Действие уголовно-процессуального закона во времени и пространстве

В соответствии со ст. 4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ.

Действующим является закон, который вступил в силу и не утра­тил ее к моменту выполнения определенного процессуального дейст­вия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулиру­ется

общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания», а также

специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Уголовно-процессуальному закону свойственно только немед­ленное действие во времени(распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу). Это означает, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст. 10 УК РФ), отсутствует.

В соответствии со ст. 10 УК РФ все три случая действия уголовного закона с обрат­ной силой связаны только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизвод­стве

всегда затрагиваются интересы двух сторон — обви­нения и защиты;

уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь бо­лее простой или более сложный порядок производства по уголовно­му делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и нака­заний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыска­ние, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсут­ствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает по­ложение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.

Утрата уголовно-процессуальным законом силы означает, что закон прекращает свое действие, и его нормы не применяются к тем отношениям, которые возникли после этого. Это может произойти в результате

официальной отмены закона;

замены (фактической отме­ны) закона.

Замена уголовно-процессуального закона обычно выражается в том, что законодатель принимает новый закон, регулирующий те же общественные отношения, что и прежний, но при этом офици­ально не отменяет его действие. В подобной ситуации бывает сложно определить, в какой мере новый акт отменяет прежний. Это устанав­ливается путем толкования, что не исключает возможности приня­тия необоснованных решений, поэтому интересам прочного право­порядка более соответствует указание самим законодателем на акты, утратившие силу.

Отмена уголовно-процессуального закона предполагает его упразднение компетентным государственным органом, фиксируе­мое в законодательном акте путем:

издания самостоятельного за­кона, устраняющего юридическую силу другого закона;

издания перечня законов, утративших юридическую силу в связи с приняти­ем нового уголовно-процессуального закона;

указания на отме­ну в новом законе, заменяющем предыдущий;

указания на отмену в законе о порядке введения в действие вновь принятого уголовно-процессуального закона.

Во всех случаях при отмене четко, ясно и однозначно фиксирует­ся то обстоятельство, что конкретный закон или норма теряют свою юридическую силу.

Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юри­дической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы закона не соответствующими Кон­ституции РФ.

Определенную специфику имеет действие уголовно-процес­суального закона в ночное время, под которым понимается про­межуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК РФ), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени. В ночное время, в частности,

запре­щается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164УПК РФ), за исключением случаев, не терпя­щих отлагательства,

присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).

В уголовно-процессуальном законе используются и такие понятия, как рабочее время (ч. 2 ст. 298, ч. 3 ст. 341 УПК РФ), рабо­чий день (ч. 2 ст. 298 УПК РФ), нерабочее время и нерабочий день (ст. 128 УПК РФ).

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве

Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной террито­рии, называется территориальной. Именно она закреплена в ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой независимо от места совершения престу­пления производство по всем уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не предусмотрено иное.

Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответ­ствии с нормами международного права и включает в себя террито­рии субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воз­душное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Про­странственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанав­ливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.

К объектам, приравненным к государственной территории, от­носятся водные (морские и речные) и воздушные судна, приписан­ные к портам РФ. В связи с этим производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах, находящихся за преде­лами территории России, под флагом или с опознавательным знаком России, если они приписаны к порту нашей страны, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).

Российские военный корабль или военное воз­душное судно считаются территорией РФ, где бы они ни находились, а иностранное военное судно — соответственно, территорией госу­дарства флага.

Принцип территориальности имеет исключение — экстеррито­риальность, т.е. внеземельность. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания ино­странных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют осо­бый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судо­производства. Какие бы то ни было посягательства на здание посоль­ства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Иног­да это исключение называют дипломатическим, или правовым, им­мунитетом.

Иммунитет распространяется на территории посольств и дипло­матических представительств, а также — на основании международ­ных договоров — на места расположения иностранных воинских со­единений на территории другого государства.

Замечание: УПК РФ, регламентируя действие уголовно-процессуального за­кона в пространстве, не упоминает о наличии иммунитета дипло­матических и консульских помещений от юрисдикции России.

В законе появилось понятие «труднодоступная местность» (ч. 3 ст. 170 УПК РФ), где следственные действия могут производиться без участия понятых. Это понятие в самом тексте закона не раскры­то, поэтому вопрос об отнесении местности к категории труднодо­ступной должен решаться органами уголовного судопроизводства с учетом конкретных обстоятельств проведения следственного дейст­вия.

Существуют также уголовно-процессуальные нормы, кото­рые действуют на строго определенной территории России и лишь в условиях объявленного на ней чрезвычайного или военного поло­жения, т.е. при наличии сразу двух предпосылок — временной и про­странственной, поскольку они могут применяться только в период введения данных особых правовых режимов и лишь на строго опре­деленной территории. Так, согласно ч. 3 ст. 35 Федерального консти­туционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 3 ст. 16 Феде­рального конституционного закона «О военном положении» в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное поло­жение, по решению Верховного Суда РФ в соответствии с его ком­петенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Наши рекомендации