Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Когда достигнуты цели уголовного права до истечения срока наказания целесообразно применить условно-досрочное освобождение - это право суда. Условно досрочным называется потому, что если досрочно отпущенный при негативном поведении может вернуться снова в тюрьму.

Условно-досрочное освобождение может применяться к лицам, отбывающим наказание в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы.

Вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в исправительно-трудовом учреждении.

Есть два условия применения условно досрочного освобождения: поведение свидетельствующее об исправлении осужденного и обязательное отбытие определенной части наказания:

Ø не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

Ø не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

Ø не менее трех четвертей срока наказания, назначенное за особо тяжкое преступление, а также трех четвертей срока наказания, назначенному лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям ч.7 ст.79.

При условно-досрочном освобождении суд может возложить на осужденного обязанности такого же рода, как и при условном осуждении.

При нарушении требований условно-досрочного освобождения, оно отменяется. Такими нарушениями необходимо считать:

Ø уклонение от исполнения возложенных на лицо обязанностей;

Ø совершение умышленного преступления в течение неотбытой части наказания;

Ø совершение по неосторожности нового преступления в течение того же времени.

29. Понятие и содержание принудительных мер воспитательного характера за совершенное преступление несовершеннолетним.

Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия имеет свою специфику: определение конкретных органов, для исполнения принудительных мер, основания применения (совершения преступления небольшой или средней тяжести впервые), виды назначаемых мер.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия:

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений. Предупреждение выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характера и степени неосознанного им морального вреда. Несовершеннолетнему разъясняются и последствия, которые могут наступить для него в случае совершения им нового преступления, которые выражаются либо в привлечении его к уголовной ответственности, если предупреждение применялось в порядке освобождения от нее, либо в назначении наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, если предупреждение применялось в порядке освобождения от наказания.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением, которое может выражаться в следующих действиях: организации и проведении досуга, способности оказывать влияние на подростка своим авторитетом и личным примером. Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях и т.п.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение определяется наличием у несовершеннолетнего самостоятельных доходов: заработок, стипендия и т.д. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него постоянно или временной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и т.д.

Ø Заглаживание причиненного вреда (материального и морального характера) может осуществляться в следующих формах:

Ø возмещение стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств;

Ø своим трудом с соблюдением КЗОТ;

Ø уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением и т.п.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего состоит в определенных законом или рекомендованных применяющим воспитательную меру органам особых требованиях, предъявляемых к поведению несовершеннолетнего.

Законом предусмотрены следующие требования к поведению несовершеннолетнего на период применения к нему воспитательной меры: запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга и т.д. (см. ч.4 ст.91 УК), однако перечень в законе является открытым. Срок действия этой нормы в законе не определен, и назначается строго индивидуально. Эти меры могут применяться и к лицам от 18 до 20 лет как одна из форм освобождения от уголовной ответственности.

5. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.Суть этой меры состоит в том, что происходит изоляция несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специализированное учреждение, на срок не превышающий максимального срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК. Помещение несовершеннолетнего в спец. учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения. В лечебно-воспитательные учреждения помещают подростков нуждающихся в лечении (в связи с психическими отклонениями, иными заболеваниями) и воспитательной работе. Минимальный срок пребывания осужденного равен минимальному сроку наказания в виде лишения свободы, предусмотренный соответствующей статьей УК. Возможно досрочное освобождение от пребывания в спец. учреждении.

30. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях - поселениях;

б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;

в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;

г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно - исполнительным законодательством Российской Федерации.

В качестве критериев, которыми руководствуется суд при назначении вида исправительного учреждения, закон устанавливает характер вины (неосторожное или умышленное преступление); факт прежнего отбывания наказания в виде лишения свободы, упоминая лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и осужденных, ранее отбывавших лишение свободы; признаки рецидива и особо опасного рецидива, категорию преступления, срок наказания, пол осужденного.

В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах устанавливаются общий и строгий виды режима. Пункт 3 ст. 87 предусматривает перевод осужденного из одних условий отбывания наказания в другие при наличии законных оснований, но по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления. Это правило основано на предположении, что суд назначает наказание в наиболее строгом варианте, т.е. имеет место расширительное толкование приговора суда. Иначе пришлось бы допустить, что комиссия исправительного учреждения вправе усилить приговор суда, что противоречило бы Конституции РФ.

Наши рекомендации