Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна
Инструкция.
Укажите, насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений, отметив соответствующий балл (от 1 до 10).
Наименование позиции | Совершенно неважно | Исключительно важно | |
1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | ||
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
3. Иметь возможность делать все по своему и не быть стесненным правилами организации | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
4.Иметь постоянную работу с гарантированным окладом и социальной защищенностью | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
10. Быть первым руководителем в организации | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительное время | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
14. Соревноваться с другими и побеждать | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
16. Создать новое коммерческое предприятие | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
18. Занять высокую руководящую должность | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
19. Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
22. Единственная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и руководить ими | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая нравится | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься не своей профессиональной работой | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я вовлечен в в ситуацию соревнования | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 | |
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками | 1 2 3 4 5 | 6 7 8 9 10 |
Обработка результатов.
Э. Шейн выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»):
1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).
2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентации личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы.
3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.
4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.
5. Служение. Основными ценностями для данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше» и т.д.
6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.
7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни.
8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску.
По каждой из восьми карьерных стратегий подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой стратегии (количество набранных баллов должно быть не менее пяти) и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех стратегий, кроме «стабильности»). В итоге для каждой карьерной стратегии определяется средний балл. Карьерная стратегия, получившая в результате подсчета наибольший средний балл, является ведущей.
Ключ и методика
Карьерная стратегия | № пункта в методике | |||||
Профессиональная компетентность | ||||||
Менеджмент | ||||||
Автономия | ||||||
Стабильность | ||||||
Служение | ||||||
Вызов | ||||||
Интеграция стилей жизни | ||||||
Предпринимательство |
5. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур
Позволяет выявлять индивидуально-типологические различия. Нарисуйте человека, используя геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, но так, чтобы было использовано всего 10 фигур, не больше и не меньше.
Желательно 3 различных варианта рисунка человека на разных листах бумаги. Например так:
Обработка результатов.Подсчитывается число использованных в изображении фигур (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, используемых в рисунке, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Полученное трехзначное число позволит вам отнести себя к определенному типу людей.
1 - руководитель | 2 - ответственный исполнитель | 3 – тревожно-мнительный | 4 – «ученые» | 5 – интуитивный | 6 – «конструктор-изобретатель» |
901 802 703 604 910 811 712 613 820 721 622 631 640 | 505 514 523 532 541 550 | 406 415 424 333 442 451 | 307 316 325 334 343 352 361 370 | 208 217 226 235 244 253 262 272 280 | 109 118 019 127 028 136 037 145 046 154 055 163 064 172 073 181 082 190 091 |
Типы:
I - руководитель - эти люди доминирует над другими, проявляют организационные способности, хорошее речевое развитие, хорошую адаптацию к социальной среде. Жесткое доминирование над другими людьми проявляют 901, 910, 802, 811, 820; ситуативное доминирование проявляют 703, 712, 721, 730; воздействуют речью на людей («вербальный руководитель», преподавательский тип) - 604, 622, 613, 640.
II - ответственный исполнитель- эти люди колеблются при принятии ответственных решений, предпочитают выполнять чужие распоряжения, проявляя ответственность, требовательность к себе, высокий профессионализм, часто доводя себя до утомления и перенапряжения. Эти люди высоко ценят правдивость, добросовестность - 505, 514,523,532,541,550.
III - тревожно-мнительный тип(часто сомневаются в себе, тревожатся, отличаются ранимостью, хотя имеют разнообразные способности, могут менять свою профессию, иметь хобби, не переносят беспорядок, грязь, из-за чего порой даже конфликтуют с людьми; 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460, 415 - поэтический подтип, 424 - особая тщательность в работе.
IV - «ученые» - эти люди абстрагируются от реальности, любят размышлять, порой разрабатывают свои теории, проявляют рациональное поведение, душевное равновесие - 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370, 316, склонность к глобальным теориям, к сложной координационной работе, 325 - склонность к медицинским, биологическим проблемам либо к познанию жизни (в кино, режиссуре и т. п.).
V - интуитивный тип:высокая чувствительность нервной системы, истощаемость, утомляемость, чувствительность к новизне, способность предчувствовать общее направление развития событий в будущем, интуиция. Эти люди вырабатывают свои нормы морали, проявляют самоконтроль, не выносят посягательств на свою свободу, имеют богатое воображение, порой склонны к творчеству - 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Причем, 235 - часто среди профессиональных психологов или у людей при повышенном интересе к психологии человека, способных понимать и разбираться в психологии людей; 244 - склонность к литературному творчеству; 217 - склонность к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне; интересуется, увлекается новшествами в разных сферах жизни, науки, искусства.
VI - «конструктор-изобретатель, художник»- богатое воображение, пространственное видение, одержимы своими идеями, интроверты, карьера, власть, деньги почти не интересуют их, погружены в свой мир идей, чувств, мыслей, живут своими моральными нормами -109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046, причем 019 - хорошо владеют аудиторией, 118 - сильные конструкторские возможности и способности к изобретениям.
