержание применяется органом уголовного преследования в пределах своей компетенции;

3) задержание возможно в отношении лица, подозреваемого в совершении преступлении, только при наличии установленных законом условий и оснований;

4) задержание должно быть проведено в соответствии с установленным законом процессуальном порядке.

Течение срока задержания начинается с момента фактического задержания, то есть фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершения преступления. Указанный момент имеет большое значение, поскольку именно с него к участию в уголовном деле допускается защитник. Кроме того, в течение двенадцати часов с момента фактического задержания орган уголовного преследования обязан уведомить о задержании кого-либо из близких родственников подозреваемого либо предоставить ему самому такую возможность, а также должен решить вопрос о возбуждении уголовного дела, если задержание осуществлялось до возбуждения уголовного дела. При этом в случае отказа в возбуждении уголовного дела или непринятия решения о возбуждении уголовного дела в указанный срок задержанный должен быть освобожден.

Отдельно укажем, что о задержании иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, по их требованию должен сообщить в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента задержания для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства данных лиц.

В первом признаке задержания отражена одна из целей данной меры – решение вопроса о применении меры пресечения. В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК, – не позднее двадцати суток с момента фактического задержания.

Другие цели задержания заключаются в пресечении преступления, проверке причастности (непричастности) лица к совершению преступления.

Анализирую второй признак задержания, можно, в силу ч.1 ст.108 УПК, констатировать, что право на применение данной меры принуждения принадлежит органам уголовного преследования с учетом правил территориальной подследственности уголовных дел.

Следующий признак предполагает наличие законных условий и оснований задержания. В качестве условий выступают: а) возможность задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или ареста; б) возможность задержания до возбуждения уголовного дела.

Основания задержания закреплены в ст. 108 УПК. Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся конкретные основания, перечисленные в п.п.1-3 ч.1 ст.108 УПК, а именно:

1) если лицо застигнуто при совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния или непосредственно после его совершения;

2) если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние или захватят его в порядке, предусмотренном ст.109 УПК;

3) если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, на рабочем месте или транспортном средстве обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния.

В целом они обусловливают их точную интерпретацию. Отдельно уточним п.3, указав, что задержание возможно, когда обнаруживаются следы преступления в помещениях, находящихся в собственности, законном владении подозреваемого лица (то есть когда доступ посторонних лиц ограничен), а также на непосредственном рабочем месте.

Вторую группу образуют иные основания подозревать лицо в совершении преступления при наличии обстоятельств, перечисленных в п.4 ч.1, ч.1¹ ст.108 УПК, а именно:

1) если имеются другие достаточные основания подозревать в совершении преступления лицо при условии, что оно пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность;

2) в случае отсутствия всех выше перечисленных оснований, при наличии оснований полагать, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может скрыться от органа уголовного преследования, а также при наличии письменного согласования решения о его задержании с Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Министром внутренних дел, Председателем КГБ, директором Департамента финансовых расследований КГК.

Анализируя данную группу, необходимо акцентировать внимание на оценочном характере как самого подозрения, так и соответствующих оснований. Представляется, что орган уголовного преследования должен руководствоваться рассматриваемыми основаниями, опираясь только на данные, имеющие доказательственный характер.

В рамках третьего признака задержания считаем целесообразным осветить такое понятие, как мотив применения этой меры. В качестве мотива выступает наличие опасений, что лицо может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, иным образом препятствовать производству по уголовному делу.

Соблюдение процессуальной формы задержания также является его неотъемлемым признаком. Порядок задержания регламентируется ст.110 УПК. Характеризую его, необходимо остановиться на следующих моментах.

Прежде всего, задержание является процессуальным действием с того момента, когда лицо доставляется в орган уголовного преследования и составляется протокол. Физическое удержание лица до соответствующего момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание, а следует трактовать как допроцессуальную деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться. Причем каждый гражданин имеет право захватить и принудительно доставить в орган власти лицо, застигнутое им при совершении преступления или попытке скрыться непосредственно после его совершения.

Немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором должны указываться основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол должен быть объявлен задержанному, которому при этом должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 41 УПК, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии.

Орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого принимает решение о задержании, о чем выносится соответствующее постановление, либо принимает решение об освобождении задержанного. О произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании.

