Тираспольский юридический институт
ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД ПМР имени М.И.Кутузова
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Л Е К Ц И Я
по дисциплине: «Уголовный процесс»
ТЕМА 9. «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»
Подготовила: Ст.преподаватель
кафедры УПиК
подполковник милиции
А.П.Пашкевич
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры УПиК
Протокол №________
от "____"______________2012 г.
Тирасполь, 2012
ТЕМА 9 :ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
П Л А Н:
1. Сущность и значение стадии предварительного расследования.
Формы расследования.
2. Предварительное следствие.
3. Дознание, его отличия от предварительного следствия.
4. Производство неотложных следственных действий.
5. Общие положения предварительного расследования.
6. Подследственность уголовных дел.
7. Место производства предварительного расследования.
8. Сроки предварительного следствия и дознания. Порядок продления.
9. Соединение и выделение уголовных дел.
10. Недопустимость разглашения материалов предварительного следствия.
11.Общие правила производства следственных действий.
Литература:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Приднестровской Молдавской Республики: принят Верховным Советом ПМР от 17 июля 2002 г., № 157-З-III (САЗ 02-29), с изменениями и дополнениями на 05/11/2012.
2. Лебедев В.М. Уголовно-процессуальное право. М., 2012г.
3. Федощеев А.Г. Уголовный процесс. М., 2010г.
4. Безлепкин Б.Т. Практикум по уголовному процессу: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006.
5. Уголовно-процессуальное право РФ: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. /Л.Н.Башкатов и др., ответ. ред. И.Л.Петрухин. – м.: ТК Велби, изд-во проспект, 2007.
6. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Завтра экзамен. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
7. Григорьев В.Н. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учебное пособие /Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. – М.: Эксмо 2007.
8. Рыжаков А.П. Уголовный процесс: учебник /А.П.Рыжаков. – 4-3 изд., перераб и дополн. – М.; издательство «Экзамен», 2007.
9. Манова Н.С., Францифоров Ю.В. Уголовный процесс: конспект лекций. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Высшее образование, 2009.
10. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Краткий курс. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
1. Сущность и значение стадии предварительного расследования. Формы расследования.
Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела. Как и любая другая, эта стадия имеет свое собственное содержание, задачи, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности.
Начинается стадия предварительного расследования немедленно после возбуждения уголовного дела. В этой стадии органы расследования раскрывают преступление; выясняют все обстоятельства его совершения; личность виновного; мотивы преступления; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; размер ущерба; причины и условия, способствовавшие совершению преступления и т.д.
Правом производить предварительное расследование наделены руководитель следственного органа, следователь, органы дознания, дознаватель, иные должностные лица, которым предоставлены полномочия руководителя следственного органа (ч.5 ст.35 УПК).
На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, свидетели и т.д.
Задачами предварительного расследования являются:
1)быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
2)всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств совершенного преступления;
3)осуществление уголовно-процессуального доказывания, т.е. обнаружение, закрепление, проверка и оценка доказательств, а также их сохранение для последующего использования в процессе судебного разбирательства;
4)привлечение лиц, совершивших преступление, к уголовной ответственности;
5)обеспечение участия подозреваемого, обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны;
6)установление характера и размера ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер по обеспечению его возмещения;
7)выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер по их устранению.
Предварительное расследование заканчивается направлением уголовного дела в суд либо его прекращением.
Таким образом, предварительное расследование - это регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их к уголовной ответственности и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.
Стадия предварительного расследования имеет большое значение для разрешения общих задач уголовного процесса.
Рассмотрение уголовного дела в суде, по общему правилу, невозможно без предварительного установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. Свое название - предварительное расследование - эта стадия получила потому, что проводится до суда. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное исследование доказательств - судебное следствие. Однако, являясь предварительным, расследование не теряет своей самостоятельной роли в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходит изобличение виновных, привлечение их в качестве обвиняемых и определяются пределы последующего судебного разбирательства. Предварительное расследование должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством предварительное расследование осуществляется в двух формах:
1) предварительное следствие и 2) дознание.
Кроме того, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, орган дознания имеет право произвести неотложные следственные действия.
Предварительное следствие.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.
Предварительное следствие по уголовным делам производят назначенные в установленном законом порядке следователи уполномоченных исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики (ст.37 УПК).
Согласно статьи 106 УПК ПМР «Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета Приднестровской Молдавской Республики.
Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, т.е. все решения по уголовному делу он принимает сам (за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа и несет за них полную ответственность (п. «в» ст. 38 УПК).
Вместе с тем, он обязан выполнять письменные указания руководителя следственного органа (ч.3 ст.36-1 УПК). Однако, по некоторым принципиальным вопросам:
а) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
б) о квалификации преступления;
в) об объеме обвинения;
г) об избрании меры пресечения, ее отмене или изменении;
д) о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;
е) о направлении дела в суд или его прекращении;
ж) об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю; следователь вправе не согласиться с указаниями и, не выполняя их, представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа (ч.3 ст.36-1 УПК).
Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. «г» ст.38 УПК).
По новому законодательству, следователь вправе представлять свои письменные возражения руководителю следственного органа в случае несогласия с представлением прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. «д» ст.38 УПК).
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику при разъяснении права на отвод объявляется весь состав следователей (ст.110 УПК).
Срок предварительного следствия - два месяца. Этот срок может быть продлен в установленном законом порядке (ст.116 УПК).
В процессе предварительного следствия производятся все необходимые, по мнению следователя, предусмотренные законом следственные действия; лицу, совершившему преступление, предъявляется обвинение, избирается мера пресечения.
Производство предварительного следствия заканчивается:
а) направлением дела с обвинительным заключением через руководителя следственного органа в суд;
б) прекращением уголовного дела;
в) направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
3. Дознание, его отличия от предварительного следствия.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее 15 суток со дня возбуждения уголовного дела.
По делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно, производится дознание.
Органами дознания являются:
1) органы внутренних дел;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы государственной безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;
4) (исключен).
5) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной охраны - по делам о нарушении государственной границы;
7) таможенные органы - по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
Если дознание невозможно закончить в этот срок, он может быть продлен руководителем следственного органа, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.
В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным статьей 116 УПК.
В ходе дознания дознаватель может производить любые предусмотренные законом следственные действия, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. В отношении подозреваемого может быть избрана любая мера пресечения. При этом дознаватель руководствуется правилами УПК ПМР, установленными для предварительного следствия.
По окончании дознания, как уже говорилось, составляется обвинительное заключение, в котором указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;
- данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
- место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, по следствия и другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания;
- формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса ПМР;
- перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
- данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда,
- список лиц, подлежащих вызову в суд.
С момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, подозреваемый приобретает статус обвиняемого.
Обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным заключением и материалами уголовного дела, о чем составляется протокол. Потерпевший или его представитель по его ходатайству также могут быть ознакомлены с обвинительным заключением и материалами уголовного дела.
Обвинительное заключение утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется руководителю следственного органа.
Согласно статьи 191 УПК «Руководитель следственного органа рассматривает поступившее от следователя (дознавателя) уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 5 (пяти) суток принимает по нему одно из следующих решений:
а) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
б) о возвращении уголовного дела следователю (дознавателю) для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.
Постановление руководителя следственного органа о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела у вышестоящего руководителя следственного органа. Вышестоящий руководитель следственного органа в течение 10 (десяти) суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:
а) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
б) об отмене постановления нижестоящего руководителя следственного органа. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Обжалование решения руководителя следственного органа, указанного в подпункте б) части первой статьи 191 УПК, приостанавливает его исполнение».
После утверждения обвинительного заключения руководитель следственного органа или его заместители направляют уголовное дело в суд, о чем уведомляют обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей (ст.192 УПК).
Таким образом, по делам, по которым не обязательно предварительное следствие, дознаватель полностью заменяет следователя и проводит предварительное расследование в полном объеме, по данной категории дел материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Тем не менее, между предварительным следствием и дознанием имеются отличия. Они состоят в следующем:
1)в отличие от следователя, дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью: на орган дознания не распространяются правила, установленные частью второй статьи 38 УПК ПМР.
При несогласии с указаниями должностного лица следственного органа орган дознания вправе обжаловать их у вышестоящего должностного лица следственного органа, не приостанавливая выполнение этих указаний.
Кроме того, итоговый документ по делу – обвинительное заключение - подлежит согласованию у начальника органа дознания;
2)срок дознания - 30 суток.
3) дознание заканчивается:
а) направлением дела с обвинительным заключением через начальника органа дознания и руководителя следственного органа в суд;
б) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
ТИРАСПОЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
МВД ПМР имени М.И.Кутузова