Глава 1. социальные аспекты поиска
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Нижний Тагил
ББК _______
Б __
Печатается по решению Кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права (протокол № 4 от 05 мая 2011 г.)
Рецензенты:
Райхерт Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права;
Калашникова Ольга Владиславовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой управления и социальной работы Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.
Батаев В.В. Технология трудоустройства в России: Учебно-методическое пособие. Нижний Тагил, 2011. 117 с.
Учебно-методическое пособие написано в рамках спецкурса «Технология успешного поиска работы и трудоустройства». Она содержит теоретический и прикладной материал, предлагаемый к использованию в рамках данного курса, показывает особенности успешного поиска работы в условиях современной России. В приложении изложены применяемые в современной практике кадровых подразделений Российской Федерации руководящие документы, методики и тесты выявления основных личностных и профессиональных характеристик граждан, претендующих на трудоустройство.
Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов дневной формы обучения всех специальностей, обучающихся в Нижнетагильском филиале Уральского института экономики, управления и права.
© Батаев В.В., 2011
© Нижнетагильский филиал Уральского института экономики, управления и права, 2011
Содержание
Введение …………………………………………………….……………………. 4
Глава 1. Социальные аспекты поиска работы в России……………………7
1.1. Рынок трудовых ресурсов в России – особенности формирования и функционирования …………………………………………………………….…..….7
1.2. Этапы, способы и приемы трудоустройства ……………………………... 19
1.3. Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве ………………….….33
Глава 2. Поиск работы в России – психологические аспекты .…………..42
2.1. Тестирование и анкетирование при приеме на работу …………………. 42
2.2. Психологические особенности прохождения интервью с работодателем и самопрезентации …….………………………………………………………….. 49
2.3. Имидж трудоустраивающегося …………………………………………… 67
Глава 3. Юридические аспекты трудоустройства в России ………….…..81
Заключение …………………………………………………………………….. 90
Приложение ……………………………………………………………………. 92
1. Сборник анкет, применяемых при приеме людей на работу ..…………… 92
2. Тесты профориентации ……………………………………………………… 98
3. Анкеты входного контроля и обратной связи……………………………...115
Список литературы ..……………………….……………………………….. 116
Введение
В своей жизни мы принимаем ряд важных, подчас судьбоносных решений.
Выбор места работы - одно из них, ведь от того, в какой организации, должности, окружении работает человек, зависит его социальный статус, материальное благополучие, самочувствие и самоощущение. Именно с поиска достойной работы начинается или успешно продолжается деловая карьера. Эффективный и результативный поиск работы и является той проблемой, которая рассматривается в данном пособии.
Известный афоризм «Кто ищет, тот всегда найдет!» как нельзя лучше подходит к поиску работы на современном рынке труда. К поиску работы человека могут подвигнуть различные жизненные обстоятельства. Работу ищут выпускники образовательных учреждений с целью продолжения успешной социализации; работу могут искать квалифицированные специалисты, достигшие своего карьерного либо профессионального «потолка» в рамках одной организации, работу в современном обществе ищут все те лица, у которых нет собственного дела или каких-то других источников к нормальной жизни.
Причиной поиска работы может стать также то, что вид деятельности, которым человек занимался до сих пор, утратил актуальность и не востребован на рынке труда. В последнем случае речь идет, как правило, не только о смене работы, но и о смене профессии. Поиск новой работы может быть также мотивирован неудовлетворенностью занимаемой должностью, потребностью в личностном росте и самовыражении, не находящей реализации на имеющемся месте работы.
В действиях, необходимых для успешного поиска новой работы, как нам представляется, можно выделить две основных фазы.
Первая, мы назовем ее пассивной, фаза. Она включает в себя сбор и анализ информации о вакансиях, составление резюме, подготовку рекомендательных писем. При этом необходимо отслеживать и анализировать информацию о ситуации на рынке вакансий. Это рекомендуется делать постоянно, а не только тогда, когда возникает необходимость найти или сменить работу.
Вторая фаза, назовем ее активной, предполагает целеустремленные и активные поиски работы соискателя. Можно выделить следующие основные этапы активной деятельности по трудоустройству:
1. Установление контакта с работодателем (письменно, по телефону, с помощью электронной почты, факса, в некоторых случаях - путем личного обращения). Цель - получение приглашения на собеседование.
