Создание Союза Советских социалистических республик. Конституция СССР 1924г.

После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств — РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики объединились в Закавказскую Федерацию — ЗСФСР). В 1920–1921 гг. между республиками устанавливается военно-хозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли, финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почт и телеграфов).

В 1922 г. был заключен и дипломатический союз — подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений с иностранными государствами. В большинстве республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б), что, несомненно, облегчало процесс их объединения. К объединению стимулировали и экономические обстоятельства —исторически сложившееся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов.

Но, как отмечают многие историки, решающей и главной стала идея принадлежности к единому великому государству, которая превалировала в умах и настроениях народов, живших в бывшей Российской империи.

Сыграли свою роль и общность исторических судеб, миграции, перемешивание населения, смешанные браки, а также — мирная, преимущественно народная колонизация в России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении. В руководстве РКП(б) существовали различные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства. Созданная комиссия Политбюро ЦК РКП(б) утвердила проект «автономизации», предложенный И.В. Сталиным. Он предусматривал включение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономий.

Ленин, ознакомившись с проектом, подверг его резкой критике. Он полагал, что все республики должны на принципах федерациисоздать Союз — на строго добровольных началах, полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из государственного союза.

ЦК РКП(б) утвердил ленинские принципы национально-государственного устройства.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами — с правом свободного выхода из Союза, внесения в свои конституции изменений в соответствии с Конституцией СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, делегаты которого избирались местными Советами (1 делегат от 25 тыс. городских жителей и 1 делегат на 125 тыс. сельских жителей[6]); в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов — он состоял из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета Национальностей, имел свой руководящий орган — Президиум ЦИК.

Исполнительным органом ЦИК СССР стал Совет Народных Комиссаров (СНК), он ведал вопросами обороны, внешней политикой и торговлей, финансами, путями сообщений и др.

Во второй половине 20-х годов в национально-территориальном устройстве СССР произошли серьезные изменения.

В 1925 г. на территории Туркестанской АССР (входила в состав

РСФСР) были образованы две новые союзные республики — Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. было провозглашено создание Таджикской ССР (ранее Таджикистан входил в состав Узбекской ССР). Схожие изменения происходили и в других республиках. Так, в 1924 г. в составе УССР появилось новое автономное объединение — Молдавская АССР. Таким образом, уже в 20-е годы большевики собрали в единое государство значительную (большую) часть территории Российской империи.

Создание Советского Союза имело противоречивые последствия для народов. Развитие центра и отдельных республик протекало неравномерно. Чаще всего республики не могли достичь полноценного развития из-за строгой специализации (Средняя Азия - поставщик сырья для легкой промышленности, Украина - поставщик продовольствия, т. д.). Между республиками строились не рыночные, а хозяйственные отношения, предписанные правительством. Русификация и культивирование русской культуры отчасти продолжало имперскую политику в национальном вопросе. Однако во многих республиках благодаря вхождению в Федерацию были предприняты шаги, позволившие избавиться от феодальных; пережитков, повысить уровень грамотности и культуры, наладить развитие промышленности и сельского хозяйства, модернизировать транспорт, т. д. Таким образом, объединение экономических ресурсов и диалог культур, несомненно, имели положительные результаты для всех республик.

С принятием конституции СССР, то есть фактической внутренней легитимации государства, процесс его создания можно считать завершенным.
Корни образования СССР лежали в необходимости создания мощного государства с сильной экономикой, которое бы могло противостоять возможной интервенции, фактически это было стремление воссоздать экономический комплекс Российской империи, что подтверждается декларацией об образовании СССР: «…годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Конституция СССР 1977г.

Конституция СССР 1977 кратко – это нормативно-правовой документ, имеющий наибольшую юридическую силу в государстве, и действовавший с 7-го октября 1977 года вплоть до развала Союза в 1991 году. Первая редакция этого документа практически не изменила действующий строй в государстве. Но трудовые коллективы вошли в число общественных организаций, дозволенных государством, вместе с теми, которые создавались коммунистической партией.

Советы депутатов трудящихся сменили название, став советами народных депутатов. Также в шестой статье документа закреплялась власть коммунистической партии.
Новый документ высшего уровня начали разрабатывать еще в 1962 г., согласно решению Верховного Совета, Хрущев возглавил комиссию, задачей которой была разработка нового проекта Конституции. Позднее идея подверглась новому обсуждению, и было решено создать еще девять дополнительных комиссий для упрощения процесса. Летом 1964 года документ был разработан, проект был дополнен подробными пояснениями. В новом документе содержалось 276 статей, однако тогда он принят не был и был отправлен на доработку.

В 1964 г. Брежнев заменил Хрущева, однако это не ускорило разработку документа. Лишь 7 октября 1977 г. документ прибыл. В преамбуле Конституции авторы оценили достижения советского народа за шестьдесят лет после завершения Октябрьской Революции. Сложившееся общество они оценили как социалистическое, прошедшее через необходимые этапы развития. Авторы назвали это одним из обязательных этапов на продвижении к построению коммунизма. При этом в документе указывается, что Конституция строится на тех же принципах, что и прочие подобные документы.

В первом разделе устанавливались базовые принципы социалистического государственного строя, а также ключевые признаки социалистического общества. Конституция объявляла СССР общенародным социалистическим государством, созданным для выражения воли и представления интересов трудящихся, представителей интеллигенции и выходцев из наций, представленных в государстве. Предоставив гражданам право создавать общественные организации, не контролируемые коммунистической партией, документ не давал возможности создания альтернативной политической силы. Соответствующую поправку приняли в 1990 году. С развалом Союза документ потерял свою юридическую силу

Наши рекомендации