Задержанный подлежит допросу по обстоятельствам произведенного задержания.

Задержание обвиняемого допускается:

- для предъявления обвинения;

- в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения.

В первом случае такая мера принуждения применяется, если обвиняемый находится в другой местности либо место его нахождения неизвестно, а во втором - если обвиняемый нарушил условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства. В целях задержания обвиняемого орган, ведущих уголовный процесс, выносит соответствующее постановление (определение). Причем во втором случае одновременно решается вопрос о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание обвиняемого не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.

Задержание осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осуществляется на основании постановления (определения) суда в случае, если уполномоченным на то органом внесено представление и представлены материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, указанные в ст.ст. 77, 78, 90 и 93 УК. При этом срок задержания определяется судом в пределах семи суток с момента фактического задержания.

Согласно ст. 114 УПК задержанный подлежит освобождению на основании постановления (определения) органа, ведущего уголовный процесс, в случаях, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении лицом предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния;

2) отпали основания дальнейшего содержания лица под стражей;

3) орган, ведущий уголовный процесс, установил, что задержание произведено с нарушениями требований, установленных УПК;

4) истек срок задержания.

В случае истечения срока задержания задержанный освобождается руководителем администрации места содержания под стражей с уведомлением органа, ведущего уголовный процесс и осуществившего задержание.

Органом, ведущим уголовный процесс и принявшим решение об освобождении задержанного, выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, основания, место и время задержания, основания, мотивы и время освобождения. Освобожденное лицо не может быть вновь задержано по тому же подозрению.

Меры пресечения

Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу.

Основаниями для избрания указанных мер пресечения являются доказательства, дающие достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора (ч.1 ст.117 УПК). В качестве таковых, в частности, могут выступать следующие обстоятельства: характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства (ч.2 ст.117 УПК). Из них можно сделать опосредованный вывод о возможности совершения обвиняемым (подозреваемым) неправомерных действий.

При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Статья 119 УПК закрепляет следующий порядок применения мер пресечения.

О применении, изменении либо отмене меры пресечения государственные органы и должностные лица, ведущие производство по делу, выносят постановление (определение), которое должно быть мотивированным, содержать указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и обоснование необходимости ее применения, изменения либо отмены.

На стадии предварительного расследования заключение под стражу, домашний арест и залог могут применяться прокурором, Председателем СК, Председателем КГБ, органом дознания, следователем с санкции прокурора, а на стадии судебного разбирательства – судом.

Постановление (определение) о применении, изменении либо отмене меры пресечения должно быть объявлено подозреваемому или обвиняемому, которым должен быть разъяснен порядок его обжалования, а также вручена копия данного постановления (определения). Выполнение указанных действий удостоверяется подписями подозреваемого или обвиняемого и должностного лица, объявившего постановление (определение) о применении меры пресечения.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость. Она также может изменяться на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Отмена или изменение органом дознания или следователем меры пресечения, примененной с санкции или по указанию прокурора либо его заместителя, допускаются лишь с согласия прокурора или его заместителя.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Подписка о невыезде и надлежащем поведении заключается во взятии у подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения органа уголовного преследования или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Постоянное или временное место жительства — это любое жилое помещение, в котором гражданин проживает на законных основаниях. Регистрация по месту жительства или пребывания является одним из доказательств наличия места жительства или пребывания.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки к нему может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при взятии подписки.

Подписку о невыезде следует отличать от сходного с ней обязательства о явке. Обязательство о явке не относится к мерам пресечения, не требует вынесения постановления, не запрещает лицу покидать место его пребывания.

Личное поручительство. Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела или рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью. Число поручителей не может быть менее двух.

Применение в качестве меры пресечения личного поручительства допустимо лишь по письменному ходатайству поручителей и с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

Личное поручительство в меньшей степени, чем подписка о невыезде, ограничивает свободу передвижения. Обвиняемый также должен являться по вызовам, сообщать о перемене места жительства, однако вправе покидать его без разрешения следователя.

Поручитель дает подписку о личном поручительстве, в которой он подтверждает, что ему разъяснены сущность подозрения или обвинения лица, в отношении которого он дает поручительство, ответственность поручителя.

