Источники уголовно-процессуального права, их понятие и система
Под источниками права в юридическом смысле обычно понимается та или иная внешняя форма выражения правовых норм.
В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального права являются только законы. Никакие иные нормативные правовые акты не могут определять уголовный процесс.
Основным источником уголовно-процессуального права является уголовно-процессуальный закон.
Уголовно-процессуальный закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, регулирующий порядок производства по материалам и уголовному делу, деятельность органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса.
Основные свойства уголовно-процессуального закона следующие:
1) уголовно-процессуальный закон — это обладающий высшей юридической силой акт законодательной власти государства;
2) он регулирует процедуру уголовного процесса, т.е. порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел;
3) этот акт регламентирует деятельность органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса.
Им устанавливается единый порядок процесса, обязательный по всем уголовным делам и для всех участников уголовного процесса.
В Республике Беларусь в качестве уголовно-процессуального закона выступает кодифицированный законодательный акт – Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
Важнейшим источником уголовно процессуального права является Конституция, которая составляет первооснову уголовно-процессуального законодательства. Она имеет прямое действие и преимущественную юридическую силу по отношению к другим законам. Поэтому если какая-либо норма, содержащаяся в законе, противоречит Конституции, применяется Конституция.
Конституция регламентирует целый ряд важнейших вопросов уголовно-процессуального права. В частности, в Конституции названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе: принципы законности (ст. 1, 7), независимось судей и подчинение их только закону (ст. 110), неприкосновенности личности (ст. 25), презумпции невиновности (ст. 26), состязательности (ст. 115) и др.
Уголовно-процессуальные нормы могут содержаться в иных законах. Данные нормы не должны противоречить УПК и Конституции и подлежат приведению в соответствие с ними. Если в какой-либо закон включаются новые уголовно-процессуальные нормы, они могут применяться только после того, как будут инкорпорированы в УПК. Названные правила предохраняют уголовный процесс от проникновения в него чужеродных норм, не отвечающих демократическим принципам судопроизводства и противоречащих внутренней системе УПК.
Законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы, можно подразделить на две группы:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в УПК;
2) комплексные законы.
Законы, вносящие изменения и дополнения в УПК, после вступления в силу "сливаются" с Уголовно-процессуальным кодексом и самостоятельного значения не имеют. В процессе производства по уголовному делу применяются не нормы Закона, вносящего изменения и дополнения, а статьи УПК с изменениями и дополнениями или в новой редакции.
В комплексном Законе содержатся нормы нескольких отраслей права, в том числе и уголовно-процессуального. К числу таких законов можно отнести кодекс "О судоустройстве и статусе судей", Уголовно-исполнительный кодекс, законы "О прокуратуре", "Об органах внутренних дел", "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "Об оперативно-розыскной деятельности".
К числу источников уголовно-процессуального права следует относить также международные договоры. В соответствии со ст. 4, УПК, международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с УПК. Согласно ст. 33 закона «О международных договорах Республики Беларусь», нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Такое согласие может быть выражено, в частности, ратификацией международного договора, которая осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона.
В соответствии с законом «О международной правовой помощи по уголовным делам», международная правовая помощь оказывается в рамках международных договоров или на основе принципа взаимности (в соответствии с принципом взаимности, международная правовая помощь оказывается на основе письменного обязательства от имени государства оказать аналогичную правовую помощь при отсутствии соответствующего международного договора). В первом случае используется порядок, предусмотренный договором. При этом надо учитывать, что если международным договором Республики Беларусь он не определен, то при оказании правовой помощи применяется порядок, установленный УПК. Этот же порядок, который нашел свое закрепление в главе XV УПК, реализуется во втором случае.
В УПК имеется ряд бланкетных норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам, поэтому данные акты также относятся к источникам уголовно-процессуального права. Например, в ч. 4 ст. 148 УПК предусмотрено, что если процессуальные отношения, возникшие в связи с гражданским иском, не урегулированы УПК, то применяются нормы гражданского процессуального законодательства, если они не противоречат УПК.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о правовой природе заключений и решений Конституционного Суда. Прежде всего, компетенция Конституционного Суда распространяется на толкование законов и установление их соответствия Конституции, а не на издание самих законов или иных нормативных актов. Издавая общеобязательные заключения, Конституционный Суд определяет судьбу актов или их отдельных положений, признанных им неконституционными. Эти акты или их части утрачивают силу в соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции. Не будучи вправе принять позитивное решение и создать новую норму взамен признанной не соответствующей Конституции, Конституционный Суд признавал в ряде случаев необходимым, чтобы этот вопрос был решен парламентом. Сказанное выше дает основание для вывода о том, что решения Конституционного Суда не могут быть признаны источниками права вообще и уголовно- процессуального права в частности.
Не могут быть признаны источниками права постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, поскольку в них только даются в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Таким образом, в данных постановлениях также не могут содержаться нормы права. В то же время разъяснения Пленума Верховного Суда способствуют правильному пониманию и единообразному применению закона судами, другими органами и должностными лицами.
Аналогичную роль играют акты Генерального прокурора Республики Беларусь. Генеральный прокурор издает обязательные для работников органов прокуратуры приказы, указания, распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры, в том числе относящиеся к производству предварительного следствия, поддержанию прокурорами государственного обвинения в судах и т.д. В ряде этих документов содержатся обязательные для прокурорских работников разъяснения и по поводу содержания и применения норм уголовно-процессуального права.