2. Подготовка к собеседованию (подготовка необходимой документации, «проигрывание» ситуации собеседования, пробное прохождение предполагаемых тестов, составление списка вопросов, сбор информации о фирме и потенциальном работодателе и т.д.). Цель - произвести максимально выгодное впечатление на работодателя.
3. Прохождение собеседования (беседа с работодателем, эффективная самопрезентация, прохождение тестирования и анкетирования). Цель - получить приглашение на вакантную должность.
4. Принятие решения (анализ предложенных вакансий, при этом выбор должен быть оптимальным для соискателя). Цель - сделать выбор, максимально отвечающий Вашим запросам и возможностям.
5. Обратная связь соискателя с руководителями других фирм, куда поступало предложение от него услуг (оповещение о том, что Вы на данный момент не нуждаетесь в работе, письменное или устное выражение признательности за то, что Ваша кандидатура была рассмотрена). Цель - сохранение контактов на случай нового обращения или дальнейшего партнерского сотрудничества.
Необходимо принять во внимание, что специфика действий на каждом этапе зависит от выбранного соискателем способа поиска работы.
В пособии Вам предложены как теоретические, так и прикладные методики трудоустройства в Российской Федерации. Обращаем Ваше внимание на то, что применение их должно иметь творческий характер.
В заключительной части пособия прилагаются часто применимые в ходе отбора кандидатов профессиональные тесты, а также выдержки из отечественного законодательства по проблемам трудоустройства.
Представляется, что Вам пригодятся советы и рекомендации, изложенные в данном пособии не только в рамках спецкурса «Технология поиска работы и успешного трудоустройства», в рамках которого мы будем его использовать, но и в Ваших дальнейших жизненных шагах по успешному формированию своей жизни.
РАБОТЫ В РОССИИ
Экспертные консультации
Если вам трудно оценить данное предложение о работе, обратитесь к консультации экспертов. В реальной жизни многие наши знакомые могут выступить в качестве экспертов. Спросите мнение других людей. Поговорите с людьми, которые знакомы с организацией, где вы собираетесь работать. Послушайте, что говорят люди, занимающие подобное положение. Даже те, кто не знаком с данной работой или отраслью, могут помочь вам советом. Непредвзятый взгляд со стороны может помочь вам посмотреть на проблему с разных сторон.
Однако не забывайте, что ответственность за принятие того или иного решения лежит исключительно на вас. Соберите как можно больше всякой информации и затем положитесь на свою собственную способность принимать правильные решения.
2). Логический вариант.
Если вы человек рациональный и логичный, то в ситуации принятия решения вам может помочь элементарный логический расчет.
Начните с вашего собственного представления о хорошей работе.
Проанализируйте предстоящие должностные обязанности, сферу ответственности, возможность карьерного и профессионального роста, стиль руководства, типы поведения сотрудников и коллег, полный компенсационный пакет и т.д. Определите для себя, какие аспекты этой должности являются для вас самыми важными? Хотите ли вы работать в конкретной отрасли или с каким-то определенным кругом людей? Что для вас более важно: зарплата, интересная работа или местонахождение фирмы? Хотите ли вы часто ездить в командировки или, наоборот, вам нужно больше времени проводить в семье? И так далее. Запишите все эти факторы, располагая их по порядку. Начните список с самого важного.
Составьте таблицу. В левой колонке (вертикальный столбец) отметьте все требования, которые вы предъявляете к новому месту работу. По горизонтали отметьте рассматриваемые вакансии, включая прежнее место работы. Затем сравните каждое предложение с вашими пожеланиями и оцените эти соответствия по пятибалльной шкале: от 1 (все очень плохо) до 5 (прекрасно, перспективно). Представим Вам следующий вариант таблицы (см. табл. 1).
Например, работа в компании «А» может получить оценку «5» по категории «стиль управления в организации», потому что в этой организации авторитарный стиль руководства с элементами патернализма, а Вы привыкли к тому, чтобы за Вас решали основные проблемы, соответственно чтобы с Вас снимали существенную степень ответственности за результаты вашего труда.. Но в то же время она может иметь отметку «2» по параметру «образ жизни/рабочая обстановка», потому что у вас есть семья, а работа требует частых и длительный командировок.
