Понятие, структура и виды уголовно-процессуальных норм.
Уголовно-процессуальная норма – это записанное в законе обязательное правило, содержащее указание на основание и условия его применения, субъектов регулируемых отношений, их права и обязанности, санкции за неисполнение обязанности или за нарушение запрета. Уголовно-процессуальные нормы изложены в форме статьи закона. Различные нормы выполняют различные ф-ции в процессе правового регулирования. Одни носят общий для всей деятельности характер, другие – условия производства в определенной стадии, третьи регулируют условия и порядок конкретного следственного или судебного действия и т.д.
выделяются нормы:
*разрешительные – суб-т вправе совершать определенные действия
*запретительные – суб-ту запрещено осуществлять какие-либо действия.
*большинство уг-проц норм относится к обязывающим, императивным.
*нормы, предоставляющие определенные права, адресованы в своем большинстве гражданам – участникам процесса, от воли которых зависит, воспользоваться или не воспользоваться предоставленным правом.
Уг-проц. норма должна содержать:
*при каких обстоятельствах следует руководствоваться данной нормой
*кто считается суб-ми отношения, регулируемой данной пр. нормой, и какое поведение предписывается или дозволяется ею каждому из участников правоотношения
*какие последствия влечет за собой неисполнение предписаний конкретной нормы.
Данные указания составляют структуру уг.-проц. нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза указывает условия, при которых следует поступать определенным образом. Диспозиция – само правило (например, оглашение в суде показаний). Санкция – последствие неисполнения нормы.
Санкция не считается обязательной частью статьи уг-проц закона и может распространяться только на норму, изложенную в этой статье, или в одной статье может быть изложена санкция за нарушение ряда норм уг-проц. закона.
Источники уг-процесс. права
Источники права – это формы выражения и закрепления норм права. Относительно источников уг-процесс права, ими могут быть только законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международными договоры.(ст 1УПК). Другие нормативные акты не могут быть, тем более, судеб. прецедент, правовой обычай – Только законы! Исходя из ст.71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе.
1. Конституция РФ 1993 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. занимает вверх иерархической лестницы н.актов. Содержит принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса (равенство всех перед з и с., неприкосновенность личности, неприк-сть частной жизни, тайна переписки, телеф переговоров, презумпция невиновности, гласность судопроизводства и т. д)
2.Международные правовые нормы
.Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948
Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950.
Международный пакт о гражд. и полит. правах 1966
Декларация прав и свобод человека и гр-на РФ 1991
3. ФКЗ «О конституционном Суде» «О судебной системе» «О мировых судьях» «О военных судах»
4.ФЗ. Кодифицированные
УПК – основной центральный источник и основной закон!!!!
ФЗ «об органах ФСБ», «о прокуратуре», «о полиции», «об опер.-розыск. деятельности», «об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», «о судебных приставах», «о статусе судьи»
5. Не являются источниками права, но нельзя не обращать внимание на:
Постановления КонстСуда РФ
Постановления Пленума ВС РФ
Верх Суд изучает, обобщает практику, даёт разъяснения, способствуют правильному и единообразному применению закона на всей тер-ии РФ. Однако Пост Пленума могут лишь разъяснять нормы, но не создавать их.
Конст Суд проверяет на соответствие Конституции нормы зак-ва. В ходе этой деятельности он издаёт определения и Постановления. В этих документах выражена правовая позиция Кост Суда. И соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей тер–ритории РФ. Не создаёт норм права, но признанные не соответствующей Конституции нормы, не подлежат применению и не действуют.