Процессуальный порядок направления запроса о правовой помощи в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Основанием оказания всех видов правовой помощи является международный запрос о правовой помощи по уголовным делам (в некоторых международных актах этот документ называется поручением, ходатайством или просьбой о взаимной помощи; несмотря на разные названия, по сути они тождественны), под которым понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации и УПК РФ, документ, направляемый в соответствующий орган или должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.
Запрос должен быть оформлен надлежащим образом и содержать следующие основные реквизиты, предусмотренные ст.454 УПК и международными договорами: [4]
1) наименование органа, от которого исходит запрос;
2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
3) наименование уголовного дела и характер запроса;
4) данные о лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Запрос может содержать и другие сведения, необходимые для исполнения поручения, в соответствии со с.74 Минской конвенции 1993 г., ст.14 Конвенции о правовой помощи 1959 г.. Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г. предусматривает включение в поручение цели, с которой сделан запрос, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин, что указано в ст.13.
Запрос составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч.2 ст.453 УПК и международным договором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашивающего учреждения.
Составляя запрос, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, описывает фабулу совершенного преступления, а также все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством, и последовательность их проведения. Так, в запросе о производстве допроса свидетеля необходимо сформулировать вопросы.
В запросе излагаются также способы исполнения поручения. Например, в запросе о производстве следственного действия, следует указать на необходимость составления протокола в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие.
К запросу прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения запроса, в том числе из уголовного закона - с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. При необходимости выполнения запроса о производстве следственного действия (выемки, обыска, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т.д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с запросом следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.
Запрос, направляемый в страны СНГ, составляется на русском языке, а при возможности - на государственном языке запрашивающего (запрашиваемого) государства. В случае исполнения документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.[5]
Государствам - участникам европейских конвенций запрос и прилагаемые к нему документы направляются в переводе на государственный язык запрашивающего (запрашиваемого) государства, который заверяется подписью и печатью. В соответствии со ст.23 Конвенции о выдаче 1957 г. "запрашиваемая Сторона может потребовать перевод на один из официальных языков Совета Европы по своему выбору".
Запросы исполняются в сроки, непосредственно указанные в нем или в международном договоре либо установленные национальным законодательством. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется направление запроса по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, что позже подтверждается письменным оригиналом.
Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам правовой помощи.
Например, Минская конвенция содержит требование об указании в поручении о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно,. Данное требование указано в ст.61.
Поручение о передаче на время свидетеля или потерпевшего, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории запрашиваемого государства, должно дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве, согласно ст.7 Минской конвенции 1993 г. Поручение, содержащее ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, должно содержать обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи со свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.[6]
Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания или прокурор (далее - следователь) выносит постановление.
Эти доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями ст.455 УПК.
В соответствии с Минской конвенцией каждый лист протокола следственного действия, произведенного в соответствии с международным поручением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.
В необходимых случаях возможно присутствие представителей правоохранительных органов запрашивающей стороны при производстве следственных действий. В связи с этим по просьбе запрашивающего учреждения ему своевременно должно сообщаться о времени и месте исполнения поручения следуя ст.4 Конвенции о правовой помощи 1959 г., п.3 ст.8 Минской конвенции 1993 г. При необходимости выезда следователя для присутствия при проведении следственных действий на территории другого государства нужно получить на это письменное согласие последнего.
Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.
Согласно ст.9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.
Вызываемые для дачи показаний участники уголовного процесса имеют следующие гарантии: они не могут быть независимо от своего гражданства привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения его государственной границы, а также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства, согласно ч.4 ст.456 УПК. Однако указанные лица утрачивают названную гарантию, если они не оставят территорию запрашивающего государства, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В названный срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию государства.[7]
Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.
Явка названных участников уголовного процесса из другого государства в органы расследования стран СНГ является их правом, а не обязанностью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.
При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны может быть по решению Генерального прокурора (прокурора) запрашиваемого государства передано на время производства указанных следственных действий. На него распространяются гарантии, предусмотренные п.9 Минской конвенции. При этом должны быть соблюдены два условия:
1) указанное лицо продолжают содержать под стражей;
2) оно подлежит возвращению в установленный срок.
Передача на время лица не производится:
если не получено его согласие на такую передачу;
в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;
если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.
Если в поручениях о производстве допроса в порядке оказания правовой помощи содержатся вопросы, которые запрашивающая сторона считает необходимым задать, это должно быть осуществлено в обязательном порядке.
Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности, исходя из требований ч.2-4 ст.457 УПК.
Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.
Таким образом, тенденции развития современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных механизмов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса.
Для достижения этой цели важно, используя опыт России в практике осуществления международных связей по борьбе с преступностью, обеспечить их правовое регулирование, с учетом национальных интересов, как на международном уровне, так и внутреннем законодательстве страны.