Таблица 1.Принятие решения о работе (логический вариант)
Требования к работе, характеристики | Возможности места работы | ||
Прежнее (настоящее) | Компания «А» | Компания «Б» | |
Заработная плата | 3 * 2 | 5 * 2 | 4 * 2 |
Профессиональный опыт, новые знания, которые Вы приобретете | 4 * 1,5 | 4 * 1,5 | 5 * 1,5 |
Сфера деятельности фирмы (перспективы на рынке) | |||
Карьерный рост, возможность быстрого продвижения по службе | 2 * 1,5 | 4 * 1,5 | 5 * 1,5 |
Креативность вашей работы | |||
Стиль управления в организации | |||
Упорядоченность рабочего дня (нормированный, ненормированный) | |||
Образ работы/ рабочая обстановка (наличие и постоянство командировок) | |||
Другие … (напишите) | |||
Общее количество баллов | 45,5 |
Чтобы быть абсолютно точным в таком логическом расчете, вы должны проиндексировать ваш список требований и желаний.
Разумеется, некоторые параметры в оценке вашей работы являются более важными. Следовательно, они имеют больший вес и их нельзя одинаково оценить. В этом случае выберите два-три параметра, которые для вас наиболее важны. Умножьте на повышающий коэффициент «1,5» те оценки, которые вы присвоили по этим параметрам каждому месту работы. Самый важный для Вас параметр умножьте на коэффициент «2» (стандартно таким представляется заработная плата).
Сложите все оценки, поставленные вами каждому месту работы. Теоретически то предложение, которое набрало максимальную сумму баллов, соответствует Вам самым наилучшим образом. В рамках предложенной таблицы лучшим вариантом представляется работа в компании «В».
Подготовка к обсуждению зарплаты
Прежде всего определите оптимальный для себя уровень оплаты труда. Исследуйте свою рыночную стоимость. Перед тем, как пойти на интервью, убедитесь, что вы владеете самой последней информацией о размерах заработной платы для той позиции, на которую вы претендуете. Узнайте, сколько получает специалист вашей квалификации. Агентства по подбору персонала обычно имеют рейтинг зарплаты профессионалов разного уровня. Многие профессиональные журналы также публикуют подобные сводки.
Затем решите, на какую минимальную зарплату вы согласны независимо от характера предложенной работы: так вы определите предел компромисса. Затем представьте цифру, которая заставит вас улыбаться, а ваше сердце учащенно биться. Таким образом, получилось 3 цифры: минимум, реалистичная зарплата, на которую вы можете претендовать, и зарплата вашей мечты.
Процесс переговоров
После того как вы спокойно и обстоятельно обдумаете сделанное вам предложение о работе, проведете всю предварительную исследовательскую работу, вы будете чувствовать себя гораздо более уверенным и подготовленным к конструктивному диалогу с работодателем.
Начинайте и ведите переговоры, демонстрируя устойчивое понимание своих профессиональных умений и знание их рыночной стоимости. Ведя переговоры о заработной плате, обратите внимание на следующие моменты.
Попытайтесь сделать так, чтобы интервьюер сообщил о размере зарплаты прежде, чем вы назовете свою цифру. Когда получите ответ (от минимума до максимума), вы сможете сравнить эти цифры с вашими требованиями к зарплате. Если вас напрямую спрашивают, сколько вы хотели бы зарабатывать, попытайтесь не называть конкретных цифр и отвечайте неопределенно, например: «Я бы вернулся к обсуждению зарплаты, когда и я, и вы будем уверены, что я подхожу на эту должность»; «Я полагаю, что расчет моей зарплаты производится с учетом стандартов, принятых в данной индустрии и конкретных должностных обязанностей»; «А сколько обычно получает человек, работающий в вашей фирме и имеющий образование и опыт такой же, как у меня?»; «Хотя деньги и являются важным фактором, для меня работа у вас привлекательна прежде всего потому, что моя квалификация отвечает вашим потребностям»; «Исходя из описания работы и размера зарплаты, которые вы предварительно указываете, мы говорим об одних и тех же пределах».
Если представитель компании все же хочет услышать ваше предложение, обозначьте в качестве пределов свои среднюю и высшую цифры, но не минимум и максимум.
Проанализируйте для себя следующие типичные случаи, возникающие при ведении переговоров о заработной плате, а также Ваши возможные реакции на них:
1) Вам сделали отличное предложение. Возможная реакция: «Я внимательно ознакомился с вашим предложением. Должен признать, что оно достаточно конкурентоспособно. Однако предложенный вами размер месячной заработной платы на 10% ниже, чем я зарабатываю в настоящее время. Хотя бонусы помогут улучшить ситуацию, все-таки я предложил бы пересмотреть размеры базовой зарплаты. Есть ли возможность изменения размера предложенной зарплаты?».
