Тема 1. Уголовный процесс: основные положения

Автор-составитель

кандидат юридических наук, доцент О.Н. Громова

старший преподаватель В.П.Топоров

Рецензенты

доктор юридических наук, профессор. С.А. Смирнова

кандидат юридических наук, доцент А.Б. Сапельников

СПб.: ИВЭСЭП, 2012.

1. Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности.

Занятия по учебной дисциплине «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») направлены на выполнение следующих задач:

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс»)входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовный процесс» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Криминалистика», «Криминология», «Юридическая психология», «Уголовно-исполнительное право», «Правоохранительные органы».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Основные задачиучебной дисциплины«Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс») направлены на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1 осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации;

ОК-4 владение знаниями российского законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам;

ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста;

ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону;

ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства;

ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

б) профессиональных (ПК)

ПК-1 способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-16 способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:-основные теоретическиеположения о месте уголовного процесса в системе научного знания, взаимосвязи уголовного процесса с другими науками, основные понятия уголовно-процессуального права, права и обязанности должностных лиц государственных органов, ведущих производство по уголовным делам, и граждан, вовлекаемых в том или ином качестве в уголовное судопроизводство;

Уметь:-анализировать и толковать положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам, учитывать и использовать в правопри­менительной деятельности материалы следственной и судебной практики, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.

Владеть:-практи­ческими навыкамипо, осуществлению предварительной проверки заявлений о преступлениях, собиранию, проверке и оценке доказательств, а также использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, производству следственных действий,

составлению процессуальных документов и протоколов следственных действий, принятию законных и обоснованных процессуальных решений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц по ФГОС/ Семестры
   
Аудиторные занятия (всего) - -
В том числе: - - - - -
Лекции - -
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С) - - - - -
Лабораторные работы (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - - - - -
Расчетно-графические работы - - - - -
Реферат - - - - -
Другие виды самостоятельной работы - - - - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет/ экзамен зачет экза- мен - -
Общая трудоемкость часы зачетные единицы - -
    - -

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс»)

Раздел I. Общая часть (МОДУЛЬ 1)

Тема 18. Приговор

Понятие, значение и свойства приговора. Соотношение приговора, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, постановления о назначении судебного заседания, вердикта. Требования законности, обоснованности, мотивированности, справедливости приговора.

Постановление приговора. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора. Порядок и тайна совещания судей. Особое мнение судьи.

Виды приговоров. Основания для постановления обвинительного и оправдательного приговоров. Содержание и форма приговора, порядок его составления. Вопросы, подлежащие разрешению в резолютивной части приговора. Провозглашение приговора. Вручение копии приговора осужденному или оправданному. Вопросы, разрешаемые судом одновременно с постановлением приговора.

Медицинского характера

Понятие, задачи и значение производства по применению принудительных мер медицинского характера. Производство по применению принудительных мер медицинского характера как одно из проявлений дифференциации процессуальной формы.

Основания для производства по применению принудительных мер медицинского характера. Соотношение оснований для производства по применению принудительных мер медицинского характера с основаниями для прекращения и приостановления уголовного дела в связи с психической болезнью обвиняемого, а также с основаниями недобровольной госпитализации.

Особенности досудебного производства по применению принудительных мер медицинского характера. Обязательность предварительного следствия по делам лиц, страдающих психическими расстройствами. Предмет доказывания. Выделение уголовного дела. Особенности производства следственных действий. Обязательное производство экспертизы. Помещение в психиатрический стационар. Обязательное участие защитника и законного представителя. Особенности окончания предварительного следствия.

Особенности судебного производства по применению принудительных мер медицинского характера. Подготовительные действия к судебному заседанию. Обязательные и альтернативные участники судебного разбирательства. Особенности структуры судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении определения. Виды решений суда. Порядок их обжалования и опротестования. Особенности отмены, изменения принудительных мер медицинского характера и возобновления уголовного дела.

Формы текущего контроля

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс»)осуществляется преподавателем по каждому разделу (модулю) по бально-рейтинговой системе (см. раздел 11.3).

Автор-составитель

кандидат юридических наук, доцент Ольга Николаевна Громова

старший преподаватель Виталий Петрович Топоров

Рецензенты

доктор юридических наук, профессор Светлана Аркадьевна Смирнова

кандидат юридических наук, доцент Сапельников Андрей Борисович

СПб.: ИВЭСЭП, 2012.

