Регулирования в области уголовного процесса. Уголовно-процессуальные отношения. Уголовно-процессуальные акты.
Уголовное судопроизводство изучается наукой или теорией уголовного процесса.
Предметом теории уголовного процесса являются:
- содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права;
- социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов;
- правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации норм права;
- нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения;
- типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство;
- история и направления развития уголовного судопроизводства;
- история изучения уголовного судопроизводства(историография науки уголовного процесса).
В систему приемов и способов исследования предмета уголовно-процессуальной теории входят:
- формально-юридический метод исследования, выражающийся в грамматическом, логическом и систематическом толковании норм права;
- метод сравнительного правоведения, заключающийся в сопоставлении и оценке
норм права других государств. Благодаря этому методу учитываются недостатки и заимствуются достижения правового регулирования в области уголовного судопроизводства за рубежом;
- социологические методы (опросы, анкетирования и т.д.), позволяющие учитывать влияние экономических, политических и других социальных факторов, улавливать конкретные социальные потребности и интересы, делать выводы об эффективности правовых норм;
- исторический метод, исходящий из представления о том, что развитие уголовного процесса происходит в соответствии с объективной логикой развития общества и государства, а также используемый для исторического толкования правовых норм.
Предметом правового регулирования в области уголовного судопроизводства являются правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права. Субъектами этих правоотношений являются различные физические и юридические лица, причем обязательным участником всегда является государственный правоохранительный орган или должностное лицо этого органа, действующие в силу служебного долга. Непосредственным объектом уголовно-процессуальных отношений является поведение сторон в уголовно-процессуальной сфере. По содержанию это отношения процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере уголовного процесса. Основанием их возникновения, изменения и прекращения служат юридические факты, в качестве которых выступают действия(например, вынесение следователем постановления о возбуждении уголовного дела) и события(например, смерть обвиняемого, влекущая за собой принятие решения о прекращении уголовного дела).Принимаемые процессуальные решения оформляются уголовно-процессуальными актами (постановлениями, определениями).
Основной метод правового регулирования в области уголовного судопроизводства – императивный (право или обязанность субъекта на совершение определенных процессуальных действий вытекают из закона). Диспозитивный метод (субъект реализует свое право или по своему усмотрению или по договоренности с другими субъектами) в силу публичного характера интересов в большинстве уголовно-процессуальных отношений используется только в отношениях, связанных с принятием субъектом решения об использовании своих прав.(права на защиту, на подачу гражданского иска, на подачу жалобы и т.д.)
В состязательном процессе используется также судебный или арбитральный метод: при решении наиболее значимых юридических вопросов между субъектами стоит независимый и беспристрастный арбитр – суд, который и принимает окончательное решение, выслушав обе стороны.
По предмету и методу правового регулирования уголовно-процессуальное право отличается от других отраслей права. Так, гражданское право интересуют имущественные и личные неимущественные отношения субъектов правоотношений, семейное право – родственные и им подобные отношения. В то же время уголовный процесс тесно связан с другими правовыми, а нередко и с не правовыми отраслями знаний. Выше уже говорилось о сходстве и различиях между уголовным правом и уголовным процессом. Связь уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права состоит в сходстве ряда их общих начал – независимости суда, равноправия сторон, гласности, устности, непосредственности исследования доказательств, оценки доказательств по внутреннему убеждению. Уголовный процесс граничит с административно-процессуальным законодательством в той его части, в которой оно регулирует производство по делам об
административных правонарушениях. Формы этого административного производства во многом напоминают уголовно-процессуальные, отличаясь от них упрощенностью и ускоренностью. Уголовный процесс тесно связан с особой научной дисциплиной – криминалистикой, изучающей методику, тактику и технику расследования преступлений и вырабатывающей на этой основе соответствующие практические рекомендации. Часть из них закреплена в уголовно-процессуальном законе, в основном в виде некоторых правил производства следственных действий. Таким образом, уголовно-процессуальное право отчасти есть криминалистика, возведенная в закон.
ВЫВОДЫ:
Задача изучения курса уголовного процесса состоит в том, чтобы раскрыть содержание конкретных норм, показать действительное отношение уголовно-процессуальных норм к состязательному порядку судопроизводства, оценить соответствие российского законодательства принципам этой справедливой судебной процедуры, а главное – воспитать верность будущих правоведов величественным и гуманным идеям подлинного Правосудия. Познание судопроизводства призвано дать понимание того, как следует правильно строить правосудие и как толковать его нормы в истинном духе судебных реформ.