2) Вам сделали хорошее предложение. Возможная реакция: «Определенно, мои ожидания почти оправдываются. Однако я надеялся на несколько большую сумму в пределах от... до... Насколько велики наши возможности для дальнейшего обсуждения зарплаты?».
3) Вам сделали предложение с низкой зарплатой. Возможная реакция: «Ваша компания мне действительно нравится, и работа кажется подходящей. Успехи управления и организационной стратегии также выглядят весомыми. Единственное, о чем нам нужно поговорить, и единственное, что меня удерживает, - это первоначальное предложение о компенсационном пакете. Откровенно говоря, зарплата меньше, чем я ожидал. Я действительно заинтересован в этой должности, и, по моим сведениям, $Х - это приблизительный уровень зарплаты. В других компаниях, с которыми я веду переговоры, предлагается примерно столько. Вы можете что-нибудь предпринять в этом направлении?».
Если ваши усилия на переговорах о зарплате не возымели успеха, и компания не предложила приемлемую для вас зарплату, но вы хотите получить эту работу, отложите разговор на будущее. Обсудите с работодателем возможность увеличения заработной платы в дальнейшем.
Способы увеличения материального вознаграждения:
1. Бонус (премия).Хорош как дополнение к зарплате, но когда в качестве оплаты вам предлагают только бонус, вы должны осознавать его нестабильность: сегодня он есть, а завтра неизвестно. Вам также могут предложить премию, выплачиваемую в конце года в дополнение к вашей заплате. Данные премии также непостоянны, если они не вписаны в Ваш контракт (договор).
2. Пересмотр зарплаты. Обычно он происходит через 90-120 дней после начала работы. Вы можете оговорить повышение зарплаты по окончании испытательного срока.
3. Дополнительные привилегии. Их список может варьироваться в зависимости от традиций и корпоративной культуры компании. Определите для себя, какие из них могли бы реально повысить ваш уровень жизни, сократив текущие расходы.
Будучи хорошо подготовленным и уверенным в себе, вы легко овладеете искусством ведения переговоров о зарплате. Итак, если вы со вниманием отнесетесь к предложенным советам по поиску работы, будьте уверены - ваш поиск закончится не только получением той должности, которую вы хотите, но и той заработной платы, которую вы заслуживаете.
ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
Первая встреча человека, ищущего работу, с работодателем проходит, как правило, заочно, с помощью резюме. Правильно составленное резюме должно отвечать целому ряду требований. В этом случае оно гарантирует успешное трудоустройство и становится очередным этапом карьеры.
Сравнительно недавно слово «резюме» стало обозначать не только выводы, краткое содержание, например доклада или книги, но и самохарактеристику, своеобразное жизнеописание человека. Резюме - первое, что необходимо иметь при поиске работы, это одно из самых эффективных средств рекламы на рынке труда.
В некоторых случаях можно встретить термин CV (лат. - curriculum vitae – жизнеописание), который представляет собой резюме работников творческих профессий - художников, дизайнеров, ученых, журналистов; в нем представлены результаты труда, в то время как места работы не указываются. Кроме того, обычно художники и дизайнеры представляют портфолио - комплект образцов своей продукции.
Резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника:образованность, продуктивность и неограниченность способностей.
Каждый претендент на замещение вакансии должен составлять свое резюме сам. Резюме, как правило, оформляется в печатном виде, на бумаге хорошего качества, снабжается фотографией.
Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом, как правило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить пригласить на личную встречу. Если приглашение на собеседование получить не удалось, значит, резюме по каким-то причинам не привлекло внимание.
На основании резюме формируется первое и довольно устойчивое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зависит от стереотипов восприятия людей.
Резюме, с которым работодатель ознакомился до собеседования, позволяет быстро узнать главное о кандидате, сформулировать дополнительные вопросы и не записывать необходимые данные о кандидате, что сокращает время и повышает эффективность собеседования.
По форме резюмеподразделяются нахронологические, функциональные, хронологически-функциональные, целевые и академические.