Разработчики:

О.Н. Громова,

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и криминалистики

В.П. Топоров,

ст.преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин и криминалистики

Рецензенты:

Заведующий кафедрой

уголовно-правовых дисциплин и криминалистики

доктор юридических наук, профессор Светлана Аркадьевна Смирнова

Декан юридического факультета

кандидат юридических наук, доцент Сапельников Андрей Борисович

Дата составления 11. 09. 2012 г.

Утвержден на заседании НМС 17.10.2012 г.

Протокол № 2 от 17.10.2012 г.

Дата обновления « » ___ 20__ г.

СПб.: ИВЭСЭП, 2012.

Автор-составитель

кандидат юридических наук, доцент О.Н. Громова

старший преподаватель В.П.Топоров

Рецензенты

доктор юридических наук, профессор. С.А. Смирнова

кандидат юридических наук, доцент А.Б. Сапельников

СПб.: ИВЭСЭП, 2012.

1. Цели и задачи дисциплины:

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») имеет своей целью подготовку квалифицированных юристов, обладающих комплексом необходимых теоретических знаний, обеспечивающих реализацию задач государства по укреплению законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина, осуществлению принципов социальной справедливости, глубоко знающих уголовно-процессуальное право и умеющих его применять в практической деятельности.

Занятия по учебной дисциплине «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс») направлены на выполнение следующих задач:

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс»)входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Дисциплина «Уголовный процесс» относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Она логично связана с дисциплинами «Уголовное право», «Криминалистика», «Криминология», «Юридическая психология», «Уголовно-исполнительное право», «Правоохранительные органы».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Основные задачиучебной дисциплины«Уголовно-процессуальное право («Уголовный процесс») направлены на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1 осознание социальной значимости будущей профессии юриста и обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации;

ОК-4 владение знаниями российского законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам;

ОК-5 обладание культурой поведения, готовность к работе в коллективе, освоение этических понятий в профессиональной деятельности юриста;

ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону;

ОК-7 стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства;

ОК-8 способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

б) профессиональных (ПК)

ПК-1 способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

ПК-2 способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-8 готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

ПК-9 способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-10 способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения;

ПК-11 способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-16 способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

ПК-17 способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

ПК-18 способности управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-19 способности эффективно осуществлять правовое воспитание.

Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, приобретенные умения и навыки помогут при освоении ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения производственной практики.В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:-основные теоретическиеположения о месте уголовного процесса в системе научного знания, взаимосвязи уголовного процесса с другими науками, основные понятия уголовно-процессуального права, права и обязанности должностных лиц государственных органов, ведущих производство по уголовным делам, и граждан, вовлекаемых в том или ином качестве в уголовное судопроизводство;

Уметь:-анализировать и толковать положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего порядок производства по уголовным делам, учитывать и использовать в правопри­менительной деятельности материалы следственной и судебной практики, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.

Владеть:-практи­ческими навыкамипо, осуществлению предварительной проверки заявлений о преступлениях, собиранию, проверке и оценке доказательств, а также использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, производству следственных действий,

составлению процессуальных документов и протоколов следственных действий, принятию законных и обоснованных процессуальных решений.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц по ФГОС/ Семестры
   
Аудиторные занятия (всего) - -
В том числе: - - - - -
Лекции - -
Практические занятия (ПЗ) - -
Семинары (С) - - - - -
Лабораторные работы (ЛР) - - - - -
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа) - - - - -
Расчетно-графические работы - - - - -
Реферат - - - - -
Другие виды самостоятельной работы - - - - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет/ экзамен зачет экза- мен - -
Общая трудоемкость часы зачетные единицы - -
    - -

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины «Уголовно-процессуальное право» («Уголовный процесс»)

Раздел I. Общая часть (МОДУЛЬ 1)

Тема 1. Уголовный процесс: основные положения

Сущность и основные понятия уголовного процесса. Его цели и задачи. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «правосудие».

Уголовно-процессуальное право. Предмет, метод и система уголовно-процессуального права. Источники уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное закон и его действие. Уголовно-процессуальные нормы. Значение решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленума Верховного суда РФ, нормативных актов министерств и ведомств РФ. Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права.

Уголовный процесс как система действий и отношений. Уголовно-процессуальные правоотношения. Уголовно-процессуальные функции. Уголовное преследование и защита. Уголовно-процессуальная форма. Унификация и дифференциация процессуальной формы. Направления дифференциации процессуальной формы. Стадии уголовного процесса и их характеристика. Уголовно-процессуальные гарантии.

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) как наука и учебная дисциплина. Система курса “Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)”.

Наши рекомендации