Если поручитель или поручители убедятся в. невозможности гарантирования надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, они должны немедленно заявить ходатайство об отказе в ранее взятом обязательстве органу, ведущему уголовный процесс. Отказ освобождает поручителя от возможности применения в отношении его денежного взыскания и влечет замену личного поручительства на иную, возможно более строгую меру пресечения.

В случае совершения подозреваемым или обвиняемым противоправных действий на каждого поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин. Основанием для этого является протокол о нарушении, составленный органом уголовного преследования.

Это уголовно-процессуальная ответственность за уголовно-процессуальное правонарушение, необходимым элементом которого является вина. Поэтому теоретически кроме факта нарушения обвиняемым меры пресечения требуется доказать вину и бездействие поручителя, недобросовестность исполнения им своих обязанностей. Однако на практике это доказать очень сложно, поскольку действия поручителя, обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого, имеют непроцессуальный характер, точно не предусмотрены законом. Проблема решается с помощью презумпции виновности: поручитель освобождается от ответственности, если докажет, что добросовестно выполнял свои обязательства (несмотря, например, на то, что обвиняемый скрылся).

Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части. Передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части состоит в возложении на командование воинской части, соединения, начальника военного учреждения, где служат или проходят учебные или иные сборы (занятия) подозреваемый или обвиняемый, обязанности по обеспечению их надлежащего поведения.

В соответствии с законом «О статусе военнослужащих», статус военнослужащих имеют:

- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе слушатели и курсанты военных учебных заведений, других учреждений образования, осуществляющих подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил Республики Беларусь и других войск и воинских формирований Республики Беларусь;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;

- граждане, проходящие службу в резерве, – при нахождении на занятиях или учебных сборах, определенных программами подготовки резервистов;

- военнообязанные – при нахождении на военных или специальных сборах.

Командованию, под наблюдение которого передается подозреваемый или обвиняемый, вручается копия постановления (определения) о применении указанной меры пресечения. Об установлении наблюдения командование воинской части письменно уведомляет орган, применивший эту меру пресечения.

Военнослужащий на время действия меры пресечения находится под постоянным наблюдением непосредственных командиров, начальников, суточного наряда. Его не назначают в караул или наряды, связанные с ношением оружия или специальных средств, а также он не может быть направлен на производство работ за пределы расположения части. Он лишается и права увольнения, ему не предоставляется отпуск. Командование для выполнения возложенной на него обязанности по наблюдению за подчиненными ему подозреваемым или обвиняемым вправе принимать и другие соответствующие меры, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, которые способны обеспечить надлежащее поведение этих лиц. Вызов подозреваемого или обвиняемого в орган, ведущий уголовный процесс, при применении этой меры пресечения должен осуществляться через командование воинской части, которому поручено осуществлять наблюдение за их надлежащим поведением.

По истечении срока службы военнослужащего или по окончании времени сборов эта мера пресечения должна быть изменена.

В случаях совершения подозреваемым или обвиняемым действий, для предупреждения которых была применена данная мера пресечения, командование обязано немедленно сообщить об этом органу, применившему эту меру пресечения.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр. Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства о том, что несовершеннолетние подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не скроются от органа уголовного преследования и суда, не будут препятствовать расследованию дела и рассмотрению его судом и не будут заниматься преступной деятельностью.

Отдача несовершеннолетнего под присмотр указанных лиц возможна лишь по их письменному ходатайству. При этом они ставятся в известность о характере преступления и их ответственности в случае нарушения принятых на себя обязанностей по присмотру.

На лиц, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае невыполнения ими принятого обязательства может быть наложено судом денежное взыскание в размере от ста до пятисот базовых величин. Основанием для этого является протокол о нарушении, составленный органом уголовного преследования.

Залог. Залог заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в депозит органа предварительного расследования или суда денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Сумма залога определяется с учетом тяжести преступления, личности подозреваемого или обвиняемого, имущественного положения залогодателя. При определении конкретной суммы залога следует исходить из того, что размер залога не должен прямо зависеть от причиненного ущерба или суммы заявленного гражданского иска, так как для их обеспечения применяется наложение ареста на имущество. Залог эффективен, когда обвиняемому грозит наказание в виде штрафа и сумма залога с ним сопоставима. При этом минимальная сумма залога составляет сто базовых величин.

