Понятие уголовного процесса и основные признаки уголовно-процессуальной деятельности
Понятие уголовного процесса и основные признаки уголовно-процессуальной деятельности
Уголовно-процессуальное право представляет собой совокупность норм которые содержаться или выражены в уголовно-процессуальном законе.
Уголовно-процессуальная норма- установленное государством общеобязательное правило поведения субъектов уголовно- процессуальных прав и обязанностей обеспеченных систе-мой государственного и общественного воздействия и имеющих своей задачей эффективное осуществление уголовного судопроизводства.
Признаки
1. Установлены государством т.е. сформулированы законодательным органом государства в соответствующих нормативных актах.
2.Общие правила поведения субъектов уголовно-процессуальных прав и обязанностей т.к. имеют ввиду неконкретно определенное действие, а неоднократно повторяющееся.
3.Уголовно-процессуальная норма обязательна для участников уголовного процесса. Своим общеобязательным воздействием норма охватывает не всех участников процесса, а только тех ко-торых они непосредственно касаются.
4.Нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.
5.Цель- наиболее эффективное осуществление задач уголовного процесса.
Нормы уголовного процесса осуществляются путем их применения (исполнения). Применение относится к исключительной компетенции органов государства.
Стадии уголовного процесса
Уголовное судопроизводство и уголовный процесс – это тождественные понятия. Уголовное судопроизводство – это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Слово “процесс” происходит от латинского глагола procedere означающего “двигаться”, “продвигаться вперед”. И действительно, производство по уголовному делу — это непрерывное движение, последовательный переход из одной стадии процесса в другую. Процедуры – это последовательность, очередность совершения тех или иных процессуальных действий. Если взглянуть на уголовный процесс в целом, то можно увидеть, что он делится на две большие составляющие: досудебное и судебное производство. Эти части складываются из стадий уголовного процесса, следующих друг за другом этапов процессуальной деятельности.
Стадия уголовного процесса — это его относительно обособленная часть, характеризующаяся конкретными задачами, вытекающими из общих задач уголовного судопроизводства, особым кругом участников и сроками, спецификой уголовно-процессуальных действий и правоотношений, характером оформляющих их уголовно-процессуальных актов. Каждая стадия относительно обособлена потому, что, являясь самостоятельной, находится в то же время во взаимосвязи и во взаимозависимости со всеми другими стадиями уголовного процесса, образуя единую систему.
Стадиями уголовного процесса являются следующие:
1) возбуждение уголовного дела;
2) дознание и предварительное следствие;
3) производство в суде первой инстанции;
4) апелляционное или кассационное производство;
5) исполнение приговора;
6) надзорное производство.
Возбуждение уголовного дела – это первоначальная стадия уголовного процесса, на которой соответствующим органам и должностным лицам надлежит решить вопрос о начале производства по делу, основываясь на анализе предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом поводов и оснований для этого. Данная стадия начинается с момента получения и регистрации компетентными лицами информации о преступлении и завершается принятием решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для выполнения предусмотренных законом процессуальных действий в последующих стадиях уголовного процесса (ст. ст. 321-338 УПК). Возбуждение уголовного дела - стадия, которую не может миновать ни одно уголовное дело.
Стадия дознания и предварительного следствия – вторая стадия уголовного процесса, которая заключается в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств для того, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Иногда данную стадию именуют стадией предварительного расследования. Термин "предварительное расследование" включает в себя дознание и предварительное следствие. Сегодня на территории Республики Узбекистан в соответствии с частью 1 статьи 345 УПК установлена обязательность производства предварительного следствия по всем уголовным делам. Дознание состоит в том, чтобы в 10-дневный срок (ст. 341 УПК) путем производства неотложных следственных действий предупредить или пресечь совершение преступления; собрать и сохранить доказательства; задержать подозреваемых в совершении преступления и разыскать скрывшихся подозреваемых и обвиняемых; обеспечить возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением (ст. 339 УПК). Предварительное расследование - досудебное производство и его выводы по всем обстоятельствам дела носят для суда предварительный характер, и они должны быть проверены в условиях непосредственного исследования судом доказательств, на основе равноправия сторон и состязательности.