1) Хронологическое или ретроспективное резюме подходит специалистам, много лет проработавшим в одной и той же области и желающим в ней продолжать свою деятельность. Описание трудового опыта и имеющегося образования располагается в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы или учебы. Если человек работал только на одном месте, следует разделить трудовой стаж на хронологические части соответственно продвижению по должностной лестнице. Годы работы и учебы располагаются на странице слева. Под датами никаких других данных не пишут.
2) Функциональное резюмеприменяется при описании специфического трудового опыта и круга знаний, когда нет необходимости располагать в хронологическом порядке процесс накопления этого опыта. Эта форма резюме приемлема в тех случаях, когда был большой перерыв в работе или есть необходимость сменить профессию.
3) Хронологически-функциональное резюме используется наиболее часто для освещения каких-то особых достижений, в нем в то же время сохраняется хронологическая последовательность изложения трудового стажа и образования.
4) Целевое резюме заполняется тогда, когда внимание сосредоточивается на соискании определенной должности и запрос подкрепляется изложением знаний и способностей.
5) Академическое резюме используется для поиска профессорско-преподавательской работы. Самостоятельную часть такого резюме составляет перечень научных работ и публикаций, научных достижений, наград и званий. Это Ваше будущее, но не настоящее.
Специалисты, работающие на рынке труда, считают наиболее универсальной следующую структуру резюме:
1. Заголовок - фамилия, имя, отчество кандидата. Располагается обычно вверху страницы по центру. Слово «резюме», «характеристика» и другие названия в заголовке не пишутся.
2. Основные личные данные - дата рождения, адрес, телефон, семейное положение. Обычно располагаются в верхнем левом углу под заголовком и печатаются более мелким (11-12) шрифтом.
3. Цель обращения - на какую работу, в какой должности и на каких условиях претендует кандидат (2-3 строки, но не более 6).
4. Образование - даты поступления и окончания, наименование учебного заведения, полученная специальность и присвоенная квалификация. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют цели соискателя, участие в научно-исследовательской работе. Излагается в обратном хронологическом порядке, т.е. начинается с последнего места учебы.
5. Опыт работы - даты приема и увольнения, название организаций, занимаемые должности, выполняемые функции и профессиональные достижения. Это главная часть резюме, однако непропорциональная подробность изложения этих данных нежелательна. Опыт работы обычно излагается в обратном хронологическом порядке.
6. Дополнительная информация - данные о дополнительных знаниях и навыках, имеющих отношение к данной работе, важные факты биографии и личные качества:
а) владение иностранными языками («свободно», «в совершенстве», «читаю и перевожу со словарем»; однако последнее не приветствуется), в настоящее время молодые сотрудники должны владеть английским хотя бы на бытовом уровне – это минимальное требование;
б) владение навыками работы на компьютере (желательно с указанием применяемых компьютерных средств), желательны хотя бы первичные навыки системного администратора или хорошего пользователя;
в) наличие водительских прав и опыта вождения (можете указать вид автомобиля и коробки передач);
г) членство в профессиональных объединениях или партиях (однако данное членство не приветствуется в силовых и в ряде других бюджетных структур России);
д) сведения об общественной деятельности (данная деятельность зачастую не приветствуется);
е) сведения о военной службе и воинских званиях (в первую очередь для мужчин);
ё) серьезные увлечения на досуге, имеющие отношение к данной работе или достигнутым успехам;
ж) указание о готовности к сверхурочной работе, длительным и дальним командировкам, смене места жительства;
з) сведения о рекомендациях;
и) личные деловые качества и характеристики, например, «аккуратен», «трудолюбив», «честен», или действительно важные, например, «высоко заинтересован», «предан фирме», «энергичен и целеустремлен», «требователен к себе и другим», «лидерские качества». Этот пункт в разделе «Дополнительная информация» лучше выделить. Например, под названием раздела написать «Личностная характеристика», а справа дать сам текст.
7. Дата составления резюме - датирование резюме повышает достоверность заинтересованности в данной работе, старая дата может свидетельствовать о том, что кандидат давно и безуспешно ищет работу. Исходя из этого дата Вашего резюме всегда должна быть свежей.
Не рекомендуется в резюме указывать свой пол, количество членов своей семьи, перечислять их, указывать влиятельных родственников.