Залог не может применяться в отношении лиц, не возместивших имущественный вред, причиненный преступлением, а также лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких либо особо тяжких насильственных преступлений.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются сущность подозрения, обвинения лица, в отношении которого применяется данная мера пресечения. Копия постановления (определения) вручается залогодателю для внесения залога.

В случае уклонения подозреваемого или обвиняемого от явки по вызову органа уголовного преследования и суда мера пресечения изменяется на более строгую, а залог обращается в доход государства по судебному решению. Основанием для этого является протокол о нарушении подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным залогом.

В остальных случаях при разрешении дела по существу залог возвращается залогодателю.

Домашний арест. Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением ряда правоограничений.

Домашний арест может сопровождаться следующими мерами, применяемыми как в отдельности, так и в допустимой совокупности:

1) запретом выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запретом телефонных переговоров, отправления корреспонденции и использования средств связи;

3) запретом общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя;

4) применением электронных средств контроля и возложением обязанности носить при себе эти средства и обслуживать их работу;

5) возложением обязанности отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого;

6) установлением наблюдения за подозреваемым или обвиняемым или его жилищем, а также охраной его жилища или отведенного ему в жилище помещения;

7) другими подобными мерами, обеспечивающими надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

При установлении и исполнении конкретных запретов следует иметь в виду, что не могут быть ограничены процессуальные права обвиняемого и подозреваемого на участие в судебных заседаниях; на отправку письменных жалоб, получение по почте повесток и других процессуальных документов, ведение устно или по телефону переговоров с защитником и т.д. Устанавливаемые судом ограничения должны обеспечивать цели мер пресечения, а не ущемление прав обвиняемого (подозреваемого).

Основания и порядок применения в качестве меры пресечения домашнего ареста, установления и продления его срока, отмены домашнего ареста регулируются соответствующими нормами УПК, относящимися к мере пресечения в виде заключения под стражу.

Мера пресечения в виде домашнего ареста при нарушении возложенных на подозреваемого или обвиняемого обязанностей и установленных для них правоограничений может быть изменена на заключение под стражу.

О применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий уголовный процесс, сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде домашнего ареста для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под домашний арест иностранного гражданина или лица без гражданства.

Заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления.

В исключительных случаях рассматриваемая мера пресечения может быть применена:

- по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если подозреваемый, обвиняемый не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь, или не установлена их личность;

- к подозреваемым или обвиняемым, которые скрылись от органов уголовного преследования или суда, независимо от предусмотренного за совершенное преступление наказания.

В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы ее избрания.

При решении вопроса о даче санкции или вынесении постановления о заключении под стражу прокурор или его заместитель либо руководители СК, КГБ обязаны изучить все собранные материалы и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

В случае отказа в даче санкции повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

О применении меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования или суд обязаны уведомить лиц, указанных в ч. 1 ст. 115 УПК, а также при применении этой меры пресечения в отношении лиц, дети которых остаются без попечения родителей, – не позднее следующего дня после принятия указанного решения уведомить управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства этих лиц для обеспечения государственной защиты детей, при применении этой меры пресечения в отношении пенсионера – уведомить орган, выплачивающий ему пенсию, при применении этой меры пресечения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства – по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства сообщить об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь не позднее одних суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства заключенных под стражу иностранного гражданина или лица без гражданства.

Мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев. Данный срок исчисляется со времени заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу и до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. При этом в него засчитывается время нахождения лица в местах лишения свободы (изоляторах временного содержания и иных местах содержания арестованных в органах внутренних дел и иных органах, ведущих досудебное производство), время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства в связи с выдачей его Республике Беларусь для осуществления уголовного преследования, а также время принудительного пребывания в психиатрическом стационаре, иной государственной организации здравоохранения лица, помещенного в этот стационар (эту государственную организацию) с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя СК, Председателя КГБ или лиц, исполняющих их обязанности, или по постановлению (определению) суда.

Срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен до трех месяцев прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в установленный срок при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до шести месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается лишь в отношении:

- лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений;

- лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих пост

Наши рекомендации