Предварительное следствие - это деятельность, проводимая уполномоченными на это должностными лицами - следователями в строгом соответствии с процессуальным законом, направленная на установление и изобличение виновных в совершении преступления лиц, а также выяснение причин и условий, способствующих его совершению. Оно осуществляется следователями органов прокуратуры, органов внутренних дел и службы национальной безопасности (ст. 344 УПК). Предварительное следствие оканчивается постановлением о прекращении уголовного дела, обвинительным заключением с направлением дела в суд либо направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера (ст. 372 УПК). Кроме того, статья 584 УПК устанавливает что дознаватель, следователь, прокурор, получив заявление потерпевшего (гражданского истца) или его законного представителя о примирении, в срок не более семи суток, с согласия подозреваемого, обвиняемого, выносит постановление о направлении дела в суд.
Производство в суде первой инстанции. Производство в суде первой инстанции начинается с ознакомления судьи с поступившим делом и принятия одного из следующих решений: о назначении уголовного дела к судебному разбирательству; о приостановлении производства по делу; о прекращении уголовного дела; о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование (ст.ст. 395, 404 УПК). Все перечисленные вопросы решаются судьей единолично, то есть здесь нет особого состава участников, их специфических действий и соответственно правоотношений, возникающих между участниками. Поэтому назначение уголовного дела к судебному разбирательству, в нынешнем законодательном решении в УПК Республики Узбекистан (ст.ст. 395-405 УПК), не может считаться самостоятельной стадией, а лишь этапом, тесно примыкающим к стадии судебного разбирательства. Ранее эта стадия называлась "предание суду", что, по мнению многих процессуалистов более точно отражало её содержание и назначение1.
Судебное разбирательство является важнейшей стадией уголовного процесса, где суд рассматривает и разрешает дело по существу, то есть решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или неприменении к нему меры уголовного наказания.
Эта стадия завершается постановлением приговора или другого судебного акта, означающего завершение судебной деятельности (прекращение дела, возвращение его для дополнительного расследования и так далее). Стадия судебного разбирательства характеризуется наиболее широким кругом участников процессуальной деятельности и наиболее полной реализаций всех принципов уголовного процесса. В судебном разбирательстве решается так же вопрос о применении в необходимых случаях принудительных мер медицинского характера (ст.ст. 406-453 УПК).
Стадия апелляционного или кассационного производства.
Обе стадии являются самостоятельными стадиями уголовного процесса, но осуществление стадии апелляционного производства исключает осуществление стадии кассационного производства. Это означает следующее: если приговор суда, не вступивший в законную силу, обжалован в апелляционном порядке, то он (т.е. приговор суда) не может быть предметом рассмотрения в кассационном порядке. В суд кассационной инстанции может быть обжалован приговор суда, вступивший в законную силу, и не бывший предметом обжалования в суде апелляционной инстанции. Апелляционное производство – это самостоятельная стадия уголовного процесса и урегулированная законом деятельность по осуществлению функции контроля и надзора за деятельностью суда первой инстанции посредством рассмотрения судом апелляционной инстанции уголовных дел по апелляционным жалобам и протестам в целях решения им вопроса о законности, обоснованности и справедливости обжалованного или опротестованного приговора (определение) суда первой инстанции, не вступившего в законную силу. В свою очередь, кассационное производство – это также самостоятельная стадия уголовного процесса и урегулированная законом деятельность, которая осуществляется в связи с кассационной жалобой участника процесса или кассационным протестом прокурора и состоит в проверке вышестоящей судебной инстанцией законности, обоснованности и справедливости судебных решений, вступивших в законную силу. В итоге такой проверки суд кассационной инстанции либо оставляет решение суда первой инстанции без изменения, либо отменяет, либо изменяет его.