Стиль написания резюме должен отвечать следующим требованиям: 1) краткость - отсутствие лишних слов, непонятных сокращений и терминов; 2) конкретность - отсутствие неточной или лишней информации, не имеющей прямого отношения к вакансии; 3) целенаправленность - изложение главных сведений, подтверждающих право претендовать на данную должность; 4) честность - отсутствие недостоверной информации. Помните, что все можно проверить; 5) активность (используйте активные глаголы, показывающие активность). Например, если у вас есть только начальные знания бухучета, а они необходимы для данной должности, то нужно писать «владею основами бухучета и аудита». Не следует писать «участвовал», «оказывал помощь», т.к. это позволяет думать, что вы стояли в стороне и от случая к случаю оказывали разовые услуги; 6) избирательность (не считайте, что чем больше дано разношерстной информации, тем лучше; отбирайте информацию исходя из цели резюме);
Резюме можно послать в организацию по почте, по факсу, по электронной почте, но часто кандидаты приносят резюме сразу на собеседование и просят с ним ознакомиться до разговора.
Резюме на английском (или любом другом) языке составляется лишь в том случае, если вы претендуете на вакансию в иностранной компании. В российскую фирму или кадровое агентство следует направлять резюме на русском языке. Исключением могут быть резюме специалистов, для которых знание языка является одним из критериев отбора. Но и в этом случае лучше продублировать резюме и предоставить копию на русском языке. Таким образом, вы сможете одновременно продемонстрировать и знание языка, и уважение к человеку, к которому ваше резюме попадет.
Следует помнить, что удачное резюме поможет вам получить приглашение на интервью, т.е. личную встречу с работодателем или его представителем, а не работу. Поэтому, ваша цель - добиться, чтобы читающий ваше резюме захотел встретиться с вами лично.
Довольно часто представление резюме сопровождается письмом, особенно в случае, если резюме отправляется по почте, факсу или E-mail.
Основная цель сопроводительного письма - заинтересовать работодателя в прочтении резюме и объяснить, почему кандидат обращается к этому лицу, какую пользу он может принести организации и попросить принять его для собеседования.
Рекомендуется такие письма печатать и сопровождать личной подписью. Письмо следует начинать с приветствия к тому человеку, с которым претендент хотел бы встретиться, от кого может зависеть решение о приеме на работу, или к тому, кто будет фактически руководить новичком на начальном этапе работы. Поэтому необходимо уточнить, на чье имя следует посылать письмо.
В сопроводительном письме можно показать свою осведомленность об организации, ее деятельности и достижениях, удачных проектах. Такую информацию можно найти в деловых разделах местных газет и во многих отраслевых журналах. Если письмо пишется в ответ на объявление в прессе, указывается и эта причина.
В основной части письма обычно дается краткая квалификационная характеристика претендента со ссылкой на прилагаемое к письму резюме, что должно расширить представление работодателя о претенденте и побудить его встретиться с ним.
В заключительной части письма претендент обычно просит о встрече для собеседования, указывает временной отрезок, в котором желательно было бы встретиться, сообщает, что для уточнения он позвонит секретарю.
Письмо завершается стандартной фразой: «Искренне Ваш», «С надеждой на сотрудничество» и т.п., тремя – четырьмя строчками ниже следует подпись, а затем - фамилия, инициалы, адрес и номер телефона автора письма.
Требования к содержанию письма: 1) точность и ясность изложения мыслей, короткие слова, короткие фразы, короткие абзацы; 2) максимальная доступность текста для понимания, употребление простых фраз, точно и однозначно выражающих суть; 3) краткость – лаконичность, отсутствие лишних слов и пустых фраз; 4) грамотность – соблюдение норм грамматики и правописания, а также требований делового этикета; 5) корректность – деловой и вежливый стиль изложения, не исключающий живости и образности языка, оставляющий приятное впечатление о человеке.
В настоящее время на некоторых сайтах Интернета можно найти готовые шаблоны резюме, которые достаточно просто заполнить. Однако опытные кадровые работники умеют отличить самостоятельно составленное резюме, над которым автор потрудился, обдумывая и отшлифовывая каждое слово, и резюме, составленное под диктовку.
Некоторые ошибки при составлении резюме:
- несоответствие трудовой биографии, образования, опыта работы претендента объективным требованиям к должности или выставленным работодателем условиям;
- слишком короткое резюме – непонятно, то ли автору нечего сказать о себе, то ли он – «серая мышка», скромность сегодня является недостатком;
- демонстрация частой смены мест работы без объяснения объективных причин данной смены;
- отсутствие указаний на профессиональный рост;
- указание множества различных обучающих курсов и семинаров;
- слишком подробное резюме, содержащее множество ненужной информации и лирических отступлений или проявление неуместного юмора.
Правильно составленное резюме - ваш помощник в поисках достойной работы, поэтому рекомендуется постоянно развивать собственное умение составлять резюме. Однако резюме – это только документ, он не заменит богатство вашей личности, а значит, необходимо научиться эффективной самопрезентации во время собеседования и интервью.
Образец резюме предлагается в таблице 2.
Таблица 2. Образец резюме
АВАЕВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Основные личные данные | Дата и место рождения: 25.03.1987 г., г. Нижний Тагил. Домашний адрес: 622001, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Достоевского, д.33, кВ. 77. Телефон: (моб.) ___, (дом.): 22-22-22. E-mail: [email protected] |
Цель | Получение должности юрисконсульта, менеджера по персоналу |
Образование | 2004-2009 гг. Уральский институт экономики, управления и права (УрИЭУиПр), Нижнетагильский филиал, специальность – гражданско-правовая, квалификация – юрист. |
2002-2004 гг. Нижнетагильский педагогический колледж № 1, специальность – социальная педагогика, диплом с отличием. | |
Опыт работы | 2012-2014 гг. – ООО «Триумф». г. Нижний Тагил. Ведущий юрист 1. Организация и проведение юридического сопровождения деятельности предприятия. 2. Планирование сделок. 3. Судебные споры |
2011-2012 гг. - ООО «Триумф». г. Нижний Тагил. Юрист 1. Договорная работа. 2. Исковое производство. 3. Судебные споры | |
2009-2011 гг. – МУП «Спокойствие». г. Нижний Тагил. Юрисконсульт 1. Консультирование сотрудников предприятия. 2. Договорная работа, исковая. 3. Работа в судах различной юрисдикции. Образование. | |
2008-2009 гг. – Юридическая коллегия № 3 г. Нижний Тагил. Помощник адвоката 1. Работа в судах различной юрисдикции. | |
2006-2008 г.(лето) – Дом отдыха «Чусовая», культорганизатор: организация досуга | |
Профессиональные навыки | Юрист, специалист в области гражданского, трудового и корпоративного права и т.д. |
Дополнительная информация | Имею опыт работы с электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами, электронной почтой, Интернетом, с информационными системами «Гарант», «Консультант плюс», работа с оргтехникой. Английский язык – средний уровень (владею свободно, разговорная практика в период летних каникул в 2006 г, 2007 г.г. в международном молодежном лагере «_____________» Великобритания). Водительское удостоверение категории «В». Личная характеристика: Целеустремленность, коммуникабельность, организованность, ответственность; спокойный уравновешенный характер, умение работать в команде |
Рекомендации | По требованию |
(Личная роспись) 25.03. 2014 г.
ИМИДЖ ТРУДОУСТРАИВАЮЩЕГОСЯ
Одним из важных аспектов успеха в предварительной стадии собеседования или в рамках встречи с работодателем является соответствующий внешний вид или имидж лица, ищущего работы.
Необходимо учитывать, что имидж личности является понятием многослойным. Если его максимально упростить, то в этом случае он в себя включает: нашу одежда; наше состояние здоровья, состояние нашей памяти, наше невербальное поведение.
2.3.1. Во многом ведущим аспектом в имидже личности является его внешний вид, ведущей частью которого является одежда. До сих пор не отменена пословица «По одежке встречают …». В свете этого значительный прикладной характер приобретает имидж человека, ищущего работу. Очень важно, как он может себя подать.
В доимперские времена Русского царства – в 1701 г. в Москве вышел Указ царя Петра I «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел». В нем говорится: «Боярам и окольничим и думным и ближним людям и стольникам и стряпчим и дворянам боярским и гостям и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и черных слобод всяких чинов людям московским и городовым жителям и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут в Москве для промыслов, кроме духовного чину, священиков и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье немецкое верхнее саксонския и французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки немецкия, и ездить на немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетников и драгунским и солдатским и стрелецким женам и их детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки немецкие же, а русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не торговать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки русские и черкесские кафтаны и азямы и тулупы, так-де и на русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам иматъ пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
Люди формируют свое впечатление о нас в первые же минуты, еще до того, как мы начали говорить. Если первое впечатление по отношению к нам положительно, то можно начинать общение уже на «втором этаже», если отрицат