Самоуправления (глава 30 УК РФ).
Злоупотребление должностными полномочиями означает, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границах его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызваны необходимостью. Побудительная причина к такому поведению – корыстная или иная личная заинтересованность. Общественно опасные последствия в ст. 285 УК РФ описываются в законе с указанием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 и весьма схоже – в ст. 288 УК РФ.Обоснование причинения по конкретному делу таких последствий является весьма сложной в практическом отношении задачей. Некоторые ориентиры содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года. Вывод о том, что деяние виновного повлекло именно существенное нарушение правоохраняемых интересов, должен быть мотивирован. Сказанное в полной мере относится и к такому квалифицирующему признаку должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий, как причинение тяжких последствий.
Федеральным законом от 08.12.2003г. УК РФ дополнен двумя новыми нормами, посвященными нецелевому расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.Ранее соответствующие деяния квалифицировались как разновидность злоупотребления должностными полномочиями. По ныне действующему законодательству нецелевое расходование указанных средств,в отличие от злоупотребления,не требует специального мотива.Учитывая, что диспозиции обеих новых норм бланкетные, установление признаков нецелевого расходования предполагает обращение к нормативным правовым актам финансового права и права социального обеспечения (например, Бюджетный кодекс РФ). Особое внимание следует обратить на отличие в процедуре расходования соответствующих средств, имея в виду, что только в отношении бюджетных средств реализуется процедура казначейского – под контролем финансовых органов государства – исполнения обязательств. Обязательным признаком обоих видов нецелевого расходования является крупный размер деяния, в противном случае наступает только административная ответственность.
В отличие от злоупотребления, при превышении должностных полномочий лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав по должности,т.е.действия, которые лицо могло совершить при наличии определенных условий, предусмотренных в законе или подзаконном нормативном акте и отсутствовавших в данной ситуации.При этом такое превышение было очевидным, бесспорным для самого виновного. Это:
а) действия, которые не вправе совершить ни одно должностное лицо(применение насилия в ходе допроса и т.п.);
б) действия, которые входят в компетенцию другого лица(проведение следственных действий лицом, не принявшим дело к своему производству);
в) действия, которые могут быть совершены только коллегиально (вынесение судьей приговора единолично, когда дело по ходатайству обвиняемого должно быть рассматриваться коллегией из трех судей);
г) действия, которые предполагают наличие специальных полномочий, отсутствующих у лица(применение огнестрельного оружия лицом, которому ношение оружия не было доверено);
Особое внимание следует обратить на квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 ст. 186 УК РФ, в частности, имея в виду, что неосторожное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью охватывается данным составом преступления, а вот умышленное – нет.
При прочих равных условиях преступления, предусмотренные ст. 285 и 286 отличаются по субъекту: если полномочия другого должностного лица присваиваются в свою очередь должностным лицом, ответственность наступает по ст. 286, а если публичным служащим, не являющимся должностным лицом – по ст. 288 УК РФ.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности является, по общему правилу, административным проступком. В ст. 289 УК РФ преступным является лишь такое незаконное участие в предпринимательской деятельности, которое связано с предоставлением организации, в составе которой виновный осуществляет предпринимательскую деятельность, льгот или преимуществ либо с покровительством ей в иной форме.
По делам о взяточничестве следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
По общему правилу привлечение к уголовной ответственности одного лица за получение взятки немыслимо без обвинения другого лица в ее даче. Исключения из этого правила предусмотрены в примечании к ст. 290 УК РФ.
2) Взятка это лишь такое предоставление в пользу должностного лица, которое имеет имущественную природу(например, передача денег, бесплатный ремонт автомобиля, оплата путевки на курорт и т.д.).
3) В составах получения и дачи взятки необходимым признаком является связь между фактом ее вручения и ответным поведением должностного лица, осуществляемым с использованием служебного положения в широком смысле слова. Разновидности служебного положения, которое обеспечивается (обуславливается) взяткой, предусмотрены в ч. 1 и ч. 3 ст. 290 УК РФи истолкованы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.200г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Для признания дачи и получения взятки оконченными не требуется фактического совершения этих действий. Достаточно передать хотя бы часть взятки.