Стадия исполнения приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу, заключается в разрешении соответствующим судом комплекса вопросов, связанных с обращением этих решений к исполнению, самим исполнением решений и решением вопросов, возникших во время исполнения приговора. Данная стадия наступает либо по истечении сроков на апелляционное обжалование или опротестование судебного решения (когда оно не было обжаловано или опротестовано), либо по рассмотрении дела апелляционной инстанцией, либо сразу после принятия решения, не подлежащего апелляционному обжалованию и опротестованию.
Первые четыре стадий принято считать обычными, а стадию надзорного производства – исключительной. Некоторые процессуалисты выделяют в качестве самостоятельной стадии также возобновление производства ввиду вновь открывшихся обстоятельств. В нашем Уголовно-процессуальном кодексе данное производство поглощается стадией надзорного производства (ст.ст. 522-527 УПК).
В отличие от основных стадий процесса для исключительной стадии, кроме вступившего в законную силу приговора, определения (постановления), которые были предметом апелляционного или кассационного рассмотрения, обязательно наличие особого усмотрения должностных лиц. Так, если уголовное дело обычно автоматически переходит из одной основной стадии в другую (если оно не прекращается или не приостанавливается в предыдущей), то рассмотрение дела в порядке надзора (а также по вновь открывшимся обстоятельствам) допускается лишь в том случае, если необходимость в этом усматривает специально уполномоченное на то должностное лицо.
Стадии, в свою очередь, обычно подразделяют на этапы, или части. Например, стадия производства в суде первой инстанции состоит из следующих частей: 1) подготовительная часть судебного заседания; 2) судебное следствие; 3) судебные прения; 4) последнее слово подсудимого; 5) постановление приговора.
Неприкосновенность личности
В основе уголовно-процессуального принципа неприкосновенности личности, регламентированного ст. 10 УПК, лежит конституционное положение, устанавливающее право каждого на свободу и личную неприкосновенность - одно из важнейших конституционных прав (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).
Неприкосновенность личности - процессуальный институт, представляющий собой совокупность юридических норм, регламентирующих свободу личности, ее ограждение от незаконного и необоснованного задержания, ареста, иных мер принуждения, ограничивающих неприкосновенность личности.
Личная неприкосновенность является одним из институтов уголовно-процессуального права, который наряду с институтами неприкосновенности жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивает нормативную основу для обеспечения свободы личности в тех сферах ее жизни, которые могут быть так или иначе сопряжены с уголовным судопроизводством.
Принцип неприкосновенности личности устанавливает условия, пределы и порядок возможного ограничения предусмотренного Конституцией РФ права на личную свободу.
Содержание принципа неприкосновенности личности применительно к уголовному судопроизводству заключается в следующем:
- ограничение личной свободы человека возможно лишь при наличии к тому четко определенных оснований: задержание по подозрению в совершении преступления или заключение под стражу возможно только на основаниях, предусмотренных УПК;
- личная неприкосновенность может быть ограничена только судом при соблюдении установленной для этого законом процедуры. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;
- личная неприкосновенность ограничивается на строго определенный уголовно-процессуальным законом срок;
- суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК;
- лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
Неприкосновенность жилища
1. Неприкосновенность жилища или иного владения лица является одной из составляющих личной неприкосновенности и тесно связана с правом на неприкосновенность личной и семейной жизни, гарантированного ст. 32Конституции Украины. Именно поэтому ч. 1 ст. 8 КЗПЛ комплексно декларирует эти права: «Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции». В своих решениях ЕСПЧ неоднократно подчеркивал, что по этой статье КЗПЛ государство выполнит свои обязательства не только если просто воздержится от действий, эти права нарушают, а при условии, что будет действовать при определенных обстановки таким образом, чтобы гарантировать их обеспечение.
