Общая характеристика и структура УПК РФ.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовное судопроизводство в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты - с учетом их общих свойств, черт и проявлений, - призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается запрещение данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам
Характеризуя УПК, следует выделить принципиально новые черты уголовного судопроизводства.
1. УПК создал такую систему, процедуру уголовного судопроизводства, которая имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства. В УПК определен такой порядок уголовного преследования и обвинения, который направлен на обеспечение неотвратимости наказания при доказанной вине обвиняемого и в то же время на ограждение личности от незаконных и необоснованных обвинений, ограничений ее прав и свобод. "Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию" (ст. 6 УПК).
2. В соответствии с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) определены его принципы. Выделение в УПК специальной главы "Принципы уголовного судопроизводства" (этого не было в УПК РСФСР) подчеркивает, какие именно нормы УПК, основанные на Конституции РФ, определяют положение человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, обеспечивают его конституционные права и свободы. В новом УПК воплощены положения Конституции РФ о презумпции невиновности, об обеспечении права на защиту каждого гражданина, о судебном порядке применения наиболее строгих мер пресечения, о производстве ряда следственных действий только с разрешения суда, ведение судебного разбирательства на началах равенства сторон и состязательности
3. В УПК проведено четкое и последовательное разделение процессуальных функций. В разделе II "Участники уголовного судопроизводства" определены полномочия суда (гл. 5), полномочия государственных органов и должностных лиц и права граждан - участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6) и со стороны защиты (гл. 7). Это разделение полномочий суда и сторон проведено последовательно через весь УПК и особенно ярко выражено в правилах, процедуре судебного разбирательства
4. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на одного и того же субъекта. Суд занимает в процессе особое место как орган судебной власти, на который возложена обязанность разрешения дела, не выступая при этом на стороне обвинения или защиты. Поэтому суд лишен права возвращать прокурору дела для дополнительного расследования.
5. Значительно расширены диспозитивные права граждан, поскольку ряд решений зависит от их желания и согласия (например, возбуждение дела частного обвинения и его прекращение, прекращение дел публичного обвинения (небольшой и средней тяжести) за примирением сторон, вследствие деятельного раскаяния и возмещения вреда подозреваемым или обвиняемым).
6. Новым является и включение в УПК раздела "Ходатайства и жалобы" (раздел V), который содержит важнейшие положения, касающиеся прав лиц, чьи права и интересы могут быть реализованы путем обращения с ходатайствами или защищены путем обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
7. К основным положениям относится глава "Реабилитация" (гл. 18), регламентирующая основания возникновения права на реабилитацию и порядок реализации этого права.
8. В УПК предусмотрен ранее не известный российскому законодательству "Особый порядок судебного разбирательства" (раздел X), когда при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением приговор постановляется без проведения судебного разбирательства. Закон указывает основания и порядок заявления обвиняемым такого ходатайства и порядок вынесения решения по делу, что расширяет диспозитивные права обвиняемого.
9. В УПК проведена дифференциация производства в суде первой инстанции, касающаяся как состава судей (единоличный судья, судья и два народных заседателя до 2004 г., трое профессиональных судей с 2004 г., судья и двенадцать присяжных заседателей), так и порядка производства по делу в суде первой инстанции в судах общей юрисдикции (раздел IX); особенности производства у мирового судьи (раздел XI); особенности производства в суде с участием присяжных заседателей (раздел XII).
10. Производство в суде второй инстанции включает "апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу" (гл. 43), устанавливая их общие черты и различия.
11. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда (раздел XV) включает производство в порядке надзора (гл. 48) и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49). Эти виды пересмотра были предусмотрены и в УПК РСФСР, но они претерпели существенные изменения в самом порядке пересмотра и возможностях для осужденного использовать их для отмены или изменения неправосудного приговора, определения, постановления. Новым является основанный на ст. 50 Конституции запрет отмены оправдательного приговора или обвинительного приговора суда ввиду мягкости назначенного наказания, так как отмена приговора влекла бы за собой новое судебное разбирательство и вторичное осуждение лица за то же деяние, что недопустимо.