VII(дополнительная характеристика)- эмоционально-сочувствующий тип - повышенное внимание к чувствам людей; на сопереживание и помощь другим людям, на общение с ними порой тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация своих способностей - 550, 451,460, 352, 361, 370, 253, 262, 271,280,154,163,172,181,190,055,064,073, 082,091.
VIII(дополнительная характеристика)- «черствость»,равнодушие к переживаниям других людей, не чувствует чужих переживаний, ради достижения своих целей порой способен на жестокость, «готов идти по головам» - 901, 802, 703, 604,505,406, 307, 208, 109.
I рисунок представляет собой доминирующий тип, II рисунок - тип, присутствующий как состояние, III рисунок - будущие перспективы.
Приложение 4 АНКЕТА ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
Уважаемые студенты! Учебное и кадровое подразделения Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права проводит социологическое исследование проблемы трудоустройства выпускников университета. Ваши ответы помогут сделать выводы о специфике вашей занятости, способах поиска работы, основных элементах трудовой мотивации.
При ответах на вопросы № 2, 3, 4 подчеркните выбранный ответ (их может быть несколько, но не более 3) или в пустой графе напишите свой вариант.
Благодарим Вас за искренние ответы и серьёзное отношение к проводимому опросу!
1. Карьера для меня – это ___________________________________________
________________________________________________________________________
2. Чем вы планируете заняться после окончания УрИЭУиПр?
а) работать по специальности;
б) найти любую высокооплачиваемую работу;
в) поступить в аспирантуру;
г) открыть собственное дело;
д) уехать работать за границу;
е) получить второе высшее образование;
ж) другое _________________________________________________________
3. Какие факторы являются для вас решающими при выборе работы?
а) интересная работа;
б) большая зарплата;
в) престижная работа;
г) гибкий график работы;
д) комфортные условия труда;
е) возможность сделать карьеру;
ж) перспективная работа;
з) работа по специальности;
и) другое ________________________________________________________
4. Совмещаете ли вы работу и учёбу? а) да; б) нет.
Какие причины побудили Вас совмещать работу и учёбу?
а) приобретение опыта работы по специальности;
б) возможность трудоустройства после окончания учёбы;
в) материальная независимость;
г) оплата учёбы в вузе;
д) другое _________________________________________________________
5. Укажите, пожалуйста, способы поиска работы, которыми вы воспользуетесь (уже пользуетесь)? __________________________________________________
Группа, специальность ______________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (России) от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1995 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063).
4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Изд.: «ЮНИТИ», 2002.
5. Боровик К.С. Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Изд-во «Дело», 1991.
7. Галанц Р.В. Современные методы и технологии трудоустройства безработных граждан в сфере малого и среднего бизнеса: Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05.: -М., 2002. -231 с., РГБ ОД, 61: 03-8/1694-2.
8. Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда // СОВЕТСКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Изд. 3., - М. 2011. – 480 с.
9. Генкин Б.М., Свистунов В.М. Основы организации труда: Учеб. пособие. М.: «Норма», 2008. – 400 с.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М., «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.
11. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – Спб. 2006. – 608 с.
12. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. – М.: «Феникс», 2010.
13. Дегтярева Т.П., Антропов В.А. Найм и отбор персонала. Екатеринбург. Изд.: «УрГТУ-УПИ», 2007.
14. Зайнетдинова И.Ф. Найм и отбор персонала: Учеб. пособие. Изд.: «УрГТУ-УПИ», Екатеринбург, 2009.
15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник для ВУЗов, Изд.: «БГЭУ», Минск, 1996.
16. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. – М., Изд.: «Экономика», 2001.
17. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М., Изд.: «Гросс Медиа», 2006.
18. Климов Е.А. Психология профориентационного самоопределения. – М. «Академия», 2004.
19. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. В.И. Шкатуллы. М., Норма, 2007.
20. Мескон М.Х., Адьберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2006.
21. Лакейн А. Искусство успевать. Пер. с англ. – М., 2002.
22. Лукина А.К. Сборник профессиональных игр, викторин, конкурсов (методическое пособие). – Красноярск, 2004.
23. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. Изд-во «Эксмо», 2010.
24. Пряшникова Е.Ю. Профориентация. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.
25. Пряшников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. _ М.: «ВАКО», 2005.
26. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры населения при переходе к рынку. // Общество и экономика. – 2001. № 10. С. 120-135.
27. Силбер Ли. Карьера для творческого человека. Курс выживания в джунглях современного бизнеса. Пер. с англ. – М., Изд.: «Добрая книга», 2004.
28. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. – М., «Просвещение», 2006.
29. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М., «Просвещение», 2006.
30. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. 3-е изд. М.: «Норма» 2003.
31. Шкатулла В.И., Сытинская М.В. Новая модель трудового договора. // Кадровик. 2006. № 12.