Убийства и убийцы как предмет судебного исследования
Убийство — самое опасное, самое жестокое и противоестественное из всех преступлений против личности вообще и из категории насильственных в частности. В них, как ни в одном другом виде преступлений, отражается на уровне трагедии вся сложность социальных отношений между людьми, все многообразие мотивов и крайне опасных форм разрешения человеческих противоречий и столкновений.
Убийство жестоко потому, что является посягательством на высшее и бесценное благо, дарованное человеку природой,— жизнь. Оно несет роковые последствия — лишение человека жизни необратимо. Жизнь не компенсируется ничем, ибо эквивалента жизни нет. Жестокость убийства состоит в его безжалостности, беспощадности. Совершая физическое насилие над кем-либо, преступник сознает, что мог бы не прибегать к крайним мерам насилия, пожалеть, пощадить жертву, но не делает этого, а осуществляет насилие, направленное на причинение смерти либо допускающее возможность ее наступления.
По делам об убийствах приобретают исключительное значение показания подсудимого.Их особая значимость определяется рядом факторов, прежде всего тем, что с гибелью потерпевшего и на предварительном следствии, и в суде оказывается утраченным важнейший источник информации об объективных и субъективных сторонах данного преступления.
Кроме того, убийца, осознавая, что остался единственным, кто знает все о содеянном, искажает основные его моменты в свою пользу.
И даже очевидцы убийства подчас не могут опровергнуть отдельных ложных утверждений подсудимого, ибо, свидетельствуя лишь о том, как все случилось, они крайне редко могут объяснить, почему (мотив) это произошло.
Уже при изучении материалов дела государственный обвинитель сталкивается с конкретной позицией и определенными показаниями обвиняемого на предварительном следствии, а то и с фактами их изменения.
Обратимся к анализу типовых ситуаций, связанных с попытками подсудимого избежать уголовной ответственности за содеянное либо добиться существенного смягчения меры наказания.
Известны два типовых варианта позиций и соответствующих им показаний. Выбор любой из них в решающей мере определяется тем, какими возможностями по сокрытию убийства обладал подсудимый и насколько сумел их реализовать.
Вариант первый. Если убийце удалось вывезти (вынести) труп с места происшествия и спрятать, уничтожить его либо инсценировать убийство потерпевшего в другом месте и иными лицами, а также ликвидировать видимые следы преступления, то он будет отрицать факт убийства и утверждать, что не причастен к нему и что ничего не знает об обстоятельствах его совершения.
Вариант второй. Не имея возможности отрицать свою причастность к совершению убийства (поскольку расследованием, например, были установлены и допрошены очевидцы преступления или собраны иные доказательства, изобличающие убийцу), подсудимый обычно придумывает обстоятельства:
1) целиком оправдывающие содеянное им (необходимая оборона);
2) существенно облегчающие правовую оценку деяния (состояние физиологического аффекта, превышение пределов необходимой обороны, неосторожное лишение жизни);
3) могущие хоть как-то смягчить грозящее ему наказание.
Что изберет подсудимый из названного спектра государственный обвинитель в состоянии прогнозировать с определенной степенью точности, исходя из оценки особенностей обстановки совершенного преступления, объективных возможностей и личностных характеристик убийцы.
Если следователь соберет необходимый комплекс сведений о его личности (характеристики, справки, копии документов, в частности приговоров, если они были, а также показания о нем знающих его лиц), то государственный обвинитель получает возможность изучить личность обвиняемого по материалам дела и избрать правильную тактику участия в судебных действиях.
Однако, в многочисленных характеристиках обвиняемого, имеющихся в деле, описываются в основном факты его поведения на работе, дома, в обществе, но крайне редко раскрываются свойства его личности: воля, сдержанность, интеллект, система ценностей, характер привычек, склонностей, типичные для него формы поведенческих реакций на стрессовые и конфликтные ситуации.
В целом же названные выше качества личности подсудимого прокурор должен учитывать не только для объективной оценки степени его общественной опасности и определения адекватного ей размера наказания, но и для прогнозирования его поведения в суде по отношению к обвинению, его возможных •маневров", а также для выбора тактических средств борьбы с ними.
Особое значение приобретает сравнительный анализ личностных свойств каждого из подсудимых в групповом убийстве. Известно, что чем больше соучастников, тем сложнее четко определить роль и конкретизировать вину каждого из них в отдельности, тем больше противоречий может быть в их показаниях, в том числе и намеренно создаваемых, тем более сложной может оказаться тактическая борьба в судебном процессе. Это важно учитывать еще и потому, что оппонирующая сторона в суде будет представлена не одним, а несколькими защитниками, как правило, оспаривающими обвинение в пользу своих подзащитных.
2. Методологические особенности подготовки