12. Дифференциация процедуры судопроизводства предусмотрена и по отдельным категориям дел: это производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50); производство о применении принудительных мер медицинского характера (гл. 51).
13. Впервые в УПК имеется специальный раздел, регулирующий особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (раздел XVII). Здесь речь идет о лицах, статус которых дает право на определенные гарантии при решении вопросов о возбуждении против них уголовного дела, задержании, избрании мер пресечения, подсудности и др.
14. Новый (XVIII) раздел УПК посвящен порядку взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Кодекс состоит из шести частей: "Общие положения", "Досудебное производство", "Судебное производство", "Особый порядок уголовного судопроизводства", "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства", "Бланки процессуальных документов", 19 разделов, 57 глав, 477 статей.
При применении норм, регулирующих полномочия, права, производство, в отдельных стадиях необходимо обращение к "Общим положениям" (часть первая), которые в сочетании с конкретными нормами должны обеспечивать соответствие правоприменительной деятельности закону. Здесь следует учитывать и раскрытие важнейших понятий в ст. 5 УПК.
Впервые к УПК включены образцы бланков процессуальных документов, в которых фиксируются проведение процессуальных действий и их результаты (протоколы) и решения (постановления, определения, приговор). Эти бланки должны способствовать единообразному и точному соблюдению закона при составлении процессуальных документов.
17. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени. В ст. 4. УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона во времени» сказано: «При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом».
В соответствии с этой статьей пределы действия уголовно-процессуального закона во времени определяются моментом проведения соответствующего следственного, судебного, иного процессуального действия или принятия процессуального решения, и они не зависят ни от момента совершения преступления, ни от момента возбуждения уголовного дела.
Согласно Федеральному закону от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 23 апреля 1999 г. № 185-ФЗ) законы, в том числе и уголовно-процессуальные, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
По общему правилу, уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы. Однако это не относится к тем нормам, которые определяют процессуальный механизм реализации уголовно-правовых институтов, устанавливающих ответственность за преступления и освобождение от ответственности и наказаниям которые являются производными от соответствующих уголовно-правовых институтов. На них в силу ст. 54 Конституции РФ распространяются правила об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, и о недопущении применения закона, устанавливающего или усиливающего ответственность.
Положениями ст. 54 Конституции РФ, а не ст. 4 УПК РФ определяется и порядок применения уголовно-процессуальных норм, устанавливающих или усиливающих ответственность за процессуальные нарушения.
Если вновь принятый закон вносит изменения в уже возникшие процессуальные правоотношения и при этом ограничивает права его участников, должен применяться не новый, а прежний закон, на основе которого и возникли эти правоотношения.
Пределы действия уголовно-процессуального закона в пространстве. В ст. 2 УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона в пространстве» сказано: «Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное». Поэтому определяющим в регламентации действия уголовно-процессуального закона в пространстве является принцип государственного суверенитета, исключающий на территории независимого и суверенного государства деятельность (в том числе уголовно-процессуальную) представителей власти другого государства и применение законодательства другого государства. Но вместе с тем допускается возможность установления иных правил действия уголовно-процессуального закона в пространстве, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Подобные договоры могут быть как многосторонними (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней), так и двусторонними (в основном это договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Во второй части ст. 2 УПК РФ сказано: «Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации». Данное положение распространяется на дела о преступлениях, совершенных на территории России (в том числе на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом Российской Федерации и приписанном к порту Российской Федерации).
Пределы действия уголовно-процессуального закона по кругу лиц. В ст. 3 УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства» сказано:
«1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.
2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации».
Из этой статьи следует, что правила, установленные УПК РФ, распространяются в равной мере как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в случаях, если преступление совершено ими на территории Российской Федерации или если преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, направлено против интересов Российской Федерации, либо в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. На этих лицах лежат такие же, как и на гражданах Российской Федерации, процессуальные обязанности; они обладают такими же процессуальными правами.
В отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (послы, военные атташе и др.), независимо оттого, в каком процессуальном качестве они выступают, процессуальные действия могут совершаться лишь по их просьбе или с их согласия.