Исходя из того, что приведенные права дополняют друг друга, законодательное положение о неприкосновенности жила или иного владения лица означает не только запрет входить в него вопреки воле лиц, в нем проживающих на легальных основаниях, но и запрет разглашать все, что в нем происходит. Неприкосновенными также личные вещи, документы, корреспонденция, иные личные бумаги и имущество, хранящиеся в жилище или ином владении лица.
Под жильем лица понимается любое помещение, которое находится в постоянном или временном владении лица, независимо от его назначения и правового статуса, и приспособлено для постоянного или временного проживания в нем физических лиц, а также все составные части такого помещения. Не является жильем помещения, специально предназначенные для содержания лиц, права которых ограничены по закону (ч. 2 ст. 233 УПК).
Необходимо учитывать, что согласно практике ЕСПЧ понятия «жилище» в п. 1 ст. 8 КПЗЛ охватывает не только жилье физических лиц. Оно может распространяться на офисные помещения, принадлежащие физическим лицам, а также офисы юридических лиц, их филиалов и другие помещения. Это неоднократно подчеркивал ЕСПЧ (решение ЕСПЧ «Джилоу против Соединенного Королевства» от 24 ноября 1986 г.), «Чаппел против Соединенного Королевства» от 30 марта 1989 г.; «Нимитц против Германии» от 16 декабря 1992 г.; «Функе против Франции »от 25 февраля 1993 г.;« Компания «Кола Эст» и другие против Франции »от 16 апреля 2002 г.,« Прокопович против Российской Федерации »от 18 ноября 2004 г.;« Бук против Германии »от 28 апреля 2005 ., «МакКейКопецький против Польши» от 19 сентября 2006 г. и др.).
Под другим владением лица понимается транспортное средство, земельный участок, гараж, другие здания или помещения бытового, служебного, хозяйственного, производственного и другого назначения и т.д., которые находятся во владении лица (ч. 2 ст. 233 УПК).
Проникновение в жилище или другое владение может иметь место не только при осмотре (ст. 237 УПК) или обыска (ст. 234 УПК), а также при проведении следственного эксперимента (ч. 5 ст. 240), обследовании публично недоступных мест, жилья или иного владения лица (ст. 267 УПК), применение некоторых средств обеспечения уголовного производства. В любом случае такое проникновение возможно только на основании предварительного решения об этом следственному судье.
Никто не имеет права проникнуть в жилье или другое владение лица из любой целью, кроме как только по добровольному согласию лица, ими владеет, или на основании постановления следственного судьи. Исключения из этого правила указаны в ч. 2 ст. 30 Конституции Украины и ч. 3 ст. 233 КПК. Такие случаи имеют неотложный характер, являются исключениями из общего правила и связанные со спасением жизни людей и имущества либо с непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления. Пользуясь требованием крайней необходимости, с целью защиты социально значимых ценностей, прокурор или следователь вправе до вынесения постановления следственного судьи войти в жилище или иное владение лица, провести у них обыск или осмотр (ч. 2 ст. 237 УПК) и без предварительного решения суда .
После проведения такого обыска или осмотра прокурор, следователь по согласованию с прокурором обязан безотлагательно обратиться с ходатайством о проведении обыска к следственному судье.
Презумпция невиновности
Содержание принципа презумпции невиновностискладывается из двух компонентов, составляющих необходимые условия, при наличии которых лицо может быть признано виновным в совершении преступления.
