Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна

Инструкция.

Укажите, насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений, отметив соответствующий балл (от 1 до 10).

Наименование позиции Совершенно неважно Исключительно важно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Иметь возможность делать все по своему и не быть стесненным правилами организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4.Иметь постоянную работу с гарантированным окладом и социальной защищенностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Быть первым руководителем в организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительное время 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
14. Соревноваться с другими и побеждать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
16. Создать новое коммерческое предприятие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
17. Посвятить всю жизнь избранной профессии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
18. Занять высокую руководящую должность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
19. Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
22. Единственная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и руководить ими 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая нравится 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься не своей профессиональной работой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я вовлечен в в ситуацию соревнования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка результатов.





Э. Шейн выделил восемь основных карьерных стратегий («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.).

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентации личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности с этой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5. Служение. Основными ценностями для данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше» и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску.

По каждой из восьми карьерных стратегий подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой стратегии (количество набранных баллов должно быть не менее пяти) и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех стратегий, кроме «стабильности»). В итоге для каждой карьерной стратегии определяется средний балл. Карьерная стратегия, получившая в результате подсчета наибольший средний балл, является ведущей.

Ключ и методика

Карьерная стратегия № пункта в методике
Профессиональная компетентность  
Менеджмент  
Автономия  
Стабильность
Служение  
Вызов  
Интеграция стилей жизни  
Предпринимательство  

5. Конструктивный рисунок человека из геометри­ческих фигур

Позволяет выявлять индивидуально-типологические различия. Нарисуйте человека, используя геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, но так, чтобы было использовано всего 10 фигур, не больше и не меньше.

Желательно 3 различных варианта рисунка человека на разных листах бумаги. Например так:

Методика «Якоря карьеры» Э. Шейна - student2.ru

Обработка результатов.Подсчитывается число использованных в изображении фигур (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают коли­чество треугольников, используемых в рисунке, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Полученное трехзначное число позволит вам отнести себя к определенному типу людей.

1 - руководитель 2 - ответственный исполнитель 3 – тревожно-мнительный 4 – «ученые» 5 – интуитивный 6 – «конструктор-изобретатель»
901 802 703 604 910 811 712 613 820 721 622 631 640 505 514 523 532 541 550 406 415 424 333 442 451 307 316 325 334 343 352 361 370 208 217 226 235 244 253 262 272 280 109 118 019 127 028 136 037 145 046 154 055 163 064 172 073 181 082 190 091

Типы:

I - руководитель - эти люди доминирует над другими, прояв­ляют организационные способности, хорошее речевое развитие, хоро­шую адаптацию к социальной среде. Жесткое доминирование над другими людьми проявляют 901, 910, 802, 811, 820; ситуативное доми­нирование проявляют 703, 712, 721, 730; воздействуют речью на людей («вербальный руководитель», преподавательский тип) - 604, 622, 613, 640.

II - ответственный исполнитель- эти люди колеблются при принятии ответственных решений, предпочитают выполнять чужие распоряжения, проявляя ответственность, требовательность к себе, высокий профессионализм, часто доводя себя до утомления и перенап­ряжения. Эти люди высоко ценят правдивость, добросовестность - 505, 514,523,532,541,550.

III - тревожно-мнительный тип(часто сомневаются в себе, тре­вожатся, отличаются ранимостью, хотя имеют разнообразные способ­ности, могут менять свою профессию, иметь хобби, не переносят бес­порядок, грязь, из-за чего порой даже конфликтуют с людьми; 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460, 415 - поэтический подтип, 424 - особая тщатель­ность в работе.

IV - «ученые» - эти люди абстрагируются от реальности, любят размышлять, порой разрабатывают свои теории, проявляют рациональ­ное поведение, душевное равновесие - 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370, 316, склонность к глобальным теориям, к сложной координацион­ной работе, 325 - склонность к медицинским, биологическим пробле­мам либо к познанию жизни (в кино, режиссуре и т. п.).

V - интуитивный тип:высокая чувствительность нервной сис­темы, истощаемость, утомляемость, чувствительность к новизне, способ­ность предчувствовать общее направление развития событий в буду­щем, интуиция. Эти люди вырабатывают свои нормы морали, прояв­ляют самоконтроль, не выносят посягательств на свою свободу, имеют богатое воображение, порой склонны к творчеству - 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Причем, 235 - часто среди профессиональных психологов или у людей при повышенном интересе к психологии человека, способных понимать и разбираться в психологии людей; 244 - склонность к литературному творчеству; 217 - склонность к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новиз­не; интересуется, увлекается новшествами в разных сферах жизни, науки, искусства.

VI - «конструктор-изобретатель, художник»- богатое вооб­ражение, пространственное видение, одержимы своими идеями, интро­верты, карьера, власть, деньги почти не интересуют их, погружены в свой мир идей, чувств, мыслей, живут своими моральными нормами -109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046, причем 019 - хорошо владеют аудиторией, 118 - сильные конструкторские возможности и способ­ности к изобретениям.