Понятия уголовного процесса и уголовного судопроизводства тождественны. уголовное судопроизводство – это юридическая форма для решения вопроса об уголовной ответственности за совершение преступлений. Содержание понятия процессуальной формы составляют юридические процедуры, процессуальные условия и уголовно-процессуальные гарантии.
Юридические процедуры – это последовательность, очередность совершения процессуальных действий. Уголовный процесс в целом состоит из стадий – следующих друг за другом отрезков процессуальной деятельности, отличающихся определенными целями, задачами, процессуальной формой, кругом участников и принимаемыми в итоге решениями. Таких стадий девять: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, подготовка к судебному заседанию, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, исполнение приговора, надзорное производство, возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Процессуальные условия – это нормативные предписания. Уголовно-процессуальные гарантии – это специальные правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов участников процесса, а равно выполнение ими своих обязанностей. Они позволяют лицу принудительно защитить свое право или добиться выполнения кем-либо его обязанности, независимо от воли других субъектов.
Цель судопроизводства - защита прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступлений либо незаконно ограниченных в их правах и свободах. Задача уголовного судопроизводства (то, что требует обязательного исполнения) состоит в выяснении и разрешении в процессуальных формах вопроса о необходимости и возможности применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю.
Предметом теории уголовного процесса являются:
- содержание, структура и система норм уголовно-процессуального права;
- социальные интересы и потребности, лежащие в основании уголовно-процессуальных норм и институтов;
- правоотношения, возникающие при производстве по уголовным делам как форма практической реализации норм права;
- нарушения уголовно-процессуальных норм, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности, их причины и способы устранения;
- типы, формы, тенденции развития зарубежного уголовного процесса, их достоинства, недостатки и влияние на отечественное процессуальное законодательство;
- история и направления развития уголовного судопроизводства;
- история изучения уголовного судопроизводства (историография науки уголовного процесса).
В систему приемов и способов исследования предмета уголовно-процессуальной теории входят: формально-юридический метод исследования, метод сравнительного правоведения, социологические методы, исторический метод. Предметом правового регулирования в области уголовного судопроизводства являются правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права. Субъектами этих правоотношений являются различные физические и юридические лица, причем обязательным участником всегда является государственный правоохранительный орган или должностное лицо этого органа, действующие в силу служебного долга. Принимаемые процессуальные решения оформляются уголовно-процессуальными актами (постановлениями, определениями).
Основной метод правового регулирования в области уголовного судопроизводства – императивный. Диспозитивный метод в силу публичного характера интересов в большинстве уголовно-процессуальных отношений используется только в отношениях, связанных с принятием субъектом решения об использовании своих прав. В состязательном процессе используется также судебный или арбитральный метод: при решении наиболее значимых юридических вопросов между субъектами стоит независимый и беспристрастный арбитр – суд, который и принимает окончательное решение, выслушав обе стороны.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.
С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной
Ассамблеей ООН 16.12.1966 г. (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973г. № 4812-У111). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения или наказания: заключена 10.12.1984 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987г.
№ 6416-Х1). – СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989г.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана в г. Риме
04.11.1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ). СЗ РФ. 20001., № 2.
6. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания: заключена в г. Страсбурге 26.11.1987г. С последующими изменениями и дополнениями. (ратифицирована
Федеральным законом РФ от 28.03.1998г. № 44-ФЗ). СЗ РФ. 1998г., № 36.
7. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 08.07.1981г. № 976 . С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2000г., № 2.
8. Концепция судебной реформы в РФ: одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10. 1991г. № 1801-1. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44.
9. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.
11.О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ: Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 года. Российская Газета от 22 декабря 2001 года.
12.Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.
13.Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.
14.Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.
15.Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.
16.Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.
17.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.
18.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.
19.Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.
20.Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.
Вопросы для самопроверки:
- Раскройте сущность уголовного процесса в РФ.
- Сформулируйте цели уголовного процесса.
- Сформулируйте задачи уголовного процесса.
- Назовите стадии уголовного процесса и дайте им краткую характеристику.
- Скажите, что понимается под уголовно-процессуальными условиями?
- Поясните, что понимается под уголовно-процессуальными гарантиями?
- Скажите, что понимается под уголовно-процессуальными правоотношениями?
- Назовите особенности структуры уголовно-процессуальных норм.
- Каково соотношение уголовного процесса с другими отраслями государственной деятельности, а науки и учебной дисциплины «Уголовный процесс» с другими науками и учебными дисциплинами?
- Назовите предмет уголовно-процессуального права.
- В чем заключаются особенности метода уголовно-процессуального регулирования?
- Найдите в Конституции РФ и УПК РФ статьи, из которых можно определить задачи российского уголовного процесса. Сформулируйте эти задачи и выскажите свое мнение о том, насколько успешно они претворяются в жизнь.