Назначение уголовного судопроизводства. Охрана прав личности при производстве по уголовному делу
Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при производстве по уголовным делам впервые появился в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 11 УПК), он является одним из наиболее прогрессивных и демократичных в современной системе принципов уголовного судопроизводства. В основе данного принципа лежит положение, предусмотренное ст. 2 Конституции РФ. о том, что соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека является обязанностью государства, а также и другие конституционные нормы, устанавливающие реально действующий характер прав и свобод человека, гарантирующие государственную, судебную и международную защиту прав и свобод человека.
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве состоит из комплекса мер, направленных на создание условий по реализации субъективных прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, восстановление этих прав в случае нарушения и обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их близких.
С одной стороны, деятельность по охране прав и законных интересов личности в уголовном процессе носит превентивный характер, охраняя права и свободы от посягательств и возможных нарушений, а с другой, - выполняет защитную правовосстановительную функцию.
Специфика правоотношений по охране прав личности в уголовном судопроизводстве заключается в том, что государственные органы и должностные лица, ведущие производство по делу, обязаны создавать все условия для реализации прав и свобод личности, разъяснять участникам процесса их права и обязанности и обеспечивать возможность их использования, однако, фактическое осуществление гражданами своих прав зависит от их личного усмотрения.
Хотя деятельность должностных лиц органов уголовной юстиции преследует различные цели, одной из задач являетсяобеспечение прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Закон возлагает на суд, прокурора, следователя, дознавателя обязанность разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
Одним из составляющих принципа охраны прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам является обеспечение прав лиц, обладающих свидетельским иммунитетом. Свидетельский иммунитет - предусмотренная ст. 51 Конституции РФ и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК возможность не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков).
Право не свидетельствовать против себя самого и своих близких должно быть разъяснено лицам, обладающим свидетельским иммунитетом, должностными лицами, ответственными за производство по делу. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден дознавателем, следователем, прокурором и судом о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний.
Охрана прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве предполагает защиту наиболее важных законных интересов личности, к числу которых относится личная и имущественная безопасность участников процесса, а также безопасность близких им лиц. Так, при наличии достаточных данных о том, что участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.
Круг лиц, угроза которым обязывает должностных лиц, ответственных за производство по делу, принимать меры безопасности, достаточно широк. Его составляют все участники процесса, а также их близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) и близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.
К числу мер безопасности, принимаемых соответствующими должностными лицами, относятся:
- приведение в протоколах следственных действий псевдонимов потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц вместо настоящих данных о личности (ч. 9 ст. 166 УПК);
- контроль и запись телефонных и иных переговоров, осуществляемые по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц или по решению суда (ч. 2 ст. 186 УПК);
- предъявление лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК);
- проведение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК);
- проведение допроса свидетеля в судебном заседании в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками процесса, и без оглашения подлинных данных о его личности (ч. 5 ст. 278 УПК);
- иные меры безопасности (ч. 3 ст. 11 УПК).
Помимо этого, вышеуказанные меры могут применяться также и к подозреваемому и обвиняемому, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (гл. 40.1 УПК), а также его близким родственникам, родственникам и близким лицам в случае возникновения угрозы их безопасности (ст. 317.9 УПК).
Правовосстановительная роль принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве заключается в том, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению. Основания и порядок возмещения вреда предусматриваются гл. 18 УПК. В случаях, когда основания для возмещения ущерба, причиненного лицу в результате нарушения его прав и свобод должностными лицами органов уголовной юстиции, иные, нежели предусмотренные гл. 18, и не связаны с реабилитацией гражданина, вопросы возмещения вреда решаются в порядке гражданского судопроизводства.