VII(дополнительная характеристика)- эмоционально-сочувствующий тип - повышенное внимание к чувствам людей; на сопереживание и помощь другим людям, на об­щение с ними порой тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация своих способностей - 550, 451,460, 352, 361, 370, 253, 262, 271,280,154,163,172,181,190,055,064,073, 082,091.

VIII(дополнительная характеристика)- «черствость»,равнодушие к переживаниям других лю­дей, не чувствует чужих переживаний, ради достижения своих целей порой способен на жестокость, «готов идти по головам» - 901, 802, 703, 604,505,406, 307, 208, 109.

I рисунок представляет собой доминирующий тип, II рисунок - тип, присутствующий как состояние, III рисунок - будущие перспективы.

Приложение 4 АНКЕТА ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ

Уважаемые студенты! Учебное и кадровое подразделения Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права проводит социологическое исследование проблемы трудоустройства выпускников университета. Ваши ответы помогут сделать выводы о специфике вашей занятости, способах поиска работы, основных элементах трудовой мотивации.

При ответах на вопросы № 2, 3, 4 подчеркните выбранный ответ (их может быть несколько, но не более 3) или в пустой графе напишите свой вариант.

Благодарим Вас за искренние ответы и серьёзное отношение к проводимому опросу!

1. Карьера для меня – это ___________________________________________

________________________________________________________________________

2. Чем вы планируете заняться после окончания УрИЭУиПр?

а) работать по специальности;

б) найти любую высокооплачиваемую работу;

в) поступить в аспирантуру;

г) открыть собственное дело;

д) уехать работать за границу;

е) получить второе высшее образование;

ж) другое _________________________________________________________

3. Какие факторы являются для вас решающими при выборе работы?

а) интересная работа;

б) большая зарплата;

в) престижная работа;

г) гибкий график работы;

д) комфортные условия труда;

е) возможность сделать карьеру;

ж) перспективная работа;

з) работа по специальности;

и) другое ________________________________________________________

4. Совмещаете ли вы работу и учёбу? а) да; б) нет.

Какие причины побудили Вас совмещать работу и учёбу?

а) приобретение опыта работы по специальности;

б) возможность трудоустройства после окончания учёбы;

в) материальная независимость;

г) оплата учёбы в вузе;

д) другое _________________________________________________________

5. Укажите, пожалуйста, способы поиска работы, которыми вы воспользуетесь (уже пользуетесь)? __________________________________________________

Группа, специальность ______________________________________________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (России) от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1995 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063).

4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Изд.: «ЮНИТИ», 2002.

5. Боровик К.С. Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов/на Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Изд-во «Дело», 1991.

7. Галанц Р.В. Современные методы и технологии трудоустройства безработных граждан в сфере малого и среднего бизнеса: Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05.: -М., 2002. -231 с., РГБ ОД, 61: 03-8/1694-2.

8. Гастев А.К. Как надо работать: Практическое введение в науку организации труда // СОВЕТСКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Изд. 3., - М. 2011. – 480 с.

9. Генкин Б.М., Свистунов В.М. Основы организации труда: Учеб. пособие. М.: «Норма», 2008. – 400 с.

10. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М., «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.

11. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – Спб. 2006. – 608 с.

12. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. – М.: «Феникс», 2010.

13. Дегтярева Т.П., Антропов В.А. Найм и отбор персонала. Екатеринбург. Изд.: «УрГТУ-УПИ», 2007.

14. Зайнетдинова И.Ф. Найм и отбор персонала: Учеб. пособие. Изд.: «УрГТУ-УПИ», Екатеринбург, 2009.

15. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник для ВУЗов, Изд.: «БГЭУ», Минск, 1996.

16. Карлоф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. – М., Изд.: «Экономика», 2001.

17. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М., Изд.: «Гросс Медиа», 2006.

18. Климов Е.А. Психология профориентационного самоопределения. – М. «Академия», 2004.

19. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Под ред. В.И. Шкатуллы. М., Норма, 2007.

20. Мескон М.Х., Адьберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., Дело, 2006.

21. Лакейн А. Искусство успевать. Пер. с англ. – М., 2002.

22. Лукина А.К. Сборник профессиональных игр, викторин, конкурсов (методическое пособие). – Красноярск, 2004.

23. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. Изд-во «Эксмо», 2010.

24. Пряшникова Е.Ю. Профориентация. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.

25. Пряшников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. _ М.: «ВАКО», 2005.

26. Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры населения при переходе к рынку. // Общество и экономика. – 2001. № 10. С. 120-135.

27. Силбер Ли. Карьера для творческого человека. Курс выживания в джунглях современного бизнеса. Пер. с англ. – М., Изд.: «Добрая книга», 2004.

28. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. – М., «Просвещение», 2006.

29. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М., «Просвещение», 2006.

30. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. 3-е изд. М.: «Норма» 2003.

31. Шкатулла В.И., Сытинская М.В. Новая модель трудового договора. // Кадровик. 2006. № 12.

Наши рекомендации