1. Первый компонент определяет правила доказывания виновности лица в совершении преступления и заключается в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК порядке. Данное положение означает, что виновность лица в совершении преступления должна быть доказана надлежащими субъектами уголовно-процессуальной деятельности путем сбора, оценки и проверки доказательств, предусмотренных уголовно-процессуальным законом с соблюдением требований всех уголовно-процессуальных норм. Это значит, что доказывание виновности лица в совершении преступления должно осуществляться участниками уголовного процесса со стороны обвинения - лицами, осуществляющими уголовное преследование (дознавателем, следователем, прокурором, частным обвинителем, потерпевшим и др.). Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
2. Второе условие, которое в совокупности с вышеуказанным обусловливает прекращение действия презумпции невиновности в отношении отдельного гражданина, - установление виновности лица в совершении преступления вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку правосудие по уголовным делам в Российской Федерации осуществляется только судом, то признать лицо виновным в совершении преступления может только суд. Это означает, что обвинительный приговор в отношении конкретного лица должен быть вынесен в судебном заседании надлежащим составом суда с соблюдением требований УПК.
В содержание принципа презумпции невиновности входит еще целый ряд важнейших положений:
1) обязанность опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения;
2) обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, он может давать показания или отказаться от этого. Участие в доказывании - право обвиняемого, которым он пользуется по своему усмотрению, отказ обвиняемого от дачи показаний, предоставления доказательств и т.п. не может быть истолкован против него, не может влечь за собой применение принудительных мер в отношении обвиняемого, обвиняемый не может быть принужден к даче показаний;
3) все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, толкуются в пользу обвиняемого.
Неустранимыми будут в данном случае считаться только такие сомнения, которые нельзя разрешить, проанализировав все собранные по делу доказательства, а все способы и средства собирания доказательств в соответствии с уголовно-процессуальным законом исчерпаны;
4) при наличии неопровергнутых версий защиты вина подсудимого в совершении преступления не может считаться доказанной;
5) вина лица в совершении преступления должна быть четко установлена, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Орган дознания
Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы государственного пожарного надзора и т. д.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.
Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.
Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В настоящее время к органам дознания относятся:
- милиция;
- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;
- органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;
- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;
- органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.
Органы дознания осуществляют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.
Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.
В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д.
В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.
Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом “О милиции” она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.
К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.
В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.
Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.
В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.
Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу.
Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.
Дознаватель
Дознаватель– это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
В зависимости от служебного положения необходимо различать дознавателяштатного(по должности) и нештатного(разового). Первый является сотрудником специального подразделения дознания (отдела, отделения), имеет служебную должность дознавателя и занимается только расследованием уголовных дел. Он своего рода «маленький» следователь. Практически все уголовные дела, расследуемые в форме полного дознания, т. е. с направлением дела в суд в общем или сокращенном порядке, относятся к компетенции штатных дознавателей.
Иногда досудебное производство целесообразно исполнять иным работникам органа дознания: участковым уполномоченным полиции, оперативным уполномоченным уголовного розыска и т. п. В таких случаях начальник органа дознания дает разовое поручение соответствующему оперативному работнику провести процессуальные действия. В данной ситуации этот работник становится дознавателем. После завершения дознания по порученному делу он теряет функции дознавателя. «Разовый» дознаватель осуществляет, как правило, уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, а также неотложные следственные действия.
Правомочия дознавателя, проводящего полное дознание, близки к правомочиям следователя, за некоторыми изъятиями, предусмотренными гл. 32, 32.1 УПК РФ. Дознаватель так же, как и следователь, самостоятельно производит все следственные действия, применяет меры процессуального принуждения, выносит процессуальные решения, составляет протоколы, предъявляет лицу обвинение, направляет дело в суд либо прекращает его. Самостоятельность дознавателя ограничивается теми случаями, когда для производства процессуального действия закон требует согласия начальника органа дознания, прокурора или получения судебного разрешения. Однако степень самостоятельности у дознавателя меньшая, чем у следователя. Проявляется это во взаимоотношениях дознавателя с начальником органа дознания и прокурором. Следователь при несогласии с указанием руководителя следственного органа или с требованиями прокурора, касающимися существа дела (квалификация преступления, прекращение дела и т. д.) излагает свои возражения и не исполняет эти указания. Дознаватель же может обжаловать такие требования, но не вправе приостанавливать их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Отказ от защитника
Статья 52. Отказ от защитника
1. Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемог