Основания отказа в возбуждении уголовного дела
Прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Одна из основных целей уголовного судопроизводства – это защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Достижению этой цели способствует институт отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (глава 4 УПК РФ). Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Однако уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основаниям, указанным в ст.ст. 24 - 28 УПК РФ.
Прекращение уголовного преследования означает отказ стороны обвинения от продолжения процессуальной деятельности по изобличению лица в совершении преступления. Прекращение уголовного преследования без прекращения уголовного дела возможно в двух случаях:
- Когда основания для прекращения уголовного преследования относятся не ко
Всем, а к одному или нескольким подозреваемым, обвиняемым. В отношении других лиц уголовное дело и уголовное преследование могут продолжаться.
- Уголовное преследование прекращается в части предъявленного обвинения –
По отдельным эпизодам (преступлениям), если они не нашли своего подтверждения. Производство по делу в оставшейся части обвинения продолжается.
В случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых, обвиняемых по данному уголовному делу оно также целиком прекращается, за исключением случаев, когда необходимо раскрыть преступление.
Основания для прекращения уголовного дела и уголовного преследования в зависимости от наступающих в результате юридических последствий принято делить на реабилитирующие (влекущие восстановление лица в соответствующих правах) и нереабилитирующие (не влекущие реабилитации, т.е. восстановления в правах). Нереабилитирующие основания предполагают доказанность совершения обвиняемым (подозреваемым) деяния, которое содержит признаки состава преступления.
Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно классифицировать и по иному критерию – действию так называемых правил «законности» либо «целесообразности» в осуществлении уголовного преследования. Это обстоятельства, исключающие производство по делу и обстоятельства, освобождающие от уголовного преследования.
При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу в связи с отсутствием предпосылок для уголовного преследования, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению. Эти обстоятельства подчинены правилу «законности уголовного преследования», когда его продолжение или прекращение не зависит от усмотрения правоприменителя, а также позиций, занимаемых сторонами.Следователь, дознаватель или прокурор безусловно обязаны отказать в возбуждении уголовного дела или прекратить дело при установлении одного из обстоятельств этой группы.
Для производства по делу могут отсутствовать как фактические (отсутствует или не доказано событие преступления – п.1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, лицо не причастно к совершению преступления – п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), так и юридические предпосылки. Юридические предпосылки, в свою очередь, распадаются на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые(уголовно-правовые) предпосылки уголовного преследования отсутствуют, прежде всего, когда в деянии нет состава преступления, в том числе имеются обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл. 8 УК РФ – необходимая оборона и т.д.). К этой группе относятся еще два основания – истечение сроков давности(за исключением случаев, когда вопрос о применении срока давности решается судом по преступлениям, наказуемым смертной казнью или пожизненным лишением свободы)и издание акта амнистии.Эти основания предполагают наличие состава преступления, но исключают производство по делу вне зависимости от собственного усмотрения органов уголовного преследования.Отсутствие уголовно-процессуальных предпосылок для осуществления уголовного преследования может быть связано а) с преюдициальной силой ранее состоявшихся правоприменительных решений или б) с отсутствием у обвинителя надлежащей компетенции для осуществления уголовного преследования. Так, если вопрос по данному обвинению или подозрению уже был разрешен судом или органом уголовного преследования, то без отмены их решений, имеющих в данном случае преюдиционную силу, повторное уголовное преследование не допускается. Отсутствие у обвинителя надлежащей компетенции для осуществления уголовного преследования может быть выражено в несоблюдении формальной процедуры возбуждения обвинения (или привлечения лица в качестве обвиняемого), установленной для частного и частно-публичного уголовного преследования и для преследования отдельных категорий лиц, обладающих служебным иммунитетом. Производство по делу исключается: при отсутствии заявления потерпевшего, когда дело возбуждается исключительно по его заявлению (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), в случае примирения сторон по делам частного обвинения 9ч. 2 ст. 20 УПК РФ), при отсутствии согласия надлежащих органов на преодоление служебного иммунитета лица (п. 6 ч. 1 ст. 24, п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).
Обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности, закреплены не только в УПК РФ, но и в УК РФ, и по этому признаку также относятся к материально-правовым. Их суть состоит в том, что они освобождают конкретных лиц от уголовного преследования, являясь ему альтернативой. Освобождение от уголовного преследования основано на правиле общественной целесообразности обвинения. Орган уголовного преследования вправе прекратить уголовное дело в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим по делу публичного обвинения (ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ), с деятельным раскаянием обвиняемого (ст. 765УК РФ, ст. 28 УПК РФ), с применением принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему обвиняемому (ст. 90 УК РФ, ст.427, 431 УПК РФ). К этой же группе следует также отнести применение судом срока уголовной давности к подсудимому, которому грозит наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы (ч.4 ст.78 УК РФ, п.3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). В указанных случаях закон позволяет признать нецелесообразным привлечение лица к уголовной ответственности.Пределы целесообразности (условия освобождения от уголовного преследования) установлены законом (небольшая или средняя тяжесть совершенного преступления и ряд других). В целях ограничения усмотрения дознавателя и следователя для применения данных действий первому следует получить согласие прокурора, а второму – согласие руководителя следственного органа.
Таким образом, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям, указанным в ст.24 УПК РФ:
- отсутствие события преступления;
- отсутствие в деянии состава преступления (по этому основанию уголовное дело подлежит прекращению и в случаях, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым законом или лицо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо лицо достигло соответствующего возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать содеянное);
- истечение сроков давности уголовного преследования;
- смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
- отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению, за исключением случаев, когда потерпевшей не может сам защитить свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);
- отсутствия заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствия согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ. квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.
Уголовное преследование может быть прекращено не только по основаниям, перечисленным в ст. 24 УПК РФ, но также по следующим основаниям, перечисленным в ст.ст. 25, 27, 28 УПК РФ:
- примирение сторон;
- непричастность лица к совершению преступления;
- акт амнистии;
- наличие в отношении лица вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
- наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
- отказ Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица;
- деятельное раскаяние.
Реабилитация.
В юридическом смысле термин «реабилитация» означает восстановление в правах.Право на реабилитацию, предусмотренное главой 18 УПК